Разрыв инвестдоговора на реконструкцию Харьковской площади обойдется киевлянам в 670 млн гривен

Разрыв инвестдоговора на реконструкцию Харьковской площади обойдется киевлянам в 670 млн гривен

В конце 2019 года суд постановил взыскать с Киевской горгосадминистрации (КГГА) и Киевсовета  24,46 млн долларов в пользу ООО “Киев Терминал”. Речь идет о компенсации убытков, понесенных инвестором, с которым расторгли договор на комплексную реконструкцию Харьковской площади. Департамент экономики и инвестиций КГГА формально попытался обжаловать это решение в апелляционной инстанции, но 25 февраля 2020 года соответствующую жалобу оставили без движения, так как юристы департамента “не смогли  правильно рассчитать сумму судебного сбора” – заплатили в 4 раза меньше. Компанию, которая отсудила у городского руководства более 670 млн гривен (эта сумма, вероятно, будет выплачена из бюджета Киева) раньше связывали с окружением мэра Одессы Геннадия Труханова. Сейчас ею официально владеет известный грузинский бизнесмен Тамаз Сомхишвили.

Как стало известно KV, решением от 23 декабря 2019 года Хозяйственный суд Киева постановил взыскать солидарно с Департамента экономики и инвестиций КГГА (*), непосредственно самой КГГА (**) и Киевсовета (***) денежные средства в сумме 24,46 млн долларов (671,56  млн гривен на момент подачи иска) в пользу ООО “Киев Терминал” (****) (дело № 910/17647/18). 

10 января 2020 года Департамент экономики и инвестиций КГГА подал апелляционную жалобу на это судебное решение, но 25 февраля 2020 года Северный апелляционный хозяйственный суд оставил эту жалобу без движения. Причина банальная – Департамент экономики и инвестиций КГГА должен был уплатить судебный сбор в размере 1 млн гривен, а вместо этого уплатил лишь 229,6 тыс. гривен… 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Таким образом, юристы из КГГА намеренно (вероятно, могли правильно рассчитать размер судебного сбора) или нет, но подыграли истцу. Эпопея с реконструкцией Харьковской площади, которая тянулась с 2007 года, закончилась для столичных налогоплательщиков потерями в размере более 670 млн гривен, транспортная проблема не решена, столичные власти надеются, что денег на двухуровневую развязку даст государство, но это маловероятно.

Читайте: Киевские власти хотят построить двухуровневую развязку на Харьковской площади за счет государства


История одного инвестиционного договора

Как выяснилось,18 мая 2007 года между Главным управлением экономики и инвестиций КГГА (сейчас – Департамент экономики и инвестиций КГГА. – KV) и ООО “Киев Терминал” был заключен договор “Об инвестировании комплексной реконструкции Харьковской площади со строительством транспортной развязки в разных уровнях Харьковской площади в увязке со станцией метрополитена, размещением автовокзала, торговых комплексов и автостоянок”. 

В материалах дела не уточняется, что должно было быть сделано и на какую сумму. Но в апреле 2007 года первый заместитель главы КГГА Денис Басс сообщал, что инвестору обещали возможность построить на Харьковской площади взамен транспортной развязки гостиничный комплекс, офисный и выставочный центр, автостоянку на 500 машиномест, торгово-складские помещения, ресторан, переходы и автовокзал. На тот момент ориентировочная стоимость инвестиционного проекта составляла  830 млн гривен.

Как указано в решении суда, 19 декабря 2013 года между сторонами было заключено соглашение о расторжении инвестиционного договора, которым было признано и подтверждено несение инвестором затрат на реализацию указанного договора, а также то, что они подлежат возмещению. При этом, сделка об урегулировании вопросов, связанных с расторжением инвестиционного договора, заключена не была. Поэтому истец обратился в суд с требованием компенсации из бюджета Киева понесенных расходов и упущенной выгоды. 

