Столичный регион сотрясают транспортные войны: перевозчики – легальные и не очень, борются за прибыль, не выбирая методов и не щадя конкурентов. В апреле на Киевщине произошло два показательных случая. Один из скандалов разыгрался в городе Славутич. От другого пострадало областное предприятие инвалидов.
Разборки в Славутиче
Как стало известно KV, 23 апреля в Славутиче состоялся митинг маршрутчиков против действий местного перевозчика “АТАСС”. Речь об этом идет в видеосюжете YouTube-канала Slavutich_LIVE.
Митингующие вменяют перевозчику грязную конкуренцию, перехват выгодных маршрутов и даже использование титушек.
Зампредседателя Славутичского городского совета Виктор Шевченко отметил в комментарии к мероприятию, что подобные вопросы невозможно решить на уровне города, так как речь идет о внутриобластных перевозках.
По итогам митинга было составлено коллективное заявление на имя мэра города Юрия Фомичева, в котором жалобщики припомнили “АТАСCу” все “прегрешения”. В том числе, завышенные тарифы, невыполнение графика движения, противоправные действия против других перевозчиков из Чернигова и отказ от высадки пассажиров на автобусных остановках.
Директор “АТАССа” Владислав Арефьев подтвердил, что люди из его “службы безопасности” действительно могли останавливать автобусы черниговского конкурента. С его слов причиной стало, что он не выполнял определенные договоренности.
“Если они считают, что это рэкет, методы 90-х, то почему нет обращений в полицию? Если есть нарушения, пусть фиксируют факты, снимают на камеру. Да, были люди, это моя служба безопасности, моего предприятия. Мы не можем договориться с перевозчиком уже пять лет. В очередной раз он попытался хитростью заработать деньги. Мы попросили его вернуться в законное поле деятельности. У него есть официально утвержденный маршрут – пожалуйста, туда.
Кроме того, нахождение черниговского перевозчика в Славутиче – нарушение законодательства о транспорте. Славутич находится в Киевской области, разрешительные документы [черниговскому перевозчику] выданы Черниговской государственной областной администрацией. Межобластные маршруты находятся в компетенции Министерства инфраструктуры. На каких основаниях Министерство делегировало той администрации полномочия проводить конкурс, нам неизвестно. Мы написали ряд писем Черниговской РГА, ждем ответ”.
Арефьев также заявил о намерении уходить со славутичского рынка перевозок.
“Есть желание уйти из города. Я устал бороться с настроениями славутичан. То, что мы делаем, никто не видит и не ценит. Мнение у них [о перевозках] сложилось такое: “Максимально комфортно и бесплатно”. Было требование купить новые автобусы – мы купили. Было требование заехать на вокзал – мы заехали. Это стоило нам больших усилий, никто не отменял бюрократическую тягомотину, пришлось пройти ряд согласований. Мы вынуждены были поднять цену, да. Но люди не понимают. У нас и так самая низкая стоимость проезда по области – 83 копейки за километр”.
Мэр города Славутич Юрий Фомичев согласился с мнением, что маршрутчики не самыми честными методами обеспечивают себе преимущество в перевозках.
“Компания “АТАСС” действительно испортила себе имидж за последние годы и вернуть его, как и доверие граждан, уже невозможно. Хотя правда, они купили новые автобусы, мы достигли согласия по корректировке маршрута с учетом заезда на Дарницкий автовокзал, на что затрачено было много времени, льготники перевозятся, но осталось множество проблем. Высокая цена, под вопросом комфорт перевозок.
На маршруте “Славутич-Чернигов” – жесткая конкуренция. Борьба эта не всегда законна. Вчера я говорил с собственником маршрута “Чернигов-Неданчичи” о ситуации. Человек предложил предоставить ему в Славутиче земучасток для установки автобусной остановки. Но зачем, удивились мы, если у нас есть более 10 остановок в городе – останавливайтесь на любой, высаживайте пассажиров, людям комфортно, все в выигрыше. Но он говорит, мол, я не могу, у меня в маршруте нет заезда в Славутич. А как он раньше заезжал в город тогда? Мне ответили: “Мы раньше договаривались с “АТАССом”, останавливались возле них, а теперь они нас предупреждают, что будут проблемы. Но в полицию он почему-то не обращался”.
