Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

Во время парламентской избирательной кампании в соцсетях более всего обсуждался Владимир Зеленский и его партия “Слуга народа”. Зеленский получил наибольшее внимание во всех трех социальных сетях – Facebook, Instagram и ВКонтакте. При этом негативная риторика превалировала над позитивной, впрочем как и для всех партий, кроме “ВО Батькивщина”. Официальные страницы “Оппозиционной платформы – за жизнь” и “Европейской солидарности” хоть и были популярными в соцсетях, но активность их пользователей была совсем другой. А вот “Голосу” все же удалось мобилизовать свою аудиторию накануне выборов. 

Об этом KV стало известно из исследования, проведено в рамках Медиа-программы в Украине при поддержке общественной организации “Интерньюс” Ириной Матвийишин, Оксаной Ильюк, Максимом Панченко и UkraineWorld.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Активность социальных сетей как политических партий, так и обычных пользователей во многом определила результаты досрочных парламентских выборов в Украине. Хотя с момента начала предвыборной кампании мало что изменилось в поведении украинцев в Facebook, Instagram и ВКонтакте, некоторые тенденции действительно коррелируют с результатами.

Чтобы увидеть, как повествования об украинских политических партиях изменились до и после выборов, Singularex и Internews Ukraine проанализировали украинский сегмент трех самых популярных социальных сетей в Украине, а именно Facebook, Instagram и ВКонтакте.

Наши аналитики покопались в относительных лидерах общественного мнения, высших постах, внутренних и внешних источниках, а также в хэштегах, чтобы следить за реакцией на последнем этапе избирательной кампании в парламент. В период с 17 июня по 14 июля 2019 года мы проанализировали:

  • 31 147 политических постов на Facebook;

  • 11 258 политических постов ВКонтакте;

  • 31 223 сообщения с политическими хэштегами в Instagram.

Чтобы понять, как украинцы отреагировали на результаты, мы изучили почти 400 топ-постов в Facebook и ВКонтакте о парламенте и топ-5 партиях. В период с 22 по 28 июля мы изучили данные из:

  • 200 000 профилей в Facebook;

  • 1 004 139 анкет ВКонтакте.

Исследование было проведено по инициативе неправительственной организации “Интерньюс-Украина” с использованием нейронных сетей и методов искусственного интеллекта, а именно:

  • API Вконтакте для разбора данных;

  • Python Natural Language Processing Библиотеки для обработки текстовой информации;

  • Нейронные сети реализованы с библиотекой Keras для фильтрации спама;

  • Кластеризация текстов с использованием библиотек NLTK, Scikit-learn и т. д.

  • Графическая визуализация с использованием библиотек Pandas, Matplotlib и Jupyter Notebook,

  • Система баз данных: PostgreSQL.

10 ключевых выводов:

1. Поляризация между Порошенко и Зеленским исчезла.

Обычное разделение украинских сообществ Facebook и ВКонтакте по президентской гонке изменилось с перестановкой позиций в рейтингах в преддверии парламентских выборов. Соперничество между сторонниками Владимира Зеленского и Петра Порошенко исчезло на всех трех социальных сетях. Топ-50 постов в Facebook о выборах в Украине стали более разнообразными во мнениях, рассредоточив критику между различными партиями. Аналогично, украинские пользователи ВКонтакте были скорее поляризованы по идеологическим, чем по политическим мотивам. Как проукраинские, так и пророссийские блоки ВКонтакте подвергли критике действующего президента, а также все партии, в том числе “ОПЗЖ” и “Партию Шария”, традиционно воспринимаемые как дружественные России. В Instagram самый популярный хэштег на Владимире Зеленском был в четыре раза больше, чем у Порошенко (от 9 642 до 2259 пользователей соответственно).

Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

2. Более всего обсуждался Зеленский. В соответствии с результатами выборов Зеленский получил наибольшее внимание во всех трех социальных сетях. Пользователи ВКонтакте в четыре раза больше писали о партии “Слуга народа”, чем о “Европейской солидарности” (ЕС) Петра Порошенко. Хотя официальные страницы последней и “ОПЗЖ” попали в топ на Facebook, активность ее пользователей оказалась другой. В то время как посты об “OПЗЖ” и “ЕС” получили 27% и 9% откликов пользователей Facebook, на их долю пришлось более 61% всех постов “Слуга народа”. Партия Зеленского также упомянула вдвое больше упоминаний, чем все посты о других четырех партиях вместе (17 945 – 9 519 соответственно). В Instagram число было более чем вдвое больше.

Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

3. Слуга народа как новый козел отпущения. Оказавшись в центре внимания, Зеленского часто обшаривали как на Фейсбуке, так и на ВКонтакте. В верхних постах о выборах и партии, в частности, негативная риторика превалировала над позитивной риторикой. В Facebook у Зеленского была более позитивная реакция, чем у других кандидатов или партий. Тем не менее, пользователи Facebook часто критикуют его назначения, за “кумовство” и отсутствие у них опыта. Такие темы являются общими темами для пророссийских лидеров мнений ВКонтакте, в дополнение к связанным с войной сообщениям, обычными пользователями. Последние часто упоминают Зеленского с хэштегами об обстреле Донбасса, “терроре”, “ДНР”, “войне” и т. д. Как и в Facebook, наиболее активные и популярные проукраинские пользователи ВКонтакте, которые в основном являются сторонниками Порошенко, обвиняют “Слугу народа” и Зеленского по схожим причинам, при этом восхваляют Порошенко. Этот негатив также проходит через главные хэштеги Facebook, такие как “Я клоун” (# яклоун), “Зеидиот” (# зебіли) и т. д.

4. Instagram все еще под Ze-правилом. С точки зрения реакции, Instagram остается безопасной гаванью Зеленского. В отличие от других партий, “Слуга народа” имеет широкий спектр учетных записей и профилей, которые работают на благо своей репутации. Это многочисленные фан-клубы (ze.country, zeukraine 2019, мр.зеленский, зеленый95, зеленскийфанс), рассказы о “Квартале-95”, его участниках и других проектах (“Лига Смеха”, его комедийный проект). Фактически, “Слуга народа” обязан своей популярностью авторитету Зеленского среди украинских инстаграммеров. Хэштеги с Зеленским все еще были довольно распространены, чтобы продвигать его партию.

5. Insta-rehuffle: “Голос” вышел вперед. Несмотря на доминирование Ze, рекордное количество постов о “Слуге народа” (82% в первый период) упало до 60%. Смена власти в Instagram также обернулась значительной потерей для “ЕС”. Ее доля внимания пользователей упала с 17% до 8,5%. Здесь “ОПЗЖ” и “Батькивщина” Юлии Тимошенко сильно отстали. Связанный или нет, Instagram был историей успеха только для партии Святослава Вакарчука. Как и ожидалось, “Голос” удалось мобилизовать аудиторию накануне выборов, привлек 13% ее внимания (по сравнению с 5% в предыдущий период). Подобно “Слуге народа”, Вакарчук использовал свою популярность, чтобы добавить потенциальных избирателей в свою партию через личный кабинет. Некоторые из его главных постов собрали в три раза больше лайков, чем golos.zmin, официальный аккаунт партии (1500 лайков за пост). В отсутствие популярных страниц Facebook, за исключением официального аккаунта “Голоса”, эта партия была охвачена самым значительным количеством уникальных авторов (82% из всех, кто писал о “Голос”).

Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

6. Никакой пощады: преобладает негативная риторика. В Facebook негативная риторика все еще преобладает над позитивной риторикой в ​​отношении всех партий, кроме “Батькивщины”. Отрицательные сообщения составили 53% в отличие от 10% положительных и 37% положительных. Между тем официальные страницы политических партий на Facebook имели обратную тенденцию: 98% всех постов для всех партий, кроме “ОПЗЖ”, были позитивными. На ВКонтакте тенденция к негативности усилилась с момента начала кампании о трех лучших участниках, которые видны в топ-сообщениях. В Instagram положительные эмоции перевешивали отрицательные в сообщениях обо всех партиях, кроме “ЕС” (49% отрицательных, 29% положительных сообщений). Даже “ОПЗЖ”, несмотря на ее довольно минимальную видимость в социальных сетях, получила 52% положительных откликов в Instagram (23% были отрицательными). Примечательно, что “Голос” получил наибольшее количество положительных реакций (75,5%), почти на 10% больше, чем “Слуга народа”.

7. Связи с Россией в виде красного флага. Волны жесткой критики против ОПЗЖ набрали силу в Facebook. Почти 88% постов на Facebook, посвященных вечеринкам, были негативными, и только 0,6% было замечено позитивной риторики. Партия Бойко часто обвиняется и стыдится вместе с “Оппозиционным блоком” и партией Шария. Пользователи Facebook называли их “убийцами”, “украинофобами”, “окровавленными” и “путинскими ублюдками”. Некоторые пользователи обращались к избирателям этих партий в негативном контексте: “Как мы можем жить в одной стране?”. Хотя “ОПЗЖ” получила в пять раз меньше постов в ВКонтакте, чем Слуга народа, эта партия имеет наибольшее количество откликов, хотя и в основном негативных, пропорционально количеству постов о ней (на четверть больше, чем “Слуга народа”). Аналогично, в Facebook проукраинские пользователи ВКонтакте называли “ОПЗЖ” “трехголовым драконом Медведчука-Рабиновича-Бойко”, против которого Зеленский и его команда вряд ли выступают.

8. Проукраинские пользователи не отказались от ВКонтакте. В отличие от остальной части Украины, ВКонтакте остается доступным на оккупированном Донбассе, откуда поступает большинство постов. В результате пользователи ВКонтакте с проукраинской точкой зрения не смогли конкурировать с пророссийскими в плане распространения сообщений. Однако они по-прежнему активно противодействовали пророссийским повествованиям об украинской политике. Соратник Порошенко из Харькова был одним из лидеров общественного мнения по количеству реакций (всего 5 130). Для сравнения, пророссийский политолог из Донецка получил в два раза меньше откликов (2235) и в 20 раз меньше сообщений о выборах в Украине в целом. Тем не менее, топ-лист украинских пользователей VK в основном пророссийский или поддерживает самопровозглашенные республики на Донбассе.