15 января 2019 года суд Хозяйственный суд Киева открыл производство по иску ООО “Киев Терминал” о взыскании причиненных расторжением инвестиционного договора прямых убытков в размере 24,46 млн долларов и упущенной выгоды в размере 74,04 млн долларов. В качестве ответчика компания указала Департамент экономики и инвестиций. 16 сентября 2019 года суд также привлек в качестве соответчиков Киевсовет и КГГА. 

Читайте: ООО “Киев терминал” пытается отсудить у КГГА почти 100 миллионов долларов

Как указано в решении суда, по мнению представителей ООО “Киев Терминал”, противоправная бездеятельность Киевсовета заключается в непредоставлении истцу земельных участков в аренду. Бездеятельность КГГА и Департамента экономики и инвестиций КГГА заключается в непредоставлении распоряжения на проектирование объекта градостроительства, а также в изъятии у компании по решению Киевсовета №64/9652 от 2 октября 2013 года арендованных земельных участков для общественных нужд без предварительной компенсации потерь и убытков. Указанные факты привели к прекращению реализации инвестиционного проекта, чем истцу были нанесены соответствующие убытки.

В итоге суд признал убытки в сумме 24,46 млн долларов. В компенсации ООО “Киев Терминал” упущенной выгоды суд отказал, так как истец “не смог доказать причинно-следственную связь между расторжением инвестиционного договора и возможным получением дохода по результатам его реализации”. Несмотря на определение экспертами суммы упущенных убытков на оснований рыночных показателей, такие цифры имеют “предположительный” характер, решил суд.

Читайте: Как столичные чиновники и инвестор “похоронили” Wi-Fi в метро


Кому компенсируют

По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Киев Терминал” было зарегистрировано в феврале 2006 года. Руководителем компании сейчас указан Игорь Дмитрук. Учредителем фирмы выступает компания “Тондан Инвестмент Лимитед” (Британские Виргинские острова). Конечным бенефициаром ООО “Киев Терминал” значится Тамаз Сомхишвили.

Тамаз Сомхишвили – известный грузинский и российский бизнесмен. В 90-х годах он был генеральным директором российских компаний “Лукойл”, “Лукойл Маркетс” и “Роснефтэкспорт”. Кроме того, Сомхишвили является основателем инвестиционной и девелоперской бизнес-группы “ТС Холдинг”, которая объединяет более десятка грузинских компаний и входил (или входит) в список самых богатых людей Грузии.

При этом известно, что с момента регистрации ООО “Киев Терминал” и до марта 2012 года среди учредителей этой фирмы было указано одесское ООО “Городской центр стратегических разработок”. В разное время учредителями вышеупомянутого ООО значились братья Александр и Юрий Бугеда, которые, по данным СМИ, являются бизнес-партнерами мэра Одессы Геннадия Труханова. В 2007 году газета “Крещатик” сообщала, что “ООО “Киев Терминал” входило в группу строительных компаний ООО “Инвестиционная группа “Рост”

Как ранее сообщала KV, директором и совладельцем данной группы ранее был Юрий Шумахер – депутат Одесского горсовета от партии “Доверяй делам”  (политической силы одесского градоначальника Геннадия Труханова).

Читайте: “Киевавтодор” планирует завтра отдать тендер на 169 миллионов группе “Рост”

По данным портала “Гарнахата” (проект “Канцелярской сотни”. – KV), Тамаз Сомхишвили имеет (или имел) 4 машиноместа в ЖК “Ark Palace”, который находится в Одессе по ул. Генуэзская, 1-А. В этом же комплексе находится (или находилось) машиноместо, которое принадлежит некой Екатерине Геннадьевне Трухановой. По данным СМИ, женщина с такими “паспортными данными” является дочерью мэра Одессы. Застройщиком указанного ЖК является “Скво”. При этом, директором некого ООО “Скво” в свое время была Екатерина Труханова.

