Стратегия экономической безопасности до 2025 года (СЭБ-2025), написанная стратегами Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) во главе с президентом Владимиром Зеленским (на коллаже вверху слева) и секретарем Алексеем Даниловым (на коллаже вверху справа) предусматривает, среди прочего, пересмотр Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, срыв подписания которого, в том числе, повлек в 2013 году события “Революции достоинства”. Основными угрозами финансовой, производственной, внешнеэкономической безопасности для Украины документ называет гибридную войну России против Украины, пандемию COVID-19, а также износ основных производственных фондов и критической инфраструктуры, усиление импорта, отсутствие госрегулирования в сфере антимонопольного права и т.д. Конкретные решения этих проблем возлагаются на Кабинет министров, Антимонопольный комитет, Нацбанк и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.
Об утверждении упомянутого документа KV стало известно из сообщения на сайте официального интернет-представительства президента Владимира Зеленского.
“Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ № 347/2021 “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 августа 2021 года “О Стратегии экономической безопасности Украины на период до 2025 года”. В Стратегии отмечается, что национальные интересы Украины – это устойчивое развитие отечественной экономики, интеграция страны в европейское экономическое пространство и развитие равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими государствами”, – сообщается на президентском сайте.
В СЭБ-2025 отмечается, что разрушение украинской экономики является сознательным и целенаправленным действием РФ и одним из методов гибридной войны, поскольку разрушенная экономика приводит к людей к недовольству, толкает на трудовую миграцию, создает социальное напряжение в обществе и вообще подрывает доверие к власти.
В частности, именно поэтому требуется курс как “на постоянное наращивание конкурентоспособности экономики Украины, так и на постепенное укрепление экономической устойчивости и соответственно неуязвимости национальной экономики к внешним и внутренним угрозам”.
При этом, авторы документа критически оценивают усилия предыдущих властей в соответствующей сфере: “Состояние развития экономики Украины в течение последних 10 лет не позволяло обеспечивать национальные экономические интересы”.
Отмечается, что среднее значение уровня экономической безопасности за этот период составило 40% процентов – зона уровня неудовлетворительного состояния.
Индикаторы экономической безопасности
В приложении к СЭБ-2025 прописаны индикаторы, по которым определяются желательные и критические параметры в разных сферах экономики.
В частности, критический уровень инфляции закладывается на уровне 12% в год при целевом ориентире 5%. Целевой уровень роста ВВП закладывается на уровне 6% (прошлогодний правительственный прогноз роста экономики на 2021 год – 4,6%).
Читайте: Цены растут: дороже всего украинцам обходится питание и природный газ
Критический уровень теневой экономики определен в 25% ВВП, целевой показатель – 13% ВВП. Критический дефицит государственного бюджета – 3% ВВП (с поправкой на то, что эта норма не касается 2021 и 2022 годов). Целевой диапазон дефицита госбюджета – 2-3% ВВП.
Отношение государственного долга к ВВП не должно превышать критическую границу в 60%, а целевой уровень – 50%.
Финансовая безопасность
В СЭБ-2025 как неудовлетворительное оценивается состояние финансовой безопасности, “причиной чего стали постоянный дефицит госбюджета и связанная с этим значительная долговая нагрузка”, а также недостаточное развитие долгосрочного инвестиционного кредитования экономики и фондового рынка.
Как следствие, из-за “структурных проблем финансовая система Украины оказалась неспособной должным образом выдержать вызовы вооруженной агрессии РФ и временной оккупации части территории Украины и на несколько лет оказалась в кризисном состоянии”.
“Однако результаты, приведенные в отчете о финансовой стабильности, подготовленном НБУ, показали, что уровень финансовой безопасности был достаточным для (…) успешного прохождения кризиса, вызванного в результате пандемии острой респираторной болезни COVID-19”, – сказано в СЭБ-2025.
Основными вызовами и угрозами в сфере финансовой безопасности называются:
-
низкий горизонт планирования распорядителей бюджетных средств;
-
значительный объем дефицита госбюджета;
-
“недостаточный уровень финансовой инклюзии”;
-
нерешенные вопросы активов и финансовых обязательств на временно оккупированных территориях;
-
высокий уровень тенизации экономики (в т.ч. контрабанда, “серый импорт” и офшоры);
-
отсутствие долгосрочного кредитования;
-
непоследовательность правового регулирования отношений в налоговой сфере;
-
нынешняя система пенсионного обеспечения в условиях высокой демографической нагрузки.
