Заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации. Экс-директор коммунального предприятия (КП) “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений города Киева” (ДСДТС). Предприниматель в сфере строительства. Заслуженный строитель Украины.
Место рождения, образование
Михаил Харнам родился в 1977 году, вероятно, в Харькове.
В 2011 году окончил Харьковский национальный экономический университет, специалист по учету и аудиту.
Семья
Жена – Анна Александровна Харнам. В июне 2019 года зарегистрирована в Харькове как физлицо-предприниматель, профиль – предоставление в аренду и эксплуатацию собственной или арендованной недвижимости. Ранее была одним из руководителей принадлежащего Михаилу Харнаму ООО “Строитель”.
Сыновья – Богдан и Платон. Дочь – Мария.
Карьера
Общий стаж работы – более 24 лет; стаж работы на руководящих должностях – более 20 лет.
С 4 октября 1994 по 5 сентября 1998 года работал в кооперативе “Побут”.
С 10 сентября 1998 по 1 сентября 2000 года – замдиректора ЧП “Строитель”.
С 1 сентября 2000 по 5 ноября 2018 года – директор и собственник ООО “Строитель” (ЕГРПОУ 31061880), профиль – строительство жилых и нежилых сооружений;
С 8 июня 2010 по 21 января 2013 года – руководитель ООО “Инжиниринг-Буд” (ЕГРПОУ 32947884), профиль – строительство жилых и нежилых сооружений.
Распоряжением Киевского городского головы №744 от 31.10.2018 года директор КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева” (ДСДТС) Максим Калинин был уволен с 1 ноября 2018 года по соглашению сторон. Исполнение обязанностей директора было возложено на первого заместителя – Романа Лисневского.
Михаил Харнам был принят на работу в КП “ДСДТС” на должность замдиректора по подготовке строительства приказом по КП №105-К от 12 ноября 2018 года.
Проработав всего один день на должности заместителя и.о. директора Лисневского, распоряжением мэра Киева Виталия Кличко от 12 ноября 2018 года № 774 Харнам был назначен исполняющим обязанности КП “ДСДТС”.
Распоряжением киевского городского головы от 8 апреля 2019 №774 назначен директором КП “ДСДТС” путем заключения контракта по результата конкурса.
Конкурс на замещение Харнамом этой должности проводился откровенно кулуарно и максимально закрыто. До недавнего времени на официальных разделах сайта Киевского горгосадминистрации (КГГА) не появлялось никакой информации об увольнении Калинина и назначении Харнама. Запросы KV по подготовке и проведению конкурса, а также опубликованию официальной информации длительное время оставались без ответа.
Михаил Харнам был уволен с должности директора КП “ДСДТС” распоряжением Киевского городского головы Виталия Кличко от 19 марта 2020 года №164, в соответствии с письмом первого замглавы КГГА Михаила Поворозника от 12 марта 2020 года №002-395, по п. 8 ст. 36 КЗоТ (основания, предусмотренные контрактом), за нарушение п/п 4.3.13 п. 4.3 контракта с директором КП “ДСДТС” от 9 апреля 2019 года. Ни указанного контракта, ни письма Поворозника от 12 марта 2020 года в открытом доступе обнаружить не удалось.
Пунктом 2 распоряжения №164 исполнение обязанностей директора КП “ДСДТС” было вновь возложено на первого заместителя – Романа Лисневского.
Как следует из опубликованных позднее судебных решений, в упомянутом письме первого замглавы КГГА Михаил Харнам был обвинен в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, что выразилось в несвоевременном представлении на утверждение финплана КП на 2020 год. Также Харнам не обеспечил выполнение протокольных поручений, наработанных при обсуждении хода строительства Подольского мостового перехода 6 декабря 2018 года и распоряжения КГГА от 9 апреля 2019 года № 619, т.е. не обеспечил разработку ТЭО и корректировку плана строительства.
Распоряжением киевского градоначальника от 20 ноября 2020 года №762 исполняющей обязанности директора КП “ДСДТС” была назначена заместитель по экономике Наталья Хоматова.
В феврале 2021 года Михаил Харнам работал консультантом по экономическим вопросам харьковского ФЛП Леонида Надточия, который является его бизнес-партнером по ряду предприятий.
Распоряжением Киевского городского головы Виталия Кличко от 30 марта 2021 года №163, во исполнение постановления Киевского апелляционного суда от 25 февраля 2021 года по делу №757/16855/20-ц, Михаил Харнам восстановлен в должности директора КП “ДСДТС” на условиях контракта.
На следующий день, распоряжением мэра от 31 марта 2021 года №165 Михаил Харнам был уволен с занимаемой должности по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ). Исполнение обязанностей директора КП “ДСДТС” было вновь возложено на Наталью Хоматову.
