Декларативно украинцы демонстрируют экоцентрическое видение сосуществования человека и природы: они считают, что человек и природа находятся в тесной и равноправной связи. Более склонны к такой точке зрения оказались женщины. В то же время украинцы продолжают использовать для упаковки товаров полиэтиленовые пакеты, но намерены переходить на экологически безопасные упаковки и собственные многократные контейнеры.
Об этом KV стало известно из результатов социологического опроса, проведенного группой TNS Kantar Ukraine.
Согласно этим результатам, подавляющее большинство респондентов показало понимание равноправия взаимоотношений с природой, осознание тесных связей с окружающей средой и необходимости решения экологических проблем. Различия во мнениях связаны с гендерной принадлежностью опрошенных.
Так, подавляющее большинство опрошенных предпочли экоцентрическое экологическое сознание (в центре – природа), а не антропоцентрическое (в центре – человек). Больше всего респонденты согласились с тем, что человек и природа должны сосуществовать в гармонии и равноправии (87%, из которых 72% выразили полное согласие), наименьшее – с тем, что природу надо хранить ради нее самой (66%, из которых 59 % выразили полное согласие).
Отношение к природе и экологическим проблемам
Интересным оказалось гендерное распределение ответов: в четырех из пяти суждений различия в ответах мужчин и женщин значительны. Так, женщины значимо чаще, чем мужчины, считают, что “человек и природа должны сосуществовать в гармонии и равноправии” (77% против 66%), “человек и природа сосуществуют в единстве, они взаимосвязаны” (73% против 62%), “экологические проблемы требуют немедленного решения, от них зависит существование человечества” (66% против 52%), “решение экологических проблем – это дело каждого из нас” (68% против 57%). Это может одинаково свидетельствовать и о том, что женщины более экоцентричны, и о том, что женщины более склонны демонстрировать конформное поведение и чувствительны к социальным ожиданиям.
“Реальное поведение респондентов свидетельствует, что наше экологическое сознание достаточно контроверсионное – мы признаем важность экологических проблем, но мало делаем для защиты окружающей среды и продолжаем активно использовать полиэтиленовые пакеты”, – говорят исследователи.
Около половины опрошенных ограничивают себя в использовании экологически опасных материалов в их быту (53%), еще 29% планируют начать это делать. Лишь 4% респондентов отметили, что не собираются ограничивать себя и еще 14% не определились с ответом.
Самоограничения
32% опрошенных ограничивают потребление товаров, изготовленных из материалов животного происхождения, еще столько же – не ограничивают (32%). 20% респондентов вообще не покупают таких товаров, 6% не обращают внимания на материал, еще 10% затруднились с ответом.
Представители младшей возрастной группы (18-29 лет) значимо чаще по сравнению с выборкой в целом ответили, что вообще не покупают товаров, изготовленных из материалов животного происхождения (29%), тогда как люди старшего возраста (41-55 лет) такой ответ давали значимо реже (14%).
В потреблении мяса не ограничивают себя почти все респонденты (96%). Среди опрошенных оказалось только 2% вегетарианцев и менее одного процента – веганов. Еще 1% респондентов не употребляют мясо по личным причинам. Люди старшего возраста (41-55 лет) значимо чаще по сравнению с выборкой в целом отмечают, что употребляют мясо (99%), тогда как представители молодежи (18-29 лет) значимо реже утвердительно отвечают на этот вопрос (94%).
Читайте: Жители столичного Голосеево просят защитить их от экологического геноцида
Безопасность упаковки
Большинство опрошенных обычно упаковывают продукты в магазинах в полиэтиленовый пакет (82%), значительно меньшая доля – в тканевую сумку (21%) и бумажный пакет (11%). Представители младшей возрастной группы (18-29 лет) значимо реже по сравнению с выборкой в целом пакуют продукты в полиэтиленовый пакет (75%). На Западе значимо чаще используют для упаковки продуктов бумажный пакет (18%).
Респонденты считают экологически безопасными прежде всего пригодные к переработке бумагу, картон (84%) и стекло (50%). Вакуумную упаковку безопасной назвали 13% респондентов, металл – 12%, пластик и полиэтилен – по 2%, ткань – менее процента.
Около трети респондентов всегда или часто обращают внимание на экологическую безопасность упаковки при покупке (11% и 19% соответственно), около четверти – никогда или почти никогда этого не делают (7% и 15% соответственно). 40% иногда обращают внимание, еще 8% не определились с ответом. Представители младшей возрастной группы значимо чаще обращают внимание на экологическую безопасность упаковки (19%).
