Верховная Рада (ВР) приняла за основу законопроект Владимира Зеленского, предусматривающий отмену госмонополии на производство спирта. Его предлагается разрешить предприятиям любой формы собственности при наличии лицензии. Кроме того, в “Слуге народа” появилась идея разрешить еще и лицензированное производство зернового дистиллята, а также ввести временный мораторий на строительство водочными компаниями собственных спиртзаводов на время разгосударствления “Укрспирта”.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 15 ноября.
В первом чтении, за основу проект закона №2300 “О внесении изменений в Закон Украины “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего” поддержали 293 народных депутата.
Законодательную инициативу президента Владимира Зеленского предварительно одобрили голосами фракций “Слуга народа” и “Голос”, и частично – “Оппозиционной платформы – За жизнь” и группы “За будущее”.
Представитель президента в Раде, первый вице-спикер Руслан Стефанчук , представляя законопроект сказал, что “обеспечение экономической безопасности – одна из главных функций государства”, а значительный уровень теневой экономики при производстве и сбыте спирта представляет опасность.
“За последние 15 лет объем нелегальной выработки спирта, по информации экспертов, вырос с 10 до 55 процентов. Кроме того, само существование государственной монополии на производство спирта из-за отсутствия конкуренции подталкивает к увеличению теневого рынка, порождая риски существования коррупционных схем”, – сказал Стефанчук.
От парламентского комитета по вопросам экономического развития законодательную инициативу президента прокомментировал председатель комитета Дмитрий Наталуха (“Слуга народа”). Он сравнил политику с экономикой, призвав их лишить теневых элементов.
“Ни для кого не секрет, что кроме публичной политики, которой мы занимаемся здесь в зале, есть политика “глубинная”, беспартийные и, часто, внефракционных отношения, которые критично влияют на события в государстве. Так же можно разделить и экономику. Есть отчеты и статистика, а есть экономика “глубинная”, целые сектора, которые генерируют невероятное количество прибыли, идущей вне государственного бюджета, вне налоговых органов. К таким секторам относится и спиртовая отрасль”, – сказал о ней Наталуха и призвал принять законопроект о ее демонополизации.
Но при этом, необходимо различать разгосударствление и демонополизацию, подчеркнул глава парламентского комитета и заверил: “Между первым и вторым чтением мы постараемся сделать все возможное, чтобы модель демонополизации была эффективной и шла в первую очередь в пользу государства”.
Позднее коллега Наталухи по фракции Евгений Шевченко добавил, что ко второму чтению законопроекта кроме введения на два года моратория на строительство новых спиртзаводов (чтобы дать приоритет приватизации уже существующих заводов из числа входящих в госконцерн “Укрспирт”), ожидается и разрешение производства спирта-дистиллята.
Демонополизация, таким образом, по словам Шевченко, коснется не только производства спирта, “но и олигархических кланов, которые производят водку. Потому что практически весь рынок захвачен четырьмя компаниями. Поэтому есть предложение ко второму чтению внести изменения, и Кабинет министров будет выдавать лицензии фермерам, средним и малым предпринимателям на производство спирта-дистиллята, как зернового, так и патового. Будет конкуренция”.
Вадим Ивченко (ВО “Батькивщина”) подверг критике невыписанность конкретных механизмов разгосударствления спиртзаводов в законопроекте: “Каким образом мы будем продавать заводы? Мы их будем продавать как металлолом, ни копейки бюджет не получит. А по внедрению электронного учета, электронного акциза, где эти законы? Они должны рассматриваться рядом с этим законом. Этот закон ничего не даст”.
Василий Нимченко (“Оппозиционная платформа – за жизнь”) выступил вообще против того, чтобы упразднить госмонополию в этой сфере: “Наличие государственной монополии, государственного контроля за качеством спирта – это элементы безопасности, здоровья граждан. Поэтому те, кто сегодня предлагает освободиться от государственной монополии, поведут в фарватер бесхозяйственности”.
Виктор Бондарь (группа “За будущее”), напротив, сказал, что монополию “Укрспирта” уже давно надо было упразднить, поскольку “эта кормушка десятилетиями наполняла карманы отдельных чиновников, которые заставляли теневых дельцов покупать “левый” спирт через различные схемы, а это десятки миллионов долларов в год для отдельных чиновников”.
Степан Кубив (“Европейская солидарность”) выступил одновременно и от собственной фракции, и от фракции “Голос”, которая делегировала ему это право. Экс-министр экономического развития в правительстве Владимира Гройсмана сказал, что начинать демонополизацию спиртовой отрасли нужно с проведения технического и финансового аудита всех производственных площадок “Укрспирта”, после чего следует провести рыночную оценку активов и, по ее результатам, от неликвидных спиртзаводов государству нужно избавиться, а на базе рентабельных создать частное акционерное общество.
По итогам обсуждения, как было сказано выше, законопроект №2300 был принят большинством голосов (хотя, как уже отмечалось, фракция, к которой принадлежит Кубив, воздержалась при голосовании).
Читайте: Зеленский инициирует отмену государственной монополии на производство спирта
Напомним, суть законопроекта №2300 заключается в том, что с 1 января 2020 года отменяется государственная монополия на производство спирта, а сами изменения в законодательство выглядят следующим образом:
-
производить спирт смогут субъекты хозяйствования любой формы собственности при условии получения лицензии (на данный момент это право имеют только государственные предприятия);
-
экспорт спирта этилового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового смогут осуществлять субъекты хозяйствования, получившие лицензию на его производство;
-
оптовую торговлю этиловым спиртом можно будет осуществлять только при наличии лицензии;
-
оптовую торговлю этиловым спиртом для медицинских и ветеринарных целей можно будет осуществлять учреждениям здравоохранения и субъектам хозяйствования зооветеринарного снабжения независимо от формы собственности при наличии лицензии;
-
импорт спирта до 1 января 2022 года смогут осуществлять только уполномоченные Кабмином государственные предприятия.
Также напомним, что замглавы Офиса президента (ОП) Юлия Ковалив недавно озвучила намерения по приватизации государственного концерна “Укрспирт”: “По нашим оценкам, приватизация “Укрспирта” принесет не менее 5 млрд гривен”, – сказала она на брифинге, выразив надежду, что вскоре парламент примет президентский законопроект о демонополизации спиртовой отрасли в Украине. В ОП считают, что это позволит начать подготовку к приватизации крупнейшего отечественного производителя спирта и спиртосодержащей продукции, который обладает десятками производственных площадок (половина из которых на сегодняшний день простаивает) и находится в управлении Министерства аграрной политики и продовольствия.
Читайте: Нардепы от “Слуги народа” предлагают декриминализировать самогоноварение
Фото: Zik.ua