Мемократия: какую роль социальные сети сыграли в парламентских выборах в Украине

9. Антиукраинская риторика обострилась в ВКонтакте. Доминирование пророссийских взглядов на украинские партии и выборы было ясно видно в общих хэштегах ВКонтакте и информационных источниках. Некоторые топовые хэштеги о выборах упоминали майдан, Крым, “Новороссию”. Чтобы подчеркнуть нетерпимость ко всему украинскому, пользователи ВКонтакте распространяют сообщения под маркой Кремля об Украине как обанкротившемся государстве (# страна404) и об украинских СМИ (# укросми). Один из топовых постов назвал Украину “страной необразованных уроков”. Примечательно, что некоторые из самых популярных тем для обсуждения включали печально известный телемост между NewsOne и российским пропагандистским каналом Russia24. Его отмена вызвала всплеск постов 8 июля, когда произошло событие. Что касается войны на Донбассе, то ее пользователи критиковали всех будущих украинских депутатов за их слова или инициативы, даже Медведчука. Некоторые лидеры сепаратистов также призвали игнорировать кампанию “Зеленский, признай выбор Донбасса”, подчеркивая свою “независимость” от Украины.

Пророссийские рассказы не попали в топ-посты ни в Facebook, ни в Instagram.

10. Подобные реакции сохранялись после выборов. В первую неделю после 21 июля мало что изменилось. Рекордно высокие результаты “Слуги народа” подстегнули количество постов и реакции на Facebook. Самый популярный пост об этой партии (8 900 лайков и 8 100 акций) был против Зеленского за то, что он не помог украинской делегации в ПАСЕ. “ЕС” с 5 200 лайками и 60 000 акций на пост, была второй по популярности, хотя и в отрицательном смысле. Другие сообщения об этих партиях были как критическими, так и обнадеживающими. Украинский Facebook оставался единым в своей негативной реакции на “ОПЗЖ”, хотя самый популярный пост набрал менее 1 тыс. лайков.

ВКонтакте оказался равнодушным к результатам выборов. Самый популярный пост (106 лайков), созданный антиукраинским пользователем, издевался над “Слугой народа” и его лидером Дмитрием Разумковым, который заявил, что в Украине не будет амнистии для российских боевиков.

Читайте: Новым премьер-министром Украины стал экс-заместитель главы ОП Алексей Гончарук

Напомним, 21 июля в Украине прошли внеочередные выборы ВР IX созыва, которые Владимир Зеленский анонсировал во время принесения присяги в ВР 20 мая с.г. 

23 мая президентский указ о досрочном прекращении полномочия ВР VIII созыва и назначении внеочередных выборов на 21 июля 2019 года был опубликован в правительственной газете “Урядовый курьер” и вступил в силу. 

Этот указ группа нардепов VIII созыва (фракция “Народного фронта”) 21 мая оспорила в Конституционном суде Украины (КСУ). 20 июня КСУ признал законность указа президента Владимира Зеленского о роспуске Рады и назначении внеочередных выборов, процесс которых стартовал 24 мая.

Результаты выборов в ВР следующие:

  • “Слуга народа”- 254 мандата (124 – по избирательному списку, 130 – мажоритарщики);

  • “Оппозиционная платформа – За жизнь” – 43 мандата (37 – по списку, 6 – мажоритарщики) ;

  • ВО “Батькивщина” – 26 мандатов (24 – по списку, 2 – мажоритарщики);

  • “Европейская солидарность” – 25 мандатов (23 – по списку, 2 мажоритарщики);

  • “Голос” – 20 мандатов (17 – по списку, 3 – мажоритарщики).

Кроме того, в одномандатных округах победили 46 самовыдвиженцев, некоторые из которых уже успели заявить о возможности присоединиться к партийной фракции. Также в округах стали депутатами выдвиженцы от политических партий, лишенных возможности сформировать парламентские фракции:

  • “Оппозиционный блок” – 6 мандатов;

  • ВО “Свобода” – 1 мандат;

  • “Объединение “Самопомощь” – 1 мандат;

  • “Единый центр” – 1 мандат;

  • “Белая Церковь вместе” – 1 мандат.

26 мест в ВР IX созыва остались вакантными – ввиду того, что внеочередные парламентские выборы не проводились на временно неподконтрольных Украине территориях АР Крым и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В парламенте IX созыва 80% процентов народных депутатов никогда не избирались ранее. Больше всего мандатов получили впервые депутаты от “Слуги народа” и партии “Голос”. Из 20 депутатов “Голоса” только его лидер Святослав Вакарчук уже был народным избранником.

Читайте: Председателем ВР IX созыва избран Разумков, его заместителями Стефанчук и Кондратюк

Фото: Новости Донбасса

КиевVласть

Автор:
Олег Розуменко
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4