С апреля 2021 года Михаил Харнам – заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Айны Тимчук. 11 сентября 2021 года указом президента Владимира Зеленского №355 Тимчук была уволена и указом №356 временное исполнение обязанностей главы ОГА было возложено на заместителя – Александра Скакуна.
Регалии и награды
Указом президента Владимира Зеленского от 23 августа 2021 года №406/2021 за значительный личный вклад в государственное строительство, укрепление обороноспособности, социально-экономическое, научно-техническое, культурно-образовательное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения, многолетний добросовестный труд и по случаю 30-й годовщины независимости Украины Михаилу Харнаму присвоено звание “Заслуженный строитель Украины”.
Схемы, связи, скандалы
Должность заместителя главы КГГА по вопросам транспорта с 27 сентября 2017 года (официально – с 22 января 2018 года), занимал Дмитрий Давтян – сын харьковского бизнесмена Александра Давтяна, одного из лидеров армянской общины Харькова, владельца харьковского медиа-холдинга и многих объектов коммерческой недвижимости, депутата Харьковского горсовета, а также экс-главы Харьковской городской организации “БПП “Солидарность”.
Один харьковчанин – Вадим Фиоктистов при Давтяне уже сделал в Киеве стремительную карьеру – прошел от директора КП “Житний рынок” до директора Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА.
Похоже, харьковчанин Харнам пошел в этом же направлении, заняв должность директора КП “ДСДТС” в ноябре 2018 года, однако звезда Давтяна уже закатилась – 29 ноября 2019 года распоряжением мэра Виталия Кличко №988 он был уволен с поста замглавы КГГА. И на пост главы Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК) Давтян не попал – за пару дней до увольнения провалился по технической причине на конкурсе.
Нелишне напомнить, что по имеющимся данным, КО “Киевзеленстрой” еще недавно фактически управлял советник и.о. гендиректора, выходец из Харькова Анатолий Халеев. Негласным партнером Халеева, как говорят, является сын мэра Харькова Геннадия Кернеса – Даниил Привалов.
Как утверждают “Наші гроші”, будучи харьковским бизнесменом от строительства, Харнам, как собственник ООО “Строитель и ЧП “Национальная строительная компания” с сентября по декабрь 2015 года получил почти 17 миллионов гривен на подрядах от ВУЗов Харькова.
Всего с 2008 года ООО “Строитель” получило подрядов на 830 млн гривен. По данным ряда харьковских СМИ, в свое время ООО “Строитель” было замечено в получении подрядов по завышенным сметам: например, при строительстве амбулатории семейной медицины в п. Приколотное Великобурлукского района, проведении ремонта Харьковского медицинского университета, на ремонте водопровода в Купянске, на долгострое по восстановлению моста в центре Харькова.
По информации интернет-проекта “Канцелярской сотни”, выручка на тендерах Харнамовских компаний ООО “Строитель” и ООО “Элат” в период с 2009 по 2018 год составила 832 млн 897 тыс. гривен (в т.ч. 180 тендеров на сумму 832 млн 653 тыс. гривен – ООО “Строитель” и 3 тендера на сумму 240 тыс. гривен – ООО “Элат”).
Как известно, через КП “ДСДТС” проходят значительные суммы – финплан предприятия на 2019 год предполагал освоение 2 млрд 464 млн 800 тыс. гривен капитальных инвестиций, в том числе – 1 млрд 388 млн грн – из городского бюджета. Это КП является заказчиком работ по реконструкции печально известного уставшего Шулявского путепровода, также его специалисты принимают участие в возведении самого большого долгостроя Киева – Подольско-Воскресенского моста и других стратегических объектов Киева.
Наверное поэтому КП “ДСДТС” регулярно становится “героем” коррупционных скандалов и антикоррупционных расследований.
Еще в 2016 году КП “ДСДТС” заключило с ООО “Эко-буд-трейд” договор на строительство участка Большой Окружной дороги от ул. Рокоссовского до ул. Богатырской стоимостью 325 млн гривен. Этот участок дороги (длиной всего 1,8 км) не смогли сдать в эксплуатацию за 3 года, а затраты на это строительство к началу 2019 года выросли до астрономических 1,25 млрд гривен.
Правоохранители считают, что скандальный подрядчик (в т.ч., связанный с бизнесом экс-президента Порошенко – ЧАО “Завод “Кузня на Рыбальском”) присвоил деньги, из-за чего стоимость строительства так возросла. Следствие по уголовному делу продолжается.
В июне 2019 года на Почтовой площади в Киеве активисты провели акцию “600 дней неудобств”, ибо именно столько продолжается ремонт пандуса, который городские власти обещали построить за 2 месяца. Генподрядчик пытался расторгнуть договор с заказчиком – КП “ДСДТС”, а КП – ищет нового.
