Народный депутат Александр Дубинский (“Слуга народа”, 94 округ Киевщины) внес в Верховную Раду (ВР) законопроект, который, как считает нардеп, защитит интересы инвесторов возведения жилых многоэтажек и предотвратит появление “жилищных пирамид”. Предлагается сделать это за счет изменения порядка финансирования строительства и привлечения банковского контроля за ходом строительных работ.
Об этом KV стало известно из законопроекта №4247 “О внесении изменений в Закон Украины “О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью” относительно установления порядка финансирования объектов жилищного строительства и обеспечения защиты прав инвесторов”.
Согласно законопроекта, защита прав гражданина, который инвестирует в строительство нового жилья, осуществляется путем постепенного (поэтапного) финансирования строительства с применением счетов условного хранения (эскроу), а также за счет дополнительного контроля, в том числе со стороны банка, за ходом строительства. Также предлагается ввести обязательное страхование гражданско-правовой ответственности застройщика в пользу инвесторов.
Проект закона предлагает такие новшества: установить возможность финансирования из фонда финансирования строительства (ФФС) и фонда операций с недвижимостью (ФОН) только одного объекта строительства.
По задумке автора документа, это позволит предотвратить возникновение так называемых “пирамид”, когда средства инвесторов, уплаченные за строительство конкретного объекта инвестирования (квартиры или помещения социально-бытового назначения), направляются застройщиком для строительства совсем другого объекта.
Кроме того, предлагается обязать управляющих ФФС открывать счета условного хранения (эскроу), на которые и зачислять средства инвесторов для строительства конкретного объекта.
А дальше финансирование строительства должно будет осуществляться поэтапно – по мере готовности объекта, а именно:
-
30% – первый взнос после заключения договора;
-
40% – после завершения возведения наружных стен объекта строительства;
-
8% – после завершения работ по установлению коммуникаций и осуществления кровельных работ объекта;
-
3% – после установки системы отопления;
-
5% – после сантехнических и электромонтажных работ;
-
5% – после завершения внутренних работ и лифтового оборудования (для многоэтажных домов);
-
3% – после монтажа окон, входных дверей и внутренних коммуникаций;
-
5% – после работ по оборудованию мест общего пользования объекта строительства;
-
1% после проведения других работ, если это предусмотрено условиями договора между управляющим и застройщиком.
Законопроект закрепляет фактический контроль за ходом строительства со стороны банка, в котором управляющим открыт счет эскроу – то есть застройщик сможет получить денежные средства только после того, как банк убедится, что соответствующий этап строительных работ закончен.
Помимо того, застройщик будет обязан страховать в пользу инвесторов свою гражданско-правовую ответственность перед ними за своевременность и полноту проведения строительных работ.
Александр Дубинский обращает внимание в Пояснительной записке к законопроекту на то, что “на сегодня система правоотношений в сфере жилищного строительства позволяет застройщикам нарушать права инвесторов в жилищное строительство на всех этапах такого строительства и при этом фактически избегать соответствующего наказания”.
Нардеп приводит данные, по которым в течение 2018 украинцы инвестировали в строительство жилья почти 35 млрд гривен, или 6% от общего объема капитальных инвестиций в Украине.
В то же время, продолжает он, по состоянию на начало 2019 года в стране насчитывалось более 16 тыс. объектов, которые начали строить, но так и не ввели в эксплуатацию. Среди них более 60% – это объекты именно жилищного строительства, которое или приостановлено или вообще не производится.
“Безусловно, каждый из таких случаев имеет свою уникальную историю и причины остановки строительства, однако у всех этих проектов есть общие черты (проблемы). Основной проблемой отсутствия заинтересованности среди инвесторов к финансированию строительства является не только отсутствие доверия к компании-застройщика (“кризис доверия”), но и отсутствие законодательных гарантий защиты прав и интересов такого инвестора”, – говорится в записке.
Александр Дубинский уверяет, что при разработке законопроекта использовался лучший опыт европейских стран, таких как Германия, Франция, Италия, Польша, которые “уже давно справились с проблемами недостроев и долгостроев, и в которых случаи с “замораживанием” строительства является единичным исключением”.
На данный момент законопроект №4247 прорабатывается в профильном парламентском комитете (по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики; глава комитета – Данил Гетманцев).
Фото: Zaxid.net