Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки Днепр

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки Днепр

Великий и могучий Днепр катастрофически мелеет. Сегодня в самом центре столицы прямо посреди реки глубина воды достигает колен, а с набережной уже можно рассмотреть множество песчаных отмелей. Общественники и специалисты винят в происходящем массовую застройку берегов реки, деятельность недобросовестных предпринимателей и самое главное – бездействие городских и государственных властей. 

Об этом KV стало известно в ходе пресс-тура “Пешком по Днепру. Кто убивает главную реку страны?”, который  состоялся 21 сентября напротив памятника “Основателям Киева” на Днепровской набережной.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Как сообщили специалисты, течение самой крупной речной артерии страны становится все слабее с каждым годом, сегодня оно уже не позволяет реке самоочищаться от бытовых и промышленных сливов.

Вода в каскаде Днепровских водохранилищ содержит чуть ли не все элементы таблицы Менделеева, а работающие нелегально земснаряды ежедневно меняют ландшафт дна и конфигурацию береговой полосы.

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки Днепр

На фото: активисты высадились на прогулку посреди Днепра

Поскольку экологическое состояние Днепра оказалось под серьезной угрозой, общественники и специалисты требуют от государства разработать и ввести единую программу по восстановлению реки и ужесточить наказание за разрушение “главной артерии” Украины.

KV собрала комментарии всех участников мероприятия.

Александр Чистяков, глава Ассоциации рыболовов Украины:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки ДнепрТолько в воспоминаниях классиков Днепр остался могучим и широким. Сегодня он стонет. Река Днепр в прямом смысле умирает. Это очень хорошо видно по мелям. Вместе с Институтом гидробиологии и Академией наук мы сделали гидросъемки и выяснили, что только в столичной акватории 56 мелей, которые через 3-5 лет станут островами. Наверное, сбывается мечта любого городского чиновника – свободной земли становится больше, а Днепра – меньше. К большому сожалению, за все годы независимости отношение со стороны властей к реке было варварским.

Недавно Евразийский Банк Развития признал стратегию развития водотранспортного сообщения по реке Днепр и хочет выделить на нее до 50 млн евро. Но нельзя расчистить один фарватер и признать ситуацию удовлетворительной. Нам нужна единая программа по восстановлению величайшей древнейшей реки Европы. Хватит уже прорывать канавы.

К слову, из Днепра пьют воду 23 всего населения. А из-за такого его состояния вода становится все хуже. Только в прошлом году было сброшено более 3 млрд кубометров сточных вод, из которых половина – неочищенные стоки. Природоохранная общественность, которая тут собралась, требует запретить выброс неочищенных стоков, незаконную работу земснарядов, которые используются в бизнес-целях вороватыми предпринимателями.

Владимир Стрела, руководитель водно-моторного спортивно-физкультурного клуба “Выдубицкий”:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки ДнепрЯ на воде с 1972 года и у меня есть возможность сделать вывод относительно того, что происходит с Днепром сегодня. Можно даже не проводить параллель между Днепром сегодня и 40 лет назад. Достаточно вспомнить реку 7 лет назад. Основная причина ухудшения ее состояния – несанкционированные выбросы с предприятий, которые попадают в русло реки и вызывают биологическое цветение. Это загрязняет воду и убивает рыбу.

Состояние Днепра должно контролировать государство. Мы считаем, что нужно ужесточать на законодательном уровне ответственность за незаконные выбросы и загрязнение воды. Сегодня в Днепре отсутствует нормальное течение, которое позволяет реке самоочищаться. Сейчас температура воды 18 градусов, но она продолжает цвести. Реку расчищают там, где этого делать не нужно. А места, которые нуждаются в расчистке, никто не трогает. Раньше данные процессы контролировали водные государственные институты, которые разрабатывали программы, разбивали Днепр на участки и закрепляли за каждым ответственного человека. Контролировалась глубина дна, общее состояние реки и судоходство.

Сейчас таких институтов практически нет. Из-за этого и государственной программы нет.

Богдан Хмельницкий, координатор ОО “Стоп коррупции”:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки Днепр4 тыс. автомобильных моек столицы сливают грязную воду в Днепр. Эта химия попадает к нам в дома. Есть еще один фактор – недобросовестное использование земснарядов. В правильных руках они расчищают русло реки, но часто их начинают использовать в своих целях, добывая песок на продажу. Так, выкопанная у берега 12-метровая яма будет “затянута” за счет песка с береговой линии, из-за чего изменится русло. Мы уже два года ловим таких “браконьеров”. И будем продолжать ловить.

К сожалению, государство никак не контролирует эти земснаряды, полиция бездействует, а прокуратура не арестовывает технику. Есть подозрения, что нарушители сотрудничают с этими силовыми структурами, хотя прямых доказательств нет. Но, учитывая то, какая реакция на нарушения – это вполне можно допустить.