Половина опрошенных полностью или скорее готовы платить больше за товар с экологически безопасной упаковкой (14% и 37% соответственно), четверть – вообще или скорее не готовы это делать (6% и 19% соответственно).
Респонденты проявили готовность покупать в собственных многократных контейнерах прежде всего мясо (49%) и сыпучие продукты (48%), в меньшей степени – рыбу (39%) и молочную и кисломолочную продукцию (36%). Не готовы так делать 25% опрошенных.
Читайте: Жители Фастова возмущены экологически вредной деятельностью местного элеватора (видео)
Сортировка мусора
37% опрошенных уже сортируют мусор, 43% – не сортируют, но планируют это делать. Не сортируют мусор и не планируют это делать 14% опрошенных, еще 6% затруднились ответить.
Жители Центра значимо чаще по сравнению с выборкой в целом отмечают, что сортируют мусор (49%), тогда как на юге такое мнение высказывают значимо реже (29%).
Основными причинами, которые побуждают респондентов сортировать мусор или планировать начать это делать, осознание потребности в заботе об экологии (75%) и пример развитых стран (32%). Четверть опрошенных отметили, что сортировать мусор для них не создает проблем/несложно (24%). Менее 5% указали на пример родственников, знакомых, друзей и моду на сортировку мусора (4% и 3% соответственно).
Основными причинами отказа респондентов от сортировки мусора является неразвитость соответствующей инфраструктуры в стране (отсутствие соответствующих условий – 56% и попадание мусора на одни и те же свалки – 48%). 12% опрошенных считают, что сортировка мусора является лишней тратой их времени, 5% – что оно не является существенным в улучшении экологической ситуации, и еще 4% не знают, как нужно сортировать мусор.
Основными факторами мотивации к сортировке мусора для опытных является обеспечение специальными контейнерами для разных видов мусора (74%) и налаживание системы работы коммунальных служб по вывозу мусора (66%). Поощрения со стороны органов власти или коммерческих организаций обозначили 26% респондентов, информационные материалы о правильном образе сортировки мусора – 23%, осведомленность о сортировке мусора в своем населенном пункте – 19%.
Представители младшей возрастной группы значимо чаще по сравнению с выборкой в целом выражают потребность в информационных материалах о правильном образе сортировки мусора (31%). Люди старшего возраста выражают такое мнение значимо реже (16%). Мужчины чаще отметили, что нуждаются в поощрении со стороны власти или коммерческих организаций (31% против 21%).
Улучшить экологическую ситуацию
Для улучшения экологической ситуации респонденты готовы прежде всего сортировать мусор (78%) и покупать товары в упаковке с перерабатываемого сырья (60%), в меньшей степени – участвовать в мероприятиях по уборке территорий (41%) и покупать товары у производителей, которые заботятся об экологической ситуации (40%). 8% опрошенных готовы делать благотворительные взносы экологическим организациям, и всего 2% – не готовы делать ничего особенного.
Читайте: Коммунальщики приглашают неравнодушных помочь в уборке мусора в центре столицы
TNS Kantar провели исследование среди 1000 респондентов, преимущественно – жителей городов, которые пользуются Интернетом, в возрасте 18-55 лет, выборка репрезентативна по полу, возрасту, типу населенного пункта, региону (проникновение интернета в этой группе – 84%).
Согласно данным аналитической системы YouControl, ООО “Тейлор Нельсон Софрез Украина” (*) зарегистрировано в 2001 году по адресу ул. Семьи Праховых (быв. Гайдара), дом 58/10, офис 7. Руководитель предприятия – Николай Чурилов, основатели – нидерландская компания “Тейлор Нельсон Софрез БИ.ВИ.” и киевское ООО “ИГТ Комьюникейшнз”, а конечные выгодополучатели – нидерландцы Ван Дер Аворт и Рообол. Основной профиль деятельности ООО – исследования конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения. Уставной фонд – 11,8 тыс. гривен.
* Товариство з обмеженою відповідальністю “Тейлор Нельсон Софрез Україна” (код ЄДРПОУ: 31813098)
Читайте: Портреты регионов: какой украинцы видят свою страну по итогам 2018 года – результаты соцопроса
Фото: коллаж KV