Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обратился к авторам законопроект о “реформе” деятельности ведомства, с просьбой рассмотреть для последующего внесения в парламент подготовленные Комитетом предложения. В частности, Комитет предлагает при доработке законопроекта ко второму чтению, исключить из него норму, которой АМКУ наделяется полномочиями проводить проверки по месту жительства и в других владениях физических лиц по решению суда. Также предлагают исключить положения относительно вызовов для дачи объяснений и ответственности за неявку по вызову и четко определить время для проведения проверок.
Об этом KV стало известно из сообщения пресс-службы АМКУ.
“Антимонопольный комитет обратился к авторам проекта закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования деятельности Антимонопольного комитета Украины” (№5431 от 27 апреля 2021 года) с просьбой рассмотреть для последующего внесения на рассмотрение парламента подготовленные Комитетом предложения”, – говорится в сообщении.
Внесенными предложениями, АМКУ предлагает исключить из текста законопроекта положения, наделяющие Комитет полномочиями по проведению по решению суда проверок в местах проживания и других владениях физических лиц.
Предлагается исключить норму, согласно которой, Комитет сможет вызвать для дачи объяснений, касающихся рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, должностных лиц, работников и представителей субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля.
Также в АМКУ указывают на необходимость определить время для проведения проверок с 8:00 до 18:00 (кроме праздничных, выходных и нерабочих дней) и запретить проверки с 22:00 до 6:00.
Доработано положения о праве Комитета не начинать рассмотрение дел по заявлениям, если указанные в ней признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции не соответствуют приоритетам его деятельности. В частности, органы АМКУ имеют право не совершать рассмотрение заявления о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, пока лицо подавшее заявление, не доведет, что действия имеют признаки нарушения.
В ведомстве отмечают, что законопроект ко второму чтению стоит доработать и на предмет нормы по контролю над концентрациями, дополнив положениями о непредоставлении разрешения на согласованные действия, если к заявителю применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции).
Но в то же время, АМКУ предлагает оставить норму, согласно которой, уменьшается размер ущерба, на возмещение которого могут претендовать пострадавшие, с двойного на одинарный.
Экс-нардеп VIII созыва Виктория Пташник (фракция “Объединение “Самопомощь”) обнародовала объяснения главы АМКУ Ольги Пищанской по этому поводу:
“Госпожа Ольга (Пищанская – КВ) сказала, что штрафы АМКУ и так достаточно солидные, а возмещение двойного размера вреда может нанести ущерб компаниям-нарушителям, в том числе и привести к их ликвидации и даже к банкротству (!). Ну, конечно, монополистов в стране не так много, их надо оберегать, вдруг что”, – написала Пташник.
Как отмечают в Комитете, предложения подготовлены из-за обеспокоенности относительно положений принятого в первом чтении законопроекта, выраженной деловыми сообществами, в частности Американской торговой палатой, представителями Офиса бизнес-омбудсмена, представительства США в Украине и международными партнерами, проектом Twinning, Европейской бизнес ассоциацией, НАПК, Госфинмониторинга, и с учетом выводов Комитета Рады по вопросам антикоррупционной политики и Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ).
“Нужно учитывать мнение сообщества и ни в коем случае не нарушать ничьих прав. Поэтому мы присоединились к анализу законопроекта наравне с другими заинтересованными сторонами, в частности – бизнес ассоциациями и международными экспертами, с которыми у нас получился довольно продуктивный диалог и обмен мнениями. Надеюсь, что разрабатывая второй этап реформы конкурентного законодательства, законодатели будут привлекать все заинтересованные стороны уже на начальных этапах процесса”, – сообщила Ольга Пищанская.
В свою очередь, как отметила экс-госуполномоченный Антимонопольного комитета (2015-2019 г.) и соучредитель проекта “Лига антитраста” Агия Загребельская, что данные поправки – это “сознательный шаг ведомства к самоуничтожению”.
“Антимонопольный комитет предложил поправки к своему же законопроекту. После их публикации становится понятно, чего на самом деле ждет ведомство от “реформы”, – написала Загребельская.
В частности, она отмечает, Антимонопольный комитет в новых поправках предлагает ограничить круг лиц, которые могут обратиться к нему, только теми, на кого непосредственно негативно влияет нарушитель.
“Непосредственно” означает без посредников. То есть мы все оказываемся “за бортом” антимонопольного защиты. Куда можно пожаловаться населению? Некуда. Вообще. Даже в суд нельзя. В украинском законе закреплена монополия АМКУ на антимонополию. Если не можешь заявить на монополиста в АМКУ, не можешь заявить больше некуда. Кроме этого, права представлять доказательства АМКУ также у нас не будет. Только стороны. То есть нарушитель сам на себя”, – отметила Загребельская.
“Наконец решению АМКУ предоставляется статус исполнительного документа, который позволяет Украине выполнить одну из четырех требований МВФ к реформе АМКУ. Комитет оштрафовал – нарушитель в суд обжаловал – суд оставил в силе – можно сразу идти в исполнительную службу. Также штраф можно будет взимать с других компаний группы”, – добавила Загребельская.
Также она указывает, что права нарушителей расширили. Теперь они смогут обжаловать в судах распоряжение о начале расследования против них. АМКУ же придется подождать со следствием, пока процесс не пройдет через три судебные инстанции.
“Порядки проведения проверок, рассмотрения дел и тд – прекращают быть регуляторными актами. Хотя и будут содержать обязательные к исполнению бизнесом нормы. На этом реформа АМКУ завершается. Полная дискреции по штрафам, срокам расследования и открытости сохраняется нетронутой. Как и политически закрыта процедура назначения и увольнения руководства, – подытожила Агия Загребельская.
Как ранее сообщала KV, 13 июля с.г. Верховная Рада (ВР) в первом чтении поддержала законопроект, которым предусматривается наделение АМКУ новыми полномочиями. Принятый законопроект, сразу был раскритикован комитетом ВР по вопросам антикоррупционной политики и Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК).
Читайте: Рада поддержала спорную “реформу” деятельности АМКУ
Напомним, 16 июля 2020 года главой АМКУ была избрана Ольга Пищанская, подруга первой леди Елены Зеленской. До нее главой АМКУ был Юрий Терентьев, которого Верховная Рада уволила 3 июня 2020 года.
Читайте: Ольга Пищанская назначена Радой председателем АМКУ
Фото: Экономическая правда