Святослав Швецов: “Власть способна полностью уничтожить малый бизнес уже до конца 2012г.”

Святослав Швецов: “Власть способна полностью уничтожить малый бизнес уже до конца 2012г.”

Святослав Швецов: “Власть способна полностью уничтожить малый бизнес уже до конца 2012г.”

Глава киевской организации Всеукраинского профсоюза “Столица-регионы” и координатор Центрального штаба спасения украинского предпринимательства Святослав Швецов о последствиях для экономики и жизни людей от введения НК, и о причинах, толкающих власть на подобные непопулярные шаги

 

KV: С 1 апреля вступают в силу некоторые положения Налогового Кодекса (НК), касающиеся в т.ч. деятельности мелких предпринимателей. К чему это приведет?

 

Святослав Швецов: С 1 апреля НК запрещает плательщикам НДС относить на валовые затраты закупку продукции или услуг у предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Т.е. эти субъекты хозяйственной деятельности (СХД) с 1 апреля полностью перестанут что-либо закупать у упрощенцев, а новое предприятие, которое платит 6% НДС по упрощенной системе, также зарегистрировать уже нельзя. Предпринимателям, работавшим ранее с плательщиками НДС это равносильно гибели. Перейти на общую систему налогообложения смогут только единицы из них. Во-первых, они не понимают, как работать с НДС, во-вторых — не вынесут увеличения расходов на формирование большего штата сотрудников. В группу риска попадают: предприниматели-автогрузоперевозчики на упрощенной системе (осуществляют не менее 60% автомобильных грузоперевозок в стране), ЧП, специализирующиеся на проведении ремонтов, осуществляющие установку дверей, окон, предоставляющие маркетинговые, рекламные услуги, и пр. Плательщики НДС волей неволей теперь вынуждены будут заказывать все эти работы и услуги только у плательщиков НДС. А это однозначно выйдет для них дороже. В итоге это приведет к новому росту цен. На некоторые товары и услуги они поднимутся в среднем на 50%. Кому это выгодно, когда покупательская способность населения падает, не понятно.

 

KV: В Кабмине объясняют, что так они борются со схемами ухода от налогов. Может быть, схема списывания на закупку у упрощенцев товаров и услуг или только на бумаге, или по завышенной цене, действительно приводила к не поступлению в бюджет огромных сумм?

 

Святослав Швецов: Это смешно. Да такие схемы есть. Но, таким образом, в стране в год могло уходить в тень максимум около 1 млрд. грн. Это ничто в сравнении, например, с тем, сколько недоплачивается в бюджет от налогов по схеме оффшоров крупными экспортными предприятиями. Коррупционных схем в стране хватает. Но для их выявления есть правоохранительные органы и налоговая инспекция. Нельзя карать тех, кто работал честно, и мелких предпринимателей, которые никакой минимизацией не занимались. Это все равно, что человеку, с занозой в пальце, вместо того, чтобы ее вытащить, отнять руку по локоть. Наше правительство со своим НК напоминает именно такого хирурга.

 

KV: Предприниматели своими акциями протеста не дали правительству отменить в НК упрощенную систему налогообложения. Закон “О налогообложении малого бизнеса” еще не принят. Но, сегодня представители малого бизнеса в один голос утверждают, что выживать им уже сегодня крайне сложно? Чем это объясняется?

 

Святослав Швецов: На Майдане удалось добиться только отсрочки для малого бизнеса. Уже с 1 января на рынках должны были ввести кассовые аппараты, предприниматель был бы обязан отчитываться по каждой финансовой операции, налоговым службам присвоили бы права милиции, прокуратуры и судебного исполнения одновременно. С 1 января налоговая могла бы сама выписать себе направление на проверку, выносить решение о конфискации товара предпринимателя, и сама же его конфисковать. Из-за активного возмущения предпринимателей Кабмин не вынес до 1 апреля на рассмотрение ВР проект Закон “Об упрощённой системе налогообложения”, которым власть собиралась существенно снизить для ЧП размер разрешенный годового оборота, уменьшить количество их работников, и пр. Но, если ранее упрощенцы платили только единый или фиксированный налог, с которого государство забирало часть денег в пенсионный фонд, то с 1 января их уже обязали вдобавок платить за себя и за своих работников единый социальный взнос в размере 33% от зарплаты. В расчете от минимальной зарплаты это означает необходимость отдать сегодня еще около 340 грн. Пенсионный фонд теперь пополняется из этих денег. Парадокс в том, что платить этот взнос заставили даже предпринимателей пенсионного возраста, которых на рынках  сегодня не менее 40%. Для предпринимателей которые еле сводят концы с концами на базарах в небольших населенных пунктах это критичное увеличение фискальной нагрузки. Всю зиму торговцы на рынках традиционно проработали в минус. Все рассчитывали на весеннюю торговлю, но покупательская способность населения снижается и дальше. А ежемесячно платить нужно и аренду, и налоги уже на уровне около 500 грн. в месяц.

 

KV: Как в новом режиме работают налоговые администрации?