Читайте: “Киевавтодор” и фирму из орбиты Труханова подозревают в распиле четверти миллиарда гривен


Неприятная тенденция

Напомним, в Киеве это уже далеко не первый случай, когда расторжение городскими властями инвестиционного договора или препятствование его выполнению оборачивается существенными потерями для столичной казны.

Читайте: Фирма из орбиты Виктора Пинчука отсудила у КГГА 27 млн гривен из-за невозможности застройки Выдубицкого озера

Кроме того, столичная администрация явно продолжает системно подыгрывать частным компаниям при судебных разбирательствах. Среди привычных механизмов – “неправильная” апелляционная жалоба. 

Как недавно сообщала KV, в июне 2018 года ООО “Интерстрой Групп” отсудило 80,6 млн гривен у КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева” (КП “ДСДТС”). Речь идет о компенсации принадлежащей олигарху Павлу Фуксу компании за якобы поврежденное в ходе строительства Подольского мостоперехода имущество. В ноябре 2019 года данной историей заинтересовалась Нацполиция. Следствие считает, что КГГА и “коммунальщики” не предприняли необходимых действий по обжалованию решения Хозсуда Киева в апелляционной инстанции, что и привело к тяжким последствиям. 

Читайте: Нацполиция заинтересовалась взаимоотношениями коммунальщиков Кличко с компанией олигарха Фукса

Порядок взаимоотношений с инвесторами

Напомним, в Киеве до сих пор действует процедура привлечения инвесторов, которая существенно не менялась с 2007 года (когда городом руководила команда Леонида Черновецкого.- KV). Эта процедура уже давно не отвечает интересам киевлян и требованиям законодательства. Проект решения, призванный это изменить –  “Об утверждении Положения о проведении инвестиционных конкурсов в Киеве” в феврале 2018 года принят за основу, но дальше дело не движется.

Читайте: Администрация Кличко начнет назначать инвесторов по закону

Доработкой этого проекта решения в администрации Виталия Кличко не занимаются. То есть, ничего не делают для того, чтобы процесс отбора инвесторов в столице начал протекать публично, законно и в интересах киевлян и городского бюджета. В Киевсовете большинство депутатов были двумя руками за то, чтобы поменять созданный еще при Черновецком механизм, но когда принялись улучшать изначальный документ, выяснилось, что подчиненные Кличко в этом совсем не заинтересованы. Камнем преткновения стало упорное нежелание чиновников КГГА вести полный публичный перечень объектов инвестирования и публиковать как новые, так и ранее заключенные инвестиционные договоры со всеми приложениями к ним. 

В результате – горожане до сих пор не знают, кто, как и на каких условиях получает в пользование их ресурсы (коммунальная земля и здания), ничего существенного за счет инвестиций в городе так и не создано, а бюджет получает от этого “копейки”, которые, наверняка, не перекрывают финансовые потери после того, как чиновники со своей стороны не выполняют своих обязательств по инвестдоговорам.

Читайте: Публичность не для инвестиций: в администрации Кличко предпочитают работать по схемам времен Черновецкого

Напомним, Департамент экономики и инвестиций КГГА с 16 февраля 2018 года возглавляет Наталья Мельник (на фото справа). Юридическим управлением аппарата КГГА руководит Леся Верес. Работу указанного выше департамента и аппарата КГГА курирует первый замглавы КГГА Николай Поворозник.

* Департамент економіки та інвестицій Київської міської державної адміністрації (код ЄДРПОУ: 04633423);

** Київська міська державна адміністрація (код ЄДРПОУ: 00022527);

*** Київська міська рада (код ЄДРПОУ: 22883141);

**** ТОВ “Київ Термінал” (код ЄДРПОУ: 34188582).

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
09:00 Перший день зими в столиці ознаменувався запуском руху легкових авто одним з найвідоміших довгобудів столиці – Подільським мостовим переходом, який зʼєднав Поділ та…
Banner
QlU7mDx4