В СЭБ-2025 поставлены следующие задачи в секторе обеспечения финансовой безопасности:
-
эффективная борьба с преступлениями в экономической сфере (Бюро экономической безопасности);
Читайте: В пятницу, 13-го августа, будут отобраны три кандидата на должность директора БЭБ
-
повышение бюджетной дисциплины и качества планирования госбюджета; постепенное сокращение дефицита госбюджета и укрепление взаимодействия с международными финансовыми организациями;
-
борьба с выведением прибыли из-под налогообложения;
-
стимулирование банковского сектора направлять кредитные средства, прежде всего, на развитие реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства; снижение уровня неработающих кредитов и повышение устойчивости банковской системы;
-
развитие национального фондового рынка; эффективная защита прав инвесторов на фондовом рынке;
-
защита национальной финансовой системы от легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
-
снижение стоимости заемных средств для нужд государства; реформирование украинского страхового рынка;
-
введение трехуровневой пенсионной системы без повышения нагрузки на фонд оплаты труда с увеличением поступлений в бюджет Пенсионного фонда.
Производственная безопасность
Среднее значение оценки состояния производственной безопасности за период 2010 – 2019 гг. составило 53% (от оптимального значения), что “свидетельствует о неудовлетворительном уровне для обеспечения основных национальных экономических интересов Украины в производственной сфере”.
Авторы СЭБ-2025 считают, что так сложилось из-за сокращения спроса на отечественную продукцию, роста затрат на импортное сырье и материалы в условиях высокой энерго- и материалоемкости производства и низкого уровня технологичности.
“Вследствие вооруженной агрессии РФ и временной оккупации части территории Украины экономика потеряла значительную часть потенциала по производству товаров и услуг, в том числе – основные фонды промышленных предприятий, доступ к стратегическим полезным ископаемым и человеческий капитал”, – говорится в документе.
В последние годы снижению уровня производственной безопасности способствовали также неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке (в частности, на рынке черных металлов), применение другими странами протекционистских мер в отношении своих производителей.
Негативно повлияли и карантинные меры, введенные для борьбы с COVID-19.
Основными вызовами и угрозами в сфере производственной безопасности в СЭБ-2025 названы деиндустриализация экономики, потеря части промышленного потенциала в результате вооруженной агрессии РФ, низкий уровень ресурсоэффективности экономики и значительный уровень ресурсоемкости производства.
Сюда же отнесено несоответствие структуры национальной экономики современному технологическому развитию и недостаточная вовлеченность Украины в глобальные производственные цепи, при высокой изношенности основных средств производства в основных видах экономической деятельности.
Защита объектов критической инфраструктуры находится в неудовлетворительном состоянии, недостаточны инвестиции в ее обновление и развитие, отсутствует орган, ответственный за координацию деятельности в сфере защиты критической инфраструктуры, сказано в СЭБ-2025.
Среди высоких рисков отмечаются “наличие доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики; чрезмерное проникновение импорта на внутренний рынок и вытеснение с него украинских производителей; потеря потенциала и нерешенность проблемы импортозамещения в высокотехнологичных производствах, прежде всего в космическом и авиационном производстве”.
В сфере естественных монополий, государство неэффективно исполняет роль регулятора. А на “определенных потенциально конкурентных товарных рынках” присутствует “недостаточный уровень эффективной конкуренции”.
СНБО обеспокоено ухудшением экологической ситуации и изменениями климата, “последствия которых могут в ближайшее время привести к экономическому спаду в аграрном секторе и связанных с ним видах перерабатывающей промышленности”.
Одна из причин таких рисков – неэффективное управление отходами, их переработкой и утилизацией, медленное внедрение малоотходных технологий.
Основные задачи в этой сфере:
-
расширение внутреннего и внешних рынков сбыта отечественной промышленной продукции;
-
внедрение отдельной системы управления и организации экономических процессов на территории Донецкой и Луганской областей;
-
возрождение высокотехнологичных видов промышленности (аэрокосмическая отрасль);
-
создание промышленных экосистем (индустрия 4.0);
-
совершенствование процедур антидемпинговых и специальных защитных расследований в сфере торговли;
-
снижение регуляторной нагрузки;
-
упрощение доступа национальным производителям к природным ресурсам (сырьевым материалам) и углубление их переработки с привлечением современных технологий;
-
введение регулярного мониторинга состояния конкурентной среды, усиление институциональной способности и независимости Антимонопольного комитета;
-
повышение прозрачности деятельности государственных предприятий или тех, где доля государства составляет более 25%;
-
повышение ресурсоэффективности экономики при снижении ее энерго- и ресурсоемкости;
-
совершенствование законодательства по вопросам управления отходами.