 

Святослав Швецов:  НК, одни положения, которого сегодня противоречат другим, а также ряду законов и нормативных актов, принимался в авральном режиме и был введен в действие меньше чем за месяц, хотя на отладку всех процедур нужно было потрать минимум полгода. Из-за этого сейчас предприниматели, бухгалтера, и сами налоговые инспектора имеют сильную головную боль. Раньше предприниматели сдавали  в налоговых отчет раз в квартал, теперь многие налоговые администрации (не все) начали требовать от мелкого бизнеса отчитываться в налоговой  ежемесячно, в т.ч. об уплате единого социального взноса. Причем старые формы отчетности уже не действуют, а  новые — не успели сделать даже в марте. В результате налоговые продлили сдачу отчетности до 21.03.11, но четко объяснить, как сдавать отчеты, все равно никто пока не может. Где-то ежемесячно требуют отчитываться по оплате единого социального взноса только за самого предпринимателя, где-то — и за его работников. В некоторых регионах налоговики, как и предписано в НК удерживаются от проверок до 1 июля, в других — проводят их и продолжают упорно требовать от предпринимателей на рынках документы о происхождении продукции, хотя это и не законно. Все это жизнь предпринимателям не облегчает.

 

KV: А как обстоят дела с проверками торговых точек?

 

Святослав Швецов: Чиновники в январе рьяно бросились на рынки собирать с предпринимателей мзду. В Киеве этот процесс притормозить удалось, особенно проверки со стороны ОБЭП, которые в основном, как и многие другие рейды, были незаконными. Сложнее с обществами защиты прав потребителей. Заставлять с наскока предпринимателей предъявлять первичные документы на товар, проверять патенты, их вроде бы немного отучили. Но они  упорно требуют наличия информации о товаре на каждой единице продукции на украинском языке. Но, ни один китайский или турецкий производитель это делать не будет. Когда предприниматели пишут эту информацию от руки, защита прав потребителей требуют, чтоб она была напечатана,  хотя об этом не сказано ни в одном нормативном акте. И умудряются собирать немалые штрафы. Когда на подобные проверки начали реагировать представители профсоюзов предпринимателей, выяснилось, что торговцам нужно проводить обычный правовой ликбез. Эта работа и вмешательство СМИ помогли. Однако, такова ситуация в Киеве. В других регионах террор проверяющих органов продолжается. То, что от бизнесменов требуют документы о происхождении товара, и сертификаты качества на него, которые без первичных документов в принципе получить не возможно,  противозаконно. Но платить дань чиновникам предприниматели привыкли. Раньше на торговую точку приходил хоть пожарник, хоть санинспектор, хоть милиционер, показывал книжечку и торговец подал в обморок и доставал из карманов деньги. Взятки, которые собирали на рынках, передавались выше. Так уж сложилось, что за 12 лет действия президентского указа “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” и власть, и предприниматели привыкли жить вне закона. Система 12 лет контролировалась только коррупционными методами. Так по инерции и пытаются продолжать.

 

KV: Первые последствия внедрения в жизнь положений НК уже видны?

 

Святослав Швецов: Власть рапортует, что массового закрытия малых предприятий не наблюдается, и это правда. На закрытие предприятия нужно потратить массу усилий и времени. За ускорение процедуры, чтобы закрыть СХД, например, за месяц, в зависимости от уровня связей бизнесмена и региона, в котором он работает, зачастую нужно заплатить от 3 до 30 тыс. грн. взяток. Легче сдавать пустышки. Поэтому с конца прошлого года предприниматели начали просто массово увольнять своих работников, и не продлевать свои патенты. По Киеву и области на первый квартал 2011г. не продлили патенты около 30% СХД. В регионах, где торговля хуже этот процент еще выше. При этом предприниматели продолжают стоять на рынках и торговать. А это опасно тем, что в один прекрасный момент к ним нагрянет налоговая проверка и они финансово пострадают. Возможно, кстати власть держит этот вариант про запас, как способ, которым сможет окончательно добить малое предпринимательство. А впереди еще квартальный отчет, который не понятно как пройдет, ведь некоторые предприниматели не сдавали эти отчеты по 5-6 лет. Ранее это им легко сходило с рук, а в перспективе повлечет за собой штрафы, пеню и конфискация имущества.  

 

KV:  Вы похоже не сомневаетесь, что власть твердо решила уничтожить малый бизнес? Зачем это ей нужно и каковы будут последствия?  

