Закон “об олигархах” принят: как и за что проголосовали “слуги” под аплодисменты и крики “ганьба!”

Закон “об олигархах” принят: как и за что проголосовали “слуги” под аплодисменты и крики “ганьба!”

Верховная Рада (ВР) приняла во втором чтении и в целом президентский закон, призванный “обуздать” олигархов, сведя на нет их роль в принятии важных для государства решений. Как и предполагалось изначально, главную роль в борьбе с “лицами, имеющими значительный экономический и политический вес в общественной жизни”, будет исполнять Совет нацбезопасности и обороны (СНБО). Парламентская оппозиция сочла это антиконституционным – как и процедуру рассмотрения законопроекта, которая предшествовала финальному голосованию в сессионном зале

Об этом KV стало известно в ходе очередного пленарного заседания ВР 23 сентября 2021 года под председательством первого вице-спикера Руслана Стефанчука (на фото), который исполнял обязанности спикера вместо Дмитрия Разумкова, ушедшего на больничный (COVID-19).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект №5599 авторства президента Владимира Зеленского “О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархов)” во втором чтении и в целом поддержали 279 народных депутатов при минимально необходимых 226 голосах. 

Поддержали законопроект “Слуга народа” (229 голосов “за”), почти вся группа “Партия “За майбутне” (18 депутатов из 22-х), почти вся группа “Довира” (15 голосов из 20-ти) и половина фракции “Голос” (11 из 20-ти; голосовали “за” отколовшиеся от партийного руководства, но не вышедшие из парламентской фракции депутаты, создавшие объединение “Справедливость”).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Против проголосовали 54 нардепа (“Европейская солидарность”, “Оппозиционная платформа – За жизнь”, часть “Голоса” и внефракционных), воздержались – 27 (главным образом ВО “Батькивщина”), не голосовали – 19 из 379 депутатов, зарегистрированных в сессионном зале. 

По группам и фракциям:

  • “Слуга народа”: за – 229, против – 1, воздержались – 0, не голосовали – 4 (всего во фракции 244 депутата); 

  • “Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 0, против – 20, воздержался – 1, не голосовали – 9 (всего во фракции 44 депутата); 

  • “Европейская солидарность”: за – 0, против – 23, воздержался – 1, не голосовали – 0 (всего во фракции 27 депутатов); 

  • ВО “Батькивщина”: за – 0, против – 0, воздержались – 20, не голосовали – 2 (всего во фракции 25 депутатов); 

  • “Партия “За майбутне”: за – 18, против – 0, воздержался – 1, не голосовали – 0 (всего в группе 22 депутата); 

  • “Довира”: за – 15, против – 0, воздержались – 2, не голосовали – 3 (всего в группе 20 депутатов); 

  • “Голос”: за – 11, против – 5, воздержался – 1, не голосовал – 1 (всего во фракции 20 депутатов); 

  • внефракционные: за – 6, против – 5, воздержался – 1, не голосовали – 0 (всего внефракционных депутатов – 20).

Голосованию за законопроект предшествовали скандальные события. 

В самом начале пленарного заседания, проходившего под председательством первого вице-спикера Руслана Стефанчука, член фракции “Слуги народа”, представитель президента в Конституционном Суде Федор Вениславский предложил рассматривать проект закона, не ставя на голосования внесенные ко второму чтению поправки, а идти постатейно, голосуя за предложенные профильным комитетом (по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки; глава комитета – Александр Завитневич) ключевые поправки. Такие голосования означали бы, что если комитетские правки будут поддержаны – одновременно это будет означать отклонение всех других, внесенных в рамках того или иного раздела законопроекта. Это процедурное решение поддержали 217 нардепов из 150 минимально необходимых для такого процедурного решения голосов.

После этого в зале раздались крики “зрада!” от тех депутатов (главным образом, членов фракции “Европейская солидарность”), которые категорически настаивали на прохождении всех (более тысячи, с договоренностью треть из них снять) поправок. Возле президиума Рады возникла толкучка. 

“Европейская солидарность” и ВО “Батькивщина” потребовали поставить на голосование отстранение председательствующего от ведения заседания – Стефанчук, по их мнению, нарушил предварительные договоренности о рассмотрении поправок к законопроекту. Этот вопрос был рассмотрен (его провела вице-спикер Олена Кондратюк). Но отстранение не прошло (61 голос “за” из 226 необходимых).

Первый вице-спикер после этого приступил к рассмотрению законопроект “об олигархах”, вынося на голосование ключевые поправки по статьям законопроекта. Все они были поддержаны (в среднем – 269 голосов “за”). 

Закон был принят под неодобрительные возгласы парламентской оппозиции.