Внешнеэкономическая безопасность
Состояние внешнеэкономической безопасности в течение 2010-2019 годов оценивается как опасное: “низкая конкурентоспособность отечественного производства, значительная часть сырья в структуре экспорта товаров и предыдущая сосредоточенность на рынках постсоветских стран”.
Все это в целом обусловило разбалансировку внешнеэкономической деятельности в нестабильных условиях развития мировой экономики и гибридной войны РФ.
Основными вызовами и угрозами в сфере внешнеэкономической безопасности названы “недостаточные темпы диверсификации торговых потоков Украины”,
существенный уровень доли торговли с РФ, “дисфункциональная структура торговых потоков с превалированием в экспорте сырья, а в импорте – высокотехнологичной продукции”, высокий уровень импортозависимости экономики.
Украине угрожают протекционистские меры иностранных государств (высокий уровень ставок таможенных тарифов, пошлин, платежей). В нашей стране не развита внешнеторговая инфраструктура и “недостаточный уровень институциональной способности для представления торговых интересов Украины в рамках деятельности международных торговых организаций”.
Отмечается, что существующее положение доступа украинских товаров и услуг на рынок ЕС требует скорейшего пересмотра положений Соглашения об ассоциации Украина – ЕС.
Задачи:
-
законодательное стимулирование отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках;
-
противодействие российским инструментам влияния на экономическую безопасность, противодействие попыткам реализации на международных рынках товаров и услуг с временно оккупированных территорий, усовершенствование санкционной политики;
-
обеспечение быстрой реакции на нарушение иностранными государствами расследований в сфере торговой защиты в отношении украинского экспорта, создание системы противодействия имиджевым потерям и кампаниям по дискредитации Украины на мировых рынках;
-
создание целостной сети институтов по поддержке внешней торговли на базе частного акционерного общества “Экспортно-кредитное агентство”;
-
углубление экономической интеграции с ЕС “путем усиления торгово-экономических возможностей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС”;
-
поддержка и развитие внешнеэкономических связей на много- и двустороннем уровнях со стратегическими партнерами: государствами “Большой семерки” и “Большой двадцатки” (за исключением РФ), приоритетными странами Азии, Африки и Латинской Америки;
-
проведение внешней политики, направленной на уменьшение количества товаров, на которые будет распространяться действие новых углеродных налогов, а также минимизацию нагрузки ставок углеродных налогов на эти товары;
-
скорейшая адаптация украинских технических регламентов к законодательству ЕС.
Инвестиционно-инновационная безопасность
Состояние инвестиционно-инновационной безопасности за период 2010-2019 годов также оценивается как опасное. Основные вызовы и угрозы:
-
отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций и реинвестирования;
-
отсутствие механизма оценки (скрининга) прямых иностранных инвестиций, привлекаемых в объекты, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности;
-
несовершенство региональной и целенаправленной имиджевой инвестиционной политики.
Констатируется, что в Украине слабо развита инновационная инфраструктура в целом и нет благоприятных условий для создания и развития технологических компаний и инновационных предприятий, стартапов.
Развитию мешает “недостаточный объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности”. И при этом отсутствуют действенные экономические стимулы и благоприятные условия для инновационного обновления производства, и нет спроса на инновационную продукцию на внутреннем рынке.
Мешает недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности, угрожают коррупция и низкая защита прав собственности.
Задачи:
-
предотвращение концентрации иностранного капитала в сферах, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности;
-
тщательная проверка происхождения иностранных инвестиций в стратегические объекты государственного значения и критической инфраструктуры;
-
разработка и внедрение новейших технологий в отраслях, имеющих стратегическое значение;
-
создание условий для малых и средних предприятий для инвестирования в научно-исследовательскую деятельность (“спайка” научно-исследовательского и реального секторов);
-
борьба с технологическим шпионажем;
-
совершенствование правовой защиты прав собственности;
-
содействие участию украинских ученых и научных работников, а также малых и средних предприятий в Рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и инновациям “Горизонт Европа”, интеграция Украины в европейское исследовательское и инновационное пространство.