По данным портала “Новости Славутича”, проблема существует более двух лет. 26 января 2016 года состоялась внеочередная сессия городского совета, которая была посвящена вопросу неурегулированной проблемы междугородных перевозок и обеспокоенности жителей города качеством этих перевозок и своей защищенности при этом.
Поводом для внеочередной сессии послужило событие, которое произошло 21 января на стоянке маршрутных такси около автовокзала города Славутич. Противостояние двух перевозчиков вылилось в угрозы и сказалось на пассажирах-славутичанах. Как заявил представитель черниговских перевозчиков Александр Ольховик (ФЛП Ольховик А.В. (**)), неизвестные угрожали ему физической расправой.
“В 13.30 мне позвонил водитель и сообщил, что автобус никуда не поедет, а если он попытается загрузиться, то неизвестные лица в количестве около 20 человек побьют автобус и порежут колеса. Также предупредили: если заметят, что он забирает пассажиров в другом месте, столкнут по дороге в кювет. Водитель испугался и уехал от автовокзала. Я срочно выехал в Славутич, забрал автобус у водителя и сам решил поехать к вокзалу, чтобы забрать записавшихся пассажиров, перед этим предварительно позвонив в полицию”.
“Надежда-2000”
Исходя из судебного решения № 761/13038/19 в Шевченковского районного суда Киева, частное предприятие инвалидов (ЧПИ) “Надежда-2000” (“Приватне підприємство інвалідів “Надія-2000” (***)) пытались выдавить с маршрута №772 “Бузовая – Киев АС Дачная”.
Решением суд отказал в ходатайстве следователю отдела расследования особо тяжких преступлений полиции Киевщины, который обратился с ходатайством об аресте изъятого мобильного телефона у руководителя адвокатского объединения “Вишневый и партнеры” (*****) Александра Вишневого.
В документе приводятся цитаты из досудебного расследования, которое стало поводом к аресту имущества. Так, в ходе этого досудебного расследования полиция заподозрила директора конкурентного ООО “СпецИнтерТранс” (****) Татьяну Лобанову и адвоката Вишневого в сговоре и организации давления на “Надежду-2000”.
“19.03.2019 в ходе встречи лицо_8 с лицо_4 […] последний сообщил, что достиг соглашения с директором ООО “СпецИнтерТранс” лицо_7 о совместных действиях, направленных на блокирование работы предприятия ЧПИ “Надежда-2000”, с целью вымогательства дальнейшего отказа указанного предприятия от своего рабочего автобусного маршрута No 772 в пользу предприятия ООО “СпецИнтерТранс”. За указанные противоправные действия директор ООО “СпецИнтерТранс” готов заплатить 100 000 грн. лицу_4. […] По расчетам лицо_4, в результате таких действий ЧПИ “Надежда-2000” будет нести убытки в размере 20 000 грн. в день и в случае понесения таких убытков несколько дней руководители ЧПИ “Надежда-2000” будут вынуждены отказаться от маршрута”, – сказано в решении.
В документе также отмечается, что “для реализации плана по вымогательству маршрутного пути №772 юрист “Надежды-2000” привлек общественного активиста, руководителя ОО “36 сотня””. Согласно данным аналитической системы YouControl, им является Виктор Дигас.
“21.03.2019 в указанное время ЛИЦО_8 и другие “активисты” на конечной остановке в г. Боярка, пл. Ленина начали выполнять все действия согласно плану ЛИЦО_4 и ЛИЦО_7 по блокированию автомобильного маршрута Боярка-Киев (796), принадлежащему ЧПИ “Надежда-2000”. Блокировка указанного маршрута осуществлялась в течение 21.03.2019-22.03.2019”, – сказано в решении.
По итогу, указано в тексте решения, Лобанову и Вишневого задержали правоохранители, изъяли у них имущество, которое могло бы послужить в установлении причастности данных лиц к совершению преступления – это в том числе мобильный телефон и сим-карта.
Однако сам Вишневый, а также его коллеги из адвокатского объединения “Вишневый и партнеры” настаивают на том, что задержание Александра Вишневого и арест его имущества – телефона – противоправно. На сайте адвокатского объединения Вишневый опубликовал свою версию происходящего.