Некоторые оппозиционеры еще до пленарного заседания отмечали, что на работу сегодняшней Рады может повлиять то, что вчера, утром в среду, 22 сентября, неизвестными под Киевом был обстрелян автомобиль, в котором находился первый помощник президента Сергей Шефир. Как полагают в политических кругах, это происшествие могло сказаться на консолидации президентской фракции “Слуга народа” и повлиять на результаты голосования (положительный исход которого силами самих слуг ставились под сомнение). 

В то же время, как видим, “слуги” дали необходимое количество голосов для самостоятельного принятия “монобольшинством” закона, однако “за” проголосовала все таки не вся фракция.

Читайте: Правоохранители рассматривают три версии покушения на первого помощника президента Шефира (фото, видео)


Что сегодня проголосовали: между первым чтением и вторым

В первую очередь, ко второму чтению комитет решил с подачи “народных депутатов – членов комитета” изменить название законопроекта. 

Сейчас он называется так: “Проект Закона “О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)”.

Союз “или” в названии ко второму чтению заменен на “и”. Получается законопроект о предотвращении угроз от чрезмерного влияния лиц, имеющих одновременно значительный экономический и значительный политический вес в общественной жизни.

Аналогично изменена и преамбула: “Этот Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения чрезмерному влиянию лиц, которые имеют значительный экономический И политический вес в общественной жизни (олигархов), содержание и порядок применения мер воздействия к этим лицам”.

Целью закона названо преодоление конфликта интересов из-за слияния политиков, медиа и большого бизнеса – чтобы сделать невозможным использование политической власти для увеличения собственных капиталов. Для этого нужно, по преамбуле, сделать невозможными манипуляции общественным сознанием, искажая информацию “ради доступа к ресурсам”.

Законопроект ко второму чтению содержит ряд уточненных терминов.

Интернет-средство массовой информации (Интернет-СМИ) – “средство массовой информации, которое регулярно распространяет информацию в текстовой, аудиовизуальной или другой форме в электронном (цифровом) виде в сети Интернет через веб-сайт под стабильным названием как индивидуализирующим признаком”.

СМИ, по тексту проект, это “любой из таких субъектов: печатное средство массовой информации, интернет-средство массовой информации, информационное агентство, субъект информационной деятельности в сфере телевидения и радиовещания”.

Контролер СМИ – это лицо, которое может решающе влиять на управление или деятельность СМИ каким-либо образом, “в том числе за счет финансирования”.

Кроме “связанных лиц” с олигархами во втором чтении появляется определение “представителя лица, включенного в Реестр” олигархов. Это “физическое лицо, которое проводит встречи (разговоры), общается при помощи телефонаили средств электронной связи с публичными служащими от имени и/или в интересах лица, включенного в Реестр”.

Кто такой олигарх

Для целей “этого закона” им считается физлицо, которое одновременно соответствует как минимум трем из таких признаков:

  • принимает участие в политической жизни;

  • имеет значительное влияние на СМИ;

  • является конечным бенефициарным владельцем субъекта хозяйствования, “который после дня (а не в день, как в первом чтении – *КВ) введения в действие этого закона является субъектом природных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке в соответствии с Законом Украины “О защите экономической конкуренции” и на протяжении одного года сряду поддерживает или усиливает такое положение”;

  • подтвержденная стоимость активов лица “и субъектов хозяйствования” (а не “и лиц…”, как в первом чтении), “бенефициаром которых оно является”, превышает 1 млн прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.

Кто такие политики

Принимающими участие в политической жизни, по законопроекту, как и предполагалось изначально, считаются президент, руководство парламента, народные депутаты, премьер-министр, вице-премьеры и министры (и все их заместители), руководители центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), глава Службы безопасности Украины (СБУ), Генеральный прокурор, глава Нацбанка, а также руководители постоянно действующих вспомогательных органов, созданных президентом и/или являются их близкими в понимании закона “О предотвращении коррупции” (в первом чтении была формулировка “связанными лицами”).

К политикам относятся также те, кто занимают руководящие должности в партиях и/или финансировали партийную деятельность, политическую агитацию или проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями (тут без изменений, если сравнивать в первым чтением).

Что значит “влияние на СМИ”

По законопроекту ко второму чтению, значительно влияют на СМИ те, кто:

  • является собственником (учредителем) средства (или средств) массовой информации или бенефициаром собственника (учредителя) СМИ (в первом чтении – просто бенефициаром одного или нескольких СМИ), и/или

  • является контролером собственника (учредителя) одного или нескольких СМИ (в первом чтении – контролером СМИ, без упоминания о собственнике или учредителе), и/или

  • был собственником (учредителем) СМИ или бенефициаром или контролером “НА ДЕНЬ вступления в силу этого Закона, но утратил такой статус до дня введения в действие этого Закона”, вследствие чего такой статус стало “связанное лицо или лицо, которое не имеет безупречной деловой репутации” (об этой репутации – ниже).