Макроэкономическая безопасность
Состояние макроэкономической безопасности в течение 2010-2019 годов – опасное: “Сформированные в предыдущие периоды макроэкономические диспропорции, в частности, на рынке труда, в структуре производства, продолжали сдерживать экономическое развитие страны”.
Основными вызовами и угрозами названы замедление развития мировой экономики в условиях пандемии COVID-19 и связанное с этим снижение мировых цен на основные товарные группы отечественного экспорта, а также снижение экономической активности в самой стране в условиях пандемии.
Сохраняются риски усиления инфляционных и курсовых колебаний.
Низкий уровень благополучия населения приводит к сужению внутреннего потребления и сбережений, растет бедность (в том числе и среди работающих граждан).
Отмечаются значительные неравномерности распределения доходов в региональном разрезе, провоцирующие избыточную внутреннюю трудовую миграцию. А “интенсивные процессы” трудовой миграции приводят к оттоку квалифицированных кадров.
Высокий уровень безработицы, с одной стороны, и неформальной занятости, с другой (и это – по сравнению с более низкой, чем в других европейских странах, заработной платой). При этом – низкие темпы роста производительности труда.
“Итак, опасный и неудовлетворительный уровень основных составляющих экономической безопасности, наблюдавшийся в течение последнего десятилетия, вызывает необходимость определения стратегического курса в сфере обеспечения экономической безопасности”, – говорится в СЭБ-2025.
Задачи:
-
создание новых рабочих мест с максимальным уровнем интеллектуальной вовлеченности;
-
обеспечение сохранения плавающего режима курса национальной валюты;
-
создание условий для повышения стандартов достойного труда как основы для легализации трудовых отношений и заработной платы;
-
проведение мероприятий, направленных на возвращение и реинтеграцию трудовых мигрантов.
Пути к безопасности
Реализация поставленных в СЭБ-2025 задач описывается в документе так.
Сначала – “определение и соблюдение критических пределов и целевых ориентиров по индикаторам основных составляющих экономической безопасности”.
Далее – постоянный мониторинг экономической устойчивости, отслеживание уровня критических пределов по индикаторам экономической безопасности (актуальную информацию планируется выкладывать на правительственном портале).
На основе принятых рамок и мониторинга за их соблюдением – “недопущение принятия решений, которые приведут к выходу индикаторов экономической безопасности за критические пределы”.
Если где-то вышли за рамки – предписывается “принятие отдельных решений по корректировке задач в соответствующей сфере” согласно детализированному плану. Ответственность за это возлагается на Кабмин, Нацбанк, Антимонопольный комитет и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.
Ежегодно при разработке проектов Бюджетной декларации и закона о госбюджете, а также планов действий Кабинета министров должен будет подаваться отчет о выполнении СЭБ-2025.
По результатам выполнения мероприятий по определенным направлениям Кабмин ежегодно должен будет готовить, одобрять и направлять в СНБО отчет о выполнении Стратегии (не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, начиная с 2022-го).
Кабинет министров с 4 марта 2020 года возглавляет Денис Шмыгаль. Он был назначен премьер-министром с подачи президента Владимира Зеленского после отставки Кабмина Алексея Гончарука.
АМКУ с 16 июля 2020 года возглавляет Ольга Пищанская, подруга первой леди Елены Зеленской. До нее главой Комитета был Юрий Терентьев, которого Верховная Рада уволила 3 июня 2020 года.
Национальным банком Украины с 16 июля 2020 года руководит Кирилл Шевченко. До этого Шевченко был председателем правления государственного “Укргазбанка”, а Нацбанком руководил подавший в отставку 1 июля 2020 года (из-за “политического давления на центробанк”) Яков Смолий.
Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с 23 февраля 2021 года возглавляет Руслан Магомедов – бывший советник руководителя Офиса президента Андрея Ермака. Магомедов пришел в НКЦБФР на смену Тимуру Хромаеву, шестилетняя каденция которого перед назначением Магомедова закончилась. Что интересно, супруга назначенного главой НКЦБФР в 2015 году президентом Петром Порошенко Хромаева – Маша Ефросинина – еще одна подруга нынешней первой леди, но дружеские связи не помогли Хромаеву остаться на еще одну каденцию руководить Нацкомиссией.
Фото: коллаж KV