Следственный судья Печерского районного суда Киева Вячеслав Подпалый отказал Офису генпрокурора, который просил для главы политсовета партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” и сопредседателя одноименной парламентской фракции Виктора Медведчука содержание под стражей до 10 июля с.г. с альтернативой выхода под залог (300 млн гривен). Вместо этого Медведчуку присужден круглосуточный домашний арест с ношением электронного браслета. В Службе безопасности и Госбюро расследований подозревают Медведчука в госизмене и подрыве экономической безопасности нашей страны. Ему грозит 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Кум Путина обвинения в свой адрес отвергает, считая происходящее политическим преследованием оппозиционной партии. По сути “дело Медведчука” еще не рассматривалось.
Об избрании меры пресечения для Виктора Медведчука KV стало известно в ходе судебного заседания в Печерском районном суде г. Киева 13 мая 2021 года.
Следственный судья не объяснил, почему он принял именно такое решение, сославшись на то, что составление и оглашение вступительной – мотивировочной части и части текста до резолютивной части займет много времени. Поэтому судья ограничился резолюцией: отвергнуть ходатайство об аресте с возможностью залога, назначив домашний арест.
Адвокаты Медведчука во время судебного заседания, которое началось в 13 часов, а завершилось около 20:50, настаивали на том, что их подзащитному не вручили как подобает подозрение; соответственно, он, по мнению стороны защиты, не являлся на момент судебного заседания подозреваемым, а значит и само рассмотрение представления прокуроров о взятии под стражу на время досудебного расследования было незаконно.
Также защитники оспаривали утверждения прокуроров, которые допускают уклонение Медведчука от участия в следственных действиях, а также его попытки, будучи на свободе, отчуждать имущество или активы из-за возможной конфискации в случае обвинительного приговора суда (последнее утверждение прокуроров и адвокаты, и Медведчук парировали заявлением о наличии в отношении его санкций, блокирующих распоряжение имуществом и активами).
Медведчук сказал в суде, что процессуальная сторона вынесения подозрения была нарушена, а само расследование назвал политическим преследованием оппозиции со стороны власти: “Вчера я действительно ознакомился с материалами подозрения. (…) Материалы подозрения не были объявлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса”, а подозрения “являются политически мотивированными и направленными на то, чтобы остановить оппозицию”.
Часть парламентской фракции “ОПЗЖ” выступила с готовностью взять на поруки одного из своих руководителей. В итоге, это не понадобилось.
Решение о мере пресечения принял скандально известный следственный судья Печерского райсуда Вячеслав Подпалый. Он известен, в частности, тем, что в 2016 году избрал меру пресечения для задержанного столичного застройщика Анатолия Войцеховского в виде содержания в следственном изоляторе с возможностью внесения залога в размере 14 млн гривен (после внесения залога застройщик на некоторое время скрылся в РФ).
Раньше, в 2007 году, упомянутый судья подписал решение об обыске в квартире Юрия Луценко в рамках уголовного дела против него злоупотребления служебным положением на посту главы МВД в 2005-2006 годах. А по причине неуведомления о подозрении в 2014 году снял арест со счетов экс-главы НБУ Сергея Арбузова (на них тогда было 200 млн гривен).
Читайте: Строительная афера размером в шесть “Элита-Центров”
Судебному заседанию, в котором определялась мера пресечения для Виктора Медведчука предшествовало подписание 11 мая с.г. генпрокурором Ириной Венедиктовой подозрения в госизмене и покушения на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму Медведчуку и его коллеге по парламентской фракции Тарасу Козаку (последний, согласно сообщениям в СМИ, находится на территории РФ).
По данным следствия, осуществляемого Государственным бюро расследований (ГБР) и Службой безопасности Украины (СБУ), “подозреваемые для содействия стране-агрессору в разграблении национальных ценностей на оккупированной территории, в 2015 году передали РФ документальную базу месторождения “Глубокая”, расположенного в прикерченском шельфе Черного моря в исключительной (морской) экономической зоне Украины. Без этих документов и других совершенных ими и их сообщниками действий, по мнению специалистов, процесс подготовки и разработки месторождения оккупационными властями РФ занял бы годы и потребовал бы значительных материальных ресурсов. Ресурсы этого месторождения в денежном эквиваленте составляют более 38 млрд гривен” (которые потенциально, в будущем, могли бы стать украинским ресурсом – уточнила сторона обвинения в Печерском суде 13 мая).
Кроме того, “подозреваемые помогали иностранному государству в подрывной деятельности против Украины путем ведения информационной войны. В 2020 году народные депутаты участвовали в доработке разработанной органами РФ программы “Проект “Луч”, целью которой является получение возможности управлять событиями в Украине. Проект был направлен на формирование сети агентов влияния, лояльной к Российской Федерации прослойки населения, продвижение и лоббирование в Украине политических, геоэкономических и других интересов РФ, принятие выгодных для РФ управленческих, экономических, политических решений”.
При этом утверждается, что один из народных депутатов, “согласно отведенной ему роли пособника совершения преступления, выполнял указания и поручения другого”, в частности, что касается систематического общения с представителями РФ для обмена информацией.
Отметим, инкриминируемые Медведчуку факты были впервые обнародованы в журналистском расследовании программы “Схемы” (совместный проект Радио Свобода и “UA: Первый”) в октябре 2018 года – в конце каденции пятого президента Петра Порошенко, накануне активной предвыборной кампании по выборам шестого гаранта Основного закона.
Как информировала KV, 19 февраля 2021 года Совет национальной обороны и безопасности (СНБО) принял решение о введении санкций в отношении 19 юридических лиц и восьми физлиц, среди которых ключевое положение занимают один из лидеров “ОПЗЖ”, нардеп Виктор Медведчук и его жена, бывшая телеведущая Оксана Марченко. Днем позднее решение СНБО было введено в действие указом президента Владимира Зеленского.
Читайте: На Медведчука и его жену наложены санкции (видео)
Фото: “ВВС”