Андрей Вадатурский, народный депутат Верховной Рады VIII созыва:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки ДнепрМне казалось, что уже не осталось в Киеве людей, которые заинтересованы развитием наших рек. Основная проблема заключается в том, что в государстве нет единой транспортной программы и стратегии. Я могу долго рассказывать, почему так произошло. В 1991 году по реке Днепр перевозили около 60 млн тонн грузов. Сегодня перевозят 6-7 млн тонн. За несколько лет показатель упал в 10 раз.

Сколько вы видите за моей спиной пассажирских лайнеров? Ноль. А знаете, сколько вы увидите лодок в Стамбуле? Говорят, у нас нет сообщения. Но я вам хочу сказать, что в 1991 году у нас перевозилось около 18 млн пассажиров. А все потому, что сейчас нет комплексной программы поддержки судоплавания, судостроительства.

Если посчитать, то сегодня невыгодно отправлять людей на пассажирском лайнере из Киева в Переяслав-Хмельницкий. На автобусе намного дешевле. Если сравнить с Голландией, то у них наоборот – на 50% дороже получится дорожная перевозка. У нас фактически река финансирует дороги. То есть, Днепр финансирует своего конкурента. Такого в мире нигде нет.

Александра Борисова, замгендиректора КП “Плесо”:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки ДнепрТо, что мы видим сейчас, это уже не Днепр, это Каневское водохранилище. Он изменен другими водохранилищами, гидротехническими сооружениями, активной человеческой деятельностью по намыву песка. Но самая большая проблема – это влияние ливневых стоков. Все малые речки Киева так или иначе замыкаются в Днепре. Ливневки – это продукт переработанной воды, которая прошла автомойки, это незаконные канализации, фекальные канализации. Только по речке Лыбедь у нас 500 законных и незаконных врезок, представьте, сколько всякой грязи спускается в Днепр.

На сегодняшний день, к сожалению, не работает водное и экологическое законодательство. Еще в 2008 году Киевский горсовет принял решения “О правилах приема поверхностных вод по стоку в Киевскую городскую канализацию”. В 2009 году появилось распоряжение Киевской горадминистрации об утверждении этих правил, где ответственным определено КП “Плесо”.

Но этот документ не работает. Он не определил критерии взаимодействия между субъектами хозяйствования, не определил политическую составляющую.

А очистные сооружения у нас либо вообще не работают, либо работают на 5%. Мы постоянно обращаемся в разные городские и государственные структуры. Но системной работы по-прежнему не налажено.

Виктор Вишневский, профессор, доктор наук:

Ревет и стонет. Столичные общественники бьют тревогу из-за состояния реки ДнепрМы стали свидетелями больших экологических проблем на реке Днепр. Когда проблем много, из них обычно выделяют самые основные. Так вот, их часть спровоцирована природными факторами, а часть – появилась из-за человеческой деятельности.

Мы видим, что воды в реке мало и она цветет. В этом нельзя обвинять только человека. Последние годы были очень маловодными. По наблюдениям, такого количества воды в Днепре еще не было. В 2015 году уровень воды в реке был самым низким за послевоенные годы.

Проблемы, которые появились вследствие хозяйственной деятельности, я бы поделил на две части. Первая – унаследованные проблемы, которые мы видим в виде шести больших водохранилищ, которые при создании залили большие территории, из-за них было отселено большое количество людей. Например, при создании Кременчукского водохранилища было отселено около 100 тыс. людей. А при создании всего каскада 500 тыс. Но это было давно. Последним водохранилищем стало Каневское.

И поскольку мы говорим об экологических проблемах, в их решении должны принимать участие прежде всего представители Министерства экологии и природных ресурсов. Я считаю, что их деятельность должна быть отображена в каких-то показателях.

Читайте: Киевляне жалуются: Днепр зацвел и жутко воняет (фото)

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Виктория Билоус
Рекомендуємо до перегляду
Марні витрати: Нацполіція розслідує розкрадання бюджету Києва при розробці проєкту відновлення озера Синє
Марні витрати: Нацполіція розслідує розкрадання бюджету Києва при розробці проєкту відновлення озера Синє
09:00 Нещодавно ексзаступник гендиректора КП “Плесо” Дмитро Непочатов отримав підозру у розкраданні 134,4 тис. гривень зі столичного бюджету, які йому доведеться компенсувати у випадку…
Справи насущні: скільки та на що у вересні 2024-го витрачала Боярка
Справи насущні: скільки та на що у вересні 2024-го витрачала Боярка
12:00 У вересні 2024 року розпорядники бюджетних коштів Боярки надзвичайно активно здійснювали публічні закупівлі, уклавши договорів на загальну суму 29,29 млн гривень. Майже половина…
“Київавтодор” віддасть 440 млн гривень за реконструкцію шляхопроводу на Дарниці своєму топовому підряднику
“Київавтодор” віддасть 440 млн гривень за реконструкцію шляхопроводу на Дарниці своєму топовому підряднику
09:00 Реконструкція столичного шляхопроводу біля станції метро “Дарниця” стартувала з угоди на суму майже 440 млн гривень. Підрядника КК “Київавтодор” шукала через відкритий аукціон,…
Banner
QlU7mDx4