“Выяснилось, что реальными мотивами этого уголовного преследования являются даже не месть адвокату, а банальное уничтожение с помощью правоохранителей конкуренции в бизнесе, инициированное учредителями предприятия ЧПИ “Надежда-2000” Шубиным Дмитрием Вячеславовичем, Ругаль Еленой Вячеславовной и их отцом Шубиным Вячеславом Николаевичем. […]
Подробно проанализировав все эти факты становится очевидным, что заявителями – провокаторами в обоих производствах является одно и то же лицо – предприятие ППИ “Надежда-2000”, совладельцы которого всеми возможными способами пытаются уничтожить на своем пути конкурентов по бизнесу, а умный и опытный адвокат является препятствием на пути к достижению этой желанной хоть и неправомерной цели. Сейчас очевидным является тот факт, что адвокат Вишневый А.В. стал заложником чужих бизнес-разборок”, – говорится в сообщении.
19 апреля 2019 года на фейсбук-странице “Всеукраинской ассоциации пассажиров” появилась информация, что Вышгородский районный суд Киевской области отпустил из-под стражи Александра Вишневого, которого там называют “рейдером”.
“Тесть Александра Вишневого Владимир Мельничук, который является судьей Киевского Апелляционного административного суда, был замечен в стенах украинской Фемиды перед началом судебных заседаний по делу своего зятя. Не было ли такое “случайное” появление судьи Владимира Мельничука, который, кстати, был судьей по многочисленным сфабрикованным делам майдановцев и успешно выносил приговоры Героям, причиной того, что его зятя – адвоката Александра Вишневого – так и не отправили в СИЗО?” – пишут на странице ассоциации.
Читайте: Жители Борисполя отвоевали себе право ездить по прежним тарифам
Мнение
Как рассказал KV руководитель Ассоциации перевозчиков Киевщины Алексей Павленко, в случае, произошедшем в Славутиче, предприятие “АТАСС” можно понять: конкурент зашел не на самых честных условиях.
“Поскольку черниговский перевозчик выполняет перевозку на межобластном маршруте, его должен назначать департамент транспорта Министерства инфраструктуры. Но Министерство переложило полномочия на Черниговскую обладминистрацию, которая и выдала разрешение, этот маршрут был оформлен как транзитный. Мы обратили внимание на проблему, направили письма в Мининфраструктуры, там начали разбираться. Тем не менее, имеем ситуацию, в которой есть превышение полномочий со стороны Черниговской ОГА.
Ответная реакция Славутича в данном случае вполне понятна: каждый имеет право защищаться так, как он может. Славутичский регион можно назвать депрессивным: пассажиропоток в нем небольшой, каждое предприятие защищается в попытке выжить. Благо, делает оно это в законном поле. Однако чтобы решить проблему мирно, нужно связаться с людьми, выяснить, кто из них как работает”.
Читайте: Долой частников. Киевщина требует заменить маршрутки на коммунальные автобусы
В случае инцидента с ЧПИ “Надежда-2000” Павленко отметил, что не владеет всей информацией, однако подчеркнул – не мудрено, что ситуации с “отжимом” маршрутов возникают, поскольку это очень прибыльный бизнес.
“Этот вопрос не возник в сфере медицины или условной продажи. В сфере транспорта всегда будет интерес полакомиться, напрячь, отжать. Такова судьба наших перевозчиков. Тем не менее, должна быть позиция государства по этому вопросу – в сфере защиты бизнеса, как вариант”.
Глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков еще в сентябре прошлого года предрекал, что раздача маршрутов мимо конкурсной процедуры обернется дракой перевозчиков за маршруты. Он считает, что причина этих двух вспышек, как и ранее, – непрозрачность проведения конкурсов и попустительство местных властей. В первую очередь, Киевской ОГА – в плане конкурсного определения перевозчиков.
“В Украине есть только два образца честного, прозрачного проведения конкурсов – город Киев и Днепропетровская область. Это не застраховывает их от возникновения типичных проблем в сфере пассажироперевозок, но решаются проблемы эти куда быстрее и эффективнее. Как решать проблемы в Славутиче и с перевозчиком “Надежда-2000”? Прежде всего, контролирующие органы и Киевская обладминистрация (а в случае Славутича – еще и городской совет) должны проинспектировать работу перевозчиков, фиксировать нарушения, составлять акты и взыскивать штрафы, заносить данные в “электронный кабинет перевозчика”. И от этих данных в дальнейшем отталкиваться при проведении конкурсов – которые, опять же, должны проводиться прозрачно.