“Черная метка” СНБО

Решение о признании лица таким, “которое имеет значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархом)”, как и в первом чтении – принимается СНБО на основании представлений Кабмина, члена СНБО, НБУ, СБУ или АМКУ. Тут без изменений.

Такое решение, как изначально и предполагалось, вступает в силу со дня официального опубликования указа президента о введении его в действие и “является обязательным к исполнению”.

Пишите письма

Новшества ко второму чтению: 

  • аппарат СНБО за 10 рабочих дней до заседания, на котором будет решаться “судьба олигарха”, направляет потенциальному “официальному” олигарху по месту регистрации этого человека сообщение о таком заседании; сообщение должно содержать изложение “признаков олигарха”, о которых шла речь выше; после отправки такого сообщения оно публикуется на сайте СНБО;

  • лицо, которое получило это сообщение (или ознакомилось с ним на сайте Совбеза) имеет право подать в аппарат СНБО в письменной форме собственные пояснения “и другие документы по этому поводу” не позднее чем за пять рабочих дней до дня заседания Совета нацбезопасности; по ходатайству лица (и на основании соответствующего решения СНБО) его (лица) личные пояснения могут быть заслушаны на заседании.

При этом, если упомянутое сообщение не получено, письменные пояснения не предоставлены, от личных пояснений человек отказался или “кандидат” не яввился на заседание (в том числе по уважительным причинам), – это не послужит основанием к перенесению заседания или нерассмотрению на нем “олигархического вопроса”. 

“Черный список” СНБО

Решение СНБО о признании лица олигархом будет являться основанием для включения человека в соответствующий Реестр – “информационно-коммуникационную” (а не “электронной информационно-телекоммуникационную”, как в первом чтении) систему. 

Реестр предназначен для обнародования и обработки информации об олигархах и лиц, которые задекларируют контакты с ними “или с их представителями”.

Вести реестр, как и предлагалось изначально, будет СНБО. Оно же утвердит положение о Реестре и порядок его формирования и ведения. Данные Реестра будут публичными.

Кроме информации о, собственно олигархах, в него включат перечень юридических лиц, конечным бенефициаром которых является признанный олигарх, а также перечень партий и кандидатов, которых финансировал олигарх на протяжении последних трех лет. Эти данные, по законопроекту в первом чтении, в Реестр не должны были вноситься. 

Исключить лицо из Реестра будет возможно, если у него отсутствуют не менее двух признаков, предусмотренных для попадания в этот “черный список”.

Высокое признание олигарха: на “карантин”

Включенным в Реестр олигархам нельзя будет самим или через связанных физических и юридических лиц финансировать тем или иным способом партии и кандидатов (кроме взносов в собственный избирательный фонд) во время избирательного процесса. Первоначально предлагалось запретить вообще делать взносы в поддержку партий, без оговорки про период избирательного процесса.

Олигархам нельзя будет участвовать в “большой приватизации” (так и в первом чтении).

Из нового: нельзя “финансировать любую политическую агитацию, или проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями” (безотносительно – в избирательную кампанию или в “обычное” время). 

Но при этом олигархи должны будут (с момента включения в Реестр) подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, как это делают чиновники и депутаты. 

Контактные лица

Если публичный служащий контактировал с включенным в Реестр олигархов (самим олигархом или его представителем) – публичный служащий должен на следующий же день в электронной форме на сайте СНБО задекларировать такой контакт, то есть встречу или общение в любом формате (кроме случаев, если контакт состоялся в рамках публично транслируемых официальных мероприятий или на официальных мероприятиях власти с заранее очерченным перечнем участников, а также в судебном заседании).

Обязанность декларировать контакты с олигархами возлагается на тех, кто определен законопроектом в качестве участвующих в политической жизни (см. выше), а также судей Конституционного суда, главу и уполномоченных АМКУ, главу и членов Счетной палаты, Нацсовета по телевидению и радиовещанию, Центризбиркома и других государственных коллегиальных органов, в т.ч. антикоррупционных и правоохранительных, руководства областных госадминистраций.

То же относится к вообще госслужащим категорий “А” и “Б” (“Б” в первом чтении не упоминалось). 

Ко второму чтению в текст законопроекта добавлены к декларированию контактов с олигархами также те, кто занимает должности в патронатных службах, секретариатах парламентских фракций и групп, помощников-консультантов нардепов, помощников судей и сотрудников патронатных служб “в других государственных органах” (без разницы – на общественных началах или по штатному расписанию).