За проект пандуса оплатили 354 тыс. 837 гривен институту “Киевдормостпроект”. Договор заключен 9 июня 2017 года. Общая сумма работ – 40 млн 105 тыс. 893 гривны. Договор на выполнение работ был подписан с известной корпорацией “Альтис-Холдинг” (компанией тестя Романа Насирова) 17 мая 2017 года.
Когда в сентябре 2019 года столичные власти наконец-то договорились с владельцами дач на Русановских и Воскресенских садах, которые попадают под снос из-за Подольского моста, строительство компенсационного поселка почти за 110 млн гривен КП “ДСДТС” доверило ООО “Магистральсервис”, основной вид деятельности которого – розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом.
В ноябре 2019 года суд обязал НАБУ расследовать закупку КП “ДСДТС” услуг по реконструкции Шулявского путепровода на сумму в 1 млрд гривен. По имеющимся сведениям, в этой сделке мэр Виталий Кличко содействовал коррупционному контракту с фирмой, аффилированной с находящимся под следствием экс-главой корпорации “Укрбуд” Максимом Микитасем.
КП “ДСДТС” находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, который с 4 августа 2017 по 3 декабря 2018 года возглавлял Сергей Симонов, а с 6 февраля 2020 года – Валентин Осипов.
С 21 декабря 2017 года за транспортную сферу столицы отвечал теперь уже экс-заместитель главы КГГА Дмитрий Давтян. С 20 сентября 2019 года ее курировал первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник, а с 26 мая 2020 года эти функции были переданы новому замглавы КГГА по вопросам транспорта – Александру Густелеву.
Финансовый план КП “ДСДТС” на 2021 год предусматривает получение 43 млн 207 тыс. грн валового дохода при 36 млн 409 тыс. грн суммарных операционных затрат. Планом предусмотрено освоение в 2021 году капитальных инвестиций за счет бюджетных средств в размере 1 млрд 383 млн 444 тыс. гривен.
Доходы, имущество
В ноябре 2015 года ABCnews сообщала, что Харнам и Надточий разделили владение харьковскими рекреационными землями наряду с семьями Добкина и Кернеса, людьми Авакова, прокурорами и налоговиками. Харнам и Надточий якобы являются владельцами базы отдыха ООО “Элат”, которая расположена на земельном участке в 6,43 га в рекреационной зоне рядом с Печенежским водохранилищем (рядом с одним из элитных поселков Мартового).
Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2017 год.
Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2018 год.
Согласно данным декларации, Михаил Харнам и его супруга не были собственниками недвижимости и дорогих автомобилей, поэтому декларировали только права пользования.
С 1999 года Харнам пользуется харьковской квартирой площадью 64,7 кв. м, принадлежащей Ирине Чуприне. Анна Харнам с 2008 года пользуется квартирой в Харькове 66 кв. м, которая принадлежит Александру Науменюку. Дочь, Мария Харнам с 2017 года владеет квартирой в Харькове площадью 111,8 кв. м.
В числе ценного имущества Михаил Харнам указал, что в 2010 году приобрел часы со стальным корпусом марки Marine Chronograph производства Ulysse Nardin, а в 2012 году – часы с корпусом из белого золота марки Schaffhausen производства IWC. Анна Харнам задекларировала часы со стальным корпусом Cartier, наборы украшений торговых марок Crivelli, Van cleef, Tiffani, Oberig jewelry и соболиную шубу торговой марки “Союзпушнина”.
С 2013 года Михаил Харнам пользуется автомобилем AUDI A8 2012 г. в., принадлежащем Елене Шаповаловой, а с 2017 года – автомобилем BMW M3 2009 г. в., принадлежащем Ирине Чуприне. Анна Харнам пользовалась автомобилем BMW X5 2015 г. в., который принадлежит Татьяне Науменюк.