При порядке, согласно которому всегда есть предприятие на втором месте за победителем конкурса, будут продолжаться войны за маршруты. Будут межусобные войны еще и потому, что чем обращаться к юристу и делать все согласно закону, что занимает время и стоит куда больше денег, куда эффективней и иногда дешевле нанять десяток молодых людей в спортивной форме. Я этого не принимаю, но я могу понять, почему это грозит продолжаться”.
Случаи разборок между владельцами маршрутов – не редкость для Киевщины. С 2013 года KV регулярно фиксирует те или иные конфликты, связанные с дележкой территории представителями автобусных таксомоторов. Одним из самых ярких эпизодов войны “за право возить” можно назвать инцидент в Переяслав-Хмельницком, где центральный вход местной автостанции был заблокирован разливами экскрементов.
Читайте: Три подлинных кошмара из жизни Переяслав-Хмельницкого
Напомним, Киевская облгосадминистрация не единожды продлевала договора на перевозку пассажиров областным предприятиям. С каждым разом количество фирм и маршрутов, на которые выполняется пролонгация, увеличивалось. Но большинство этих предприятий объединяет одно – судебное разбирательство годичной давности с конкурсной комиссией облгосадминистрации.
Читайте: Киевская ОГА продлевает договора перевозчикам из чувства долга
По оценкам экспертов, в области около 2000 автобусов ездят без соответствующих договоров или лицензий. При этом контролирующие органы смотрят на проблему сквозь пальцы, а иногда откровенно потворствуют нарушителям закона.
Читайте: Пригородный ездок: Нелегальные маршрутки добивают рынок перевозок Киевщины
Тем временем, на грани транспортного коллапса оказался город Борисполь Киевской области. После того, как городские власти в судебном порядке снизили стоимость проезда, местные маршрутчики объявили забастовку. Мэрия настаивает: если перевозчики не уймут свои аппетиты, с ними разорвут договора и заведут в город новые, более сговорчивые компании, согласные катать горожан по прежней цене. Перевозчики, в свою очередь, и сами грозятся уйти. Говорят, действующие тарифы вгоняют компании в убытки.
Читайте: Борисполь рискует остаться без частных перевозчиков
Согласно данным аналитического портала YouControl, дочернее предприятие “Предприятие региональных перевозок “АТАСС” открытого акционерного общества “Автотранспортное акционерное содружество “Славутич” зарегистрировано 21.11.1996 года в Славутиче Киевской области, на улице Энтузиастов, дом 6. Основной вид деятельности предприятия – “прочие виды наземных пассажирских перевозок, не отнесенные к другим категориям”. Директором является Владислав Арефьев, учредителем – ООО “Рай-дуга”, конечным выгодополучателем – Вита Билоусова.
Только в феврале-апреле этого года предприятие проходило ответчиком по хозяйственному делу № 911/286/19 о взыскании 1,143 млн гривен на пользу Славутичского коммунального предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства” в качестве покрытия задолженности за поставку отопления. На судебные заседания представитель предприятия не приходит.
А в марте 2018 года выступало ответчиком по административному делу № 810/4127/15: с иском против предприятия обратилось Управление Пенсионного фонда в Славутиче о взыскании суммы задолженности по возмещению расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях в размере 36,5 тысяч гривен.
ФЛП Ольховик А.В. зарегистрирован в 2006 году в городе Чернигов, по улице Независимости, дом 14.
* Дочірнє підприємство “Підприємство регіональних перевезень “АТАСС” відкритого акціонерного товариства “Автотранспортна акціонерна співдружність “Славутич”, код ЄДРПОУ: 23241723
** Фізична особа-підприємець Ольховик Олександр Віталійович
*** Приватне підприємство інвалідів “Надія-2000”, код ЄДРПОУ: 30367866
**** Товариство з обмеженою відповідальністю “Спецінтертранс”, код ЄДРПОУ: 24217419
***** Адвокатське об’єднання “Вишневий та партнери”, код ЄДРПОУ: 40920359
Фото: коллаж KV