То же касается руководителей госпредприятий или предприятий с долей государства более 50%.

“Нарушение обязанности подачи декларации о контактах (…) является основанием для привлечения лица к политической и / или дисциплинарной ответственности”, – сказано в законопроекте. 

Какую репутацию считать “безупречной”

Как и было в законопроекте в первом чтении, во втором осталось с рядом текстуальных правок. Наличие “безупречной деловой репутации” (см. влияние на СМИ) невозможно при следующих условиях:

– судимость, не погашенная и не снятая в законном порядке;

– применение к такому лицу санкций Украиной, иностранными государствами (кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины), межгосударственными объединениями или международными организациями (применяется, в том числе, на протяжении трех лет с момента окончания санкций);

– присутствие в списке лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции (применяется, в том числе, на протяжении 10 лет после исключения из такого списка);

– наличие судебного приговора или решения о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (применяется в течение срока действия такого наказания);

– неуплата налогов, сборов и других обязательных платежей (во втором чтении добавлены также алименты) эквивалентном свыше 100 минимальных месячных зарплат (применяется, в том числе, в течение трех лет после погашения задолженности);

– покупка или намерение купить СМИ “существенно ниже рыночной стоимости” или за счет средств документально не подтвержденного происхождения;

– существенные и/или систематические нарушения требований законодательства о СМИ, банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, законодательства о ценных бумагах, акционерных обществах и фондовом рынке.

Когда начнется “карантин”

В случае принятия законопроекта, он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу. Закон будет действовать на протяжении 10 лет. 

Читайте: Олигархи в законе: у законопроектов “о деолигархизации”, альтернативных инициативе Зеленского, нет шанса


Как информировала KV, ВР одобрила “деолигархизацию” (президентский законопроект принят за основу) 1 июля 2021 года. 

Подготовить президент Владимир Зеленский поручил разработать своему Офису вместе с Антимонопольным комитетом 15 апреля с.г. в ходе заседания СНБО. 

О том, что сейчас в Украине можно насчитать, как минимум, 13 олигархов, сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов на форуме “Украина 30. Безопасность страны” 11 мая: “По моему мнению и по тем критериям, которые в аппарате СНБО мы рассчитываем, готовя этот документ (законопроект об олигархах, – KV) , мы имеем в виду 13 человек, которых можем с уверенностью отнести именно к олигархической среде… если мы не уберем это, если мы не закончим борьбу с пятой колонной, то держать независимость нашего государства будет крайне-крайне сложно”.

Отметим, “антиолигархический закон” стал одним из камней преткновения в отношениях между сейчас находящимся на самоизоляции из-за ковида спикером Рады Дмитрием Разумковым и Офисом президента и лично Владимиром Зеленским. В партии власти пеняют на то, что Разумков отклоняется от партийной линии, поступая наперекор инициативам президента (в частности, что касается санкций Совета нацбезопасности и обороны). Один из таких примеров – то, что Разумков отправил “закон об олигархах” на экспертизу в Венецианскую комиссию, хотя лидер фракции “Слуга народа” Давид Арахамия настоятельно просил Разумкова этого не делать. “Слуги” в этот понедельник на согласительном совете в Раде настояли на скорейшем включении в повестку дня пленарных заседаний этого закона. Он и был включен первым номером повестки четверга, 23 сентября. 

Читайте: Скандальные “антиолигархический” и “ресурсный” законы включены в повестку пленарной недели ВР


Также напомним, что 20 февраля с.г. Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО о введении санкций в отношении 19 юридических лиц и 8 физлиц, среди которых ключевое положение занимал один из лидеров “ОПЗЖ”, нардеп Виктор Медведчук. 

11 мая с.г. генпрокурор Ирина Венедиктова подписала подозрения в госизмене и покушения на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму Медведчуку и его коллеге по парламентской фракции Тарасу Козаку. Виктор Медведчук был отправлен судом под домашний арест по подозрению в государственной измене. Президент Зеленский по этому поводу тогда отметил, что борьба с олигархами (“но не с большим бизнесом”) на этом только начинается

А еще в начале пандемии COVID-19 Зеленский обращался к олигархам за помощью, а перед выборами обещал амнистию капиталов под 5%. Соответствующий законопроект ВР приняла в первом чтении на внеочередном заседании 30 марта 2021 года. 

Читайте: Зеленский хочет доверить СНБО работу с олигархами


Фото: Facebook Руслана Стефанчука

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
09:00 Днями перспектива завершення будівництва метро на Виноградар ще трішки віддалилася від мешканців цього житлового масиву, хоча їм і не звикати. КП “Київський метрополітен”…
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Banner
QlU7mDx4