В разделе корпоративных прав Михаил Харнам указал 50% в ЧП “НВ-Инвест” (ЕГРПОУ 33478432), профиль – исследования конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; находится в состоянии прекращения. По данным аналитической системы YouControl Михаил Харнам также значился:
-
бывшим учредителем и руководителем ООО “Парк-Юнион-2005” (ЕГРПОУ 33205397), профиль – оптовая торговля, консалтинг; деятельность прекращена);
-
действующим руководителем и учредителем ЧП “ЖЗЛ” (ЕГРПОУ 33816022), профиль – аренда недвижимости; предприятие зарегистрировано по домашнему адресу Харнама;
-
одним из учредителей ООО “Строитель” (ЕГРПОУ 31061880), профиль – строительство жилых и нежилых сооружений; предприятие зарегистрировано по домашнему адресу Харнама;
-
с мая 2001 года – харьковским физлицом-предпринимателем, профиль – строительство жилых и нежилых сооружений; деятельность прекращена;
-
учредителем ООО “Элат” (ЕГРПОУ 32446326), профиль – рекреация, организация спорта и отдыха, прокат снаряжения;
-
одним из учредителей ЧФ НПП “Энерготехника” (ЕГРПОУ 32338025), профиль – оптовая торговля;
-
одним из бывших собственников и руководителей ООО “Будстрой” (ЕГРПОУ 32629477), профиль – услуги ресторанов; деятельность прекращена;
-
имеет отношение к деятельности ООО “Харьковский олимпийский клуб” (ЕГРПОУ 32239744), профиль – операции с недвижимостью;
-
имеет отношение к деятельности ООО “Недвижимость-Харьков”, зарегистрированного в Александрии Кировоградской обл. (ЕГРПОУ 33118645), профиль – операции с недвижимостью;
-
имеет отношение к деятельности ООО “Класикбуд” (ЕГРПОУ 34014147), профиль – обслуживание напитками;
-
имеет отношение к деятельности ЧП “НБК” (ЕГРПОУ 32437683), профиль – строительство жилых и нежилых сооружений).
В декларации за 2018 год Михаил Харнам указал прекращение участия в ООО “Строитель”, ЧП “ЖЗЛ”, ЧФ НПП “Энерготехника” и ООО “Элат”,
По итогам 2018 года Михаил Харнам получил зарплату 61 тыс. тыс. 683 гривны в ООО “Строитель” и зарплату 66 тыс. 873 гривны в КП “ДСДТС” (менее, чем за два месяца). Жена, Анна Харнам в 2018 году получила 93 тыс. 182 гривны зарплаты в ООО “Строитель”.
К концу 2018 года Михаил Харнам хранил 200 тысяч долларов США. Анна Харнам хранила 40 тысяч долларов США и 320 тыс. гривен. Все – наличными.
В разделе финансовых обязательств Михаил Харнам указал обязательства в виде поручительства по кредиту, полученному в 2008 году Николаем Безбородных в размере 9 млн 37 тыс. 171 гривны.
Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2019 год.
В 2109 году Анна Харнам прекратила пользование автомобилем BMW X5 2015 г. в. и приобрела автомобиль BMW X7, выпущенный в том же году.
В 2019 году Михаил Харнам получил 558 тыс. 386 грн зарплаты в КП “ДСДТС” и профсоюзный приз на сумму 399 грн.
Анна Харнам получила доход в размере 2 млн 260 тыс. 5 гривен: 1 млн 50 тыс. 800 грн – зарплата в ООО “Строитель”, 339 тыс. 125 грн – от предпринимательской деятельности, 5 тыс.160 грн – соцвыплаты, 64 тыс. 920 грн – доход от ОО “Утес” и 800 тыс. грн – подарок в денежной форме от Татьяны Науменюк.
В декабре 2109 года Анна Харнам получила кредит (кредитор не указан) в размере 1 млн 303 тыс.96 гривен под обеспечение автомобиля.
Денежные активы семьи существенных изменений не претерпели.
Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2020 год.
По данным декларации за 2020 год, в 2019 году Михаил Харнам получил право пользования автомобилем Toyota Land Cruiser 200, выпущенным в том же году и принадлежащим ООО “Строитель”.
В разделе корпоративных прав Михаил Харнам указал, как переданные в управление:
-
47,5% в ООО “Строитель;
-
50% в ЧФ НПП “Энерготехника”;
-
18,75% в ООО “Элат”;
-
100% в ЧП “ЖЗЛ”.
По итогам 2020 года Михаил Харнам получил 263 тыс. 497 грн зарплаты в КП “ДСДТС”.
Анна Харнам получила доход в размере 1 млн 262 тыс. 48 гривен: 602 тыс. грн – зарплата в ООО “Строитель”, 633 тыс. 458 грн – от предпринимательской деятельности, 10 тыс. 320 грн – соцвыплаты, 370 грн – дополнительное благо в АО “Универсал банк” и 15 тыс. 900 грн – от ООО “Ликвидатор”.
К концу 2020 года Михаил Харнам хранил 220 тыс. 31 долл. США и 8 тыс. 606 гривен – наличными. Анна Харнам хранила 1 тыс. 17 гривен на банковских счетах, а также 40 тыс. долл. США и 320 тыс. гривен – наличными.
Финансовые обязательства Харнама составили 9 млн 37 тыс. 171 грн – солидарная ответственность по решению суда перед ООО “Финансовая фирма “Форинт”. Остаток обязательств Анны Харнам по кредиту составили 700 тыс. гривен.
Последнее обновление: 26.08.2021 года