В 1982 году перспективная линия впервые появилась на схемах метро. В этом году планируют выделить первые деньги на строительство долгожданной линии – с Троещины до Лукьяновки. “Стройка века” продлится не меньше 5 лет.
Предполагается выделить из горбюджета 8,9 млн грн на начало строительства первой очереди ветки метро от “Глубочицкой” на Лукьяновк до “Радужной” у одноименного массива, а также на перестройку скоростного трамвая на Троещине в метро. В 2012 году планируется открыть Подольский мостовой переход – как раз по нему голубые вагоны будут пересекать Днепр. О новой линии, а также о других планах развития киевской подземки “Газете по-киевски” рассказал Виктор Яникин – директор института “Киевметротуннельпроект”, выполняющего проектные работы на новостройке.
13 станций за пятилетку
Городские власти определились с дальнейшими направлениями развития сети метро – планы представлены на недавнем открытии новых станций. Теремкам ждать всего пару лет, Троещине – пять, а Виноградарю и Соломенке – не меньше десятилетия.
2011: “Выставочный центр”
Следующая станция после недавно открытой “Васильковской” уже активно строится. Ну, и с открытием этой станции на новую жизнь может рассчитывать сам Выставочный центр.
2012: “Ипподром”, “Теремки”
В год Еврочемпионата метро действительно достигнет Теремков, ведь пока жителям этого массива все равно до подземки приходится ехать наземным транспортом.
2013: “Теличка”
“А смысл?” – наиболее точный вопрос по открытию станции, построенной больше 20 лет назад в конструкциях посреди одноименной промзоны. Еще в середине 2000-х были планы снести полумертвые предприятия и выстроить здесь то ли правительственный, то ли офисный городок, но пока никаких сдвигов нет. Вероятно, “Теличку” вписали в планы для количества, но если откроют – будет метро для сталкеров.
2014: “Львовская брама”
Многострадальная станция почти под зданием “Метротуннельпроекта” уже больше 13 лет
ожидает, когда построят эскалаторный туннель. Станция очень глубокая, застройка вокруг плотная, не раз находились инвесторы для достройки станции в комплексе с коммерческими объектами, но пока решение не найдено.
На самой же станции работают метрополитеновцы – служебные помещения есть, часть оборудования установлена.
2014: “Глубочицкая”, “Подольская”, “Судостроительная”, “Труханов остров”, “Залив Десенка”, “Радужная”, “Проспект Ватутина”,“Улица Каштановая”
“Метро на Троещину” – уже вполне устоявшийся языковой оборот, вполне заменяющий фразу “мечтать не вредно”. Открытие будет возможно, когда решится вопрос с отселением дач на Русановских садах и достроится Подольский мостовой переход, ну и если будет финансирование – в этом году мост почти не строили. А наличие сразу двух пересадок на действующие линии разгрузит треугольник пересадок в центре.
2015: “Улица Драйзера”, “Улица Сабурова”, “Улица Цветаевой” и “Улица Милославская”
Вторая очередь линии на Троещину – станции с условными названиями на пересечении улицы Бальзака и одноименных со станциями улиц.
2016: Виноградарь
Пока отложено строительство метро на Виноградарь, хотя строить там немного и не так уж сложно.
2016: Соломенка
На очень далекую перспективу откладывается строительство Подольско-Воскресенской линии от “Глубочицкой” до “Вокзальной-2”, а еще позже – на Соломенку и к аэропорту.
Подольско-Воскресенская линия: начнем с Правого берега
– Первая очередь Подольско-Воскресенской линии включает шесть станций – от “Глубочицкой” на Лукьяновке до “Радужной” недалеко от станции городской электрички “Троещина”. Значит ли это, что дальше троещинцы будут добираться до метро автобусами-маршрутками, как ныне до горэлектрички?
– Подольско-Воскресенская линия в целом будет проходить от Жулян (в перспективе. – Авт.) на правом берегу через центр и далее на северо-восток на левом, будем говорить, до станции “Радужная”. Но она условно конечная. Так сложилось, что для запуска метро на Троещину нужно вводить в эксплуатацию сразу два участка двух линий: Подольско-Воскресенскую от “Глубочицкой” до “Радужной”, одновременно соединив ее с частью Левобережной линии от улицы Милославской вдоль улицы Бальзака. А в перспективе Подольско-Воскресенская линия пойдет на Воскресенку, а Левобережная