 

Святослав Швецов: Такой вывод напрашивается. НК бьет в основном по малому и среднему предпринимательству, но дает преференции крупному бизнесу. По нашим сведениям, сейчас готовится к принятию еще и Таможенный Кодекс, который сможет фактически узаконить контрабанду отдельными крупными фирмами, которые попадут в категорию “благонадежных компаний”. Им хотят предоставить возможность импортировать любой товар и растамаживать его задним числом раз в квартал на декларативной основе. Деньги крупного бизнеса легче посчитать и проконтролировать. Вероятно, у нашей власти есть цель перенаправить не малые финансовые потоки, которые сегодня проходят через розничную торговлю малого бизнеса на крупные розничные сети. Только оборот рынков, которых в стране 3,8 тыс., по самым скромным подсчетам составляет около 100-120 млрд. грн. в год, а упрощенцы еще и продают товары в отдельных магазинах и в торговых центрах. Мимо таких денег наша власть спокойно пройти не может. То, что чиновники получают от мелкого бизнеса в виде взяток, им явно уже не достаточно. Если власть сможет избавиться от мелких предпринимателей, ниша относительно дешевых товаров в стране полностью исчезнет. А кушать, одеваться, приобретать другие товары первой необходимости народу будет нужно всегда. Вот и придется людям все это покупать у крупных торговых сетей, но уже по более высоким, чем на рынках, ценам.

 

KV: Какой выход из этой ситуации?

 

Святослав Швецов: Нужен нормальный Закон “Об упрощённой системе налогообложения”, который бы установил баланс интересов государства и предпринимателей в размере разрешенного оборота и налога, а также позволил бы в отдельных сферах относить на валовые затраты закупку у них товаров и услуг плательщикам НДС. Обязательно нужно ввести прозрачные правила игры для одной и другой стороны, а также и четкую простую процедуру закрытия и открытия предприятий через схему давно обещанного единого окна. Потом нужно будет обязательно подумать о введении на территории крупных оптовых рынков в Харькове, Одессе, Черновцах, Хмельницком, на той же Троещине, например, пунктов таможенной очистки и сертификации товаров. Именно на рынках осуществляют свой бизнес более 70% всех СХД на упрощенной системе налогообложения. Такие локальные единые пункты нужны, чтобы торговцы могли там по индикативным расценкам растаможить свой товар,  получить на него сертификаты качества, перевести  и оформить в службе защиты прав потребителя информацию о товаре. Все это сделать не сложно.

 

KV: А просто на увеличение суммы единого налога предприниматели были бы согласны?

 

Святослав Швецов: В разумных пределах и при адекватном увеличении разрешенного годового оборота, да. То, что представители Кабмина заявляют, что таких предложений от бизнесменов не поступало, не правда. Но для пополнения казны есть и другие источники.

Правительственный законопроект “Об упрощённой системе налогообложения”, который удалось завернуть, кстати, предполагал выжать из малого бизнеса в 2011 дополнительно всего около 12 млрд. грн. Реально в Минфине рассчитывали получить из этого источника всего 6 млрд. Есть лучший выход. Мы намерены добиваться через Совет предпринимателей при ВР принятия закона о придании рынкам социального статуса и изменения Закона “Об аренде”. Нужно учесть, что рынки — это, прежде всего, рабочие места. Их территории сегодня находятся в долгосрочной аренде или пользовании, а сами рынки полностью построены за деньги самих предпринимателей, которые они платили сверх установленной аренды, и остальных коммунальных платежей. В среднем по стране администрации рынков ежемесячно  платят в местные бюджеты около 20 грн. аренды за 1 кв.м. своей площади, получая с предпринимателей за 1кв.м. торговой площади в среднем 400 грн. Эти посредники между предпринимателями и бюджетами по самым скромным прикидкам, имеют рентабельность на уровне700-800%. Мы посчитали, и вышло, что если даже снизить арендную плату для торговцев на рынках на 20%, и перенаправить эти платежи напрямую в бюджет, т.е. убрать частных посредников в виде администраций рынков, то это будет дополнительно ежегодно пополнять казну на 20-24 млрд. грн.

 

KV: За все это придется упорно бороться. Готовы ли предприниматели к такой борьбе?

 

Святослав Швецов: К сожалению это действительно сложный вопрос. По всей стране в протестах против принятия НК хотя бы один раз приняло участие всего около 1,2% предпринимателей. Тут конечно частично виноваты и ошибки организаторов, но в основном имеет место проблема социально-психологическая. Представители малого бизнеса за редким исключением люди от 40 лет и старше. Основа этого класса сформировалась в 90-е годы. Предприниматели привыкли не отстаивать свои права, а “решать вопросы”, т.е. сразу искать, кому заплатить взятку. Кормить коррупционеров для них дорого, но они к этому привыкли. Им это легче, чем отстаивать свои права. Даже сегодня многие из них почему-то еще уверены, что им удастся отделаться взятками, и все вернется на круги своя. Пока они не поймут, что, так как они жили 12 лет, жить им больше не позволят, и не будут готовы твердо добиваться своих прав и соблюдения законов, будущего у них и их бизнеса не будет. Иначе власть полностью искоренит малый бизнес. И, пожалуй, справиться с этой задачей уже до конца 2012г.

 

 

Справка:

 

Святослав Швецов родился в 1972 г.р. в г. Одесса. В 1997г. окончил Киевский Национальный экономический университет. Начал занимался предпринимательской деятельностью со студенческих времен. Впоследствии работал в различных сферах предпринимательства. Общественной деятельностью занимается с 2009г.

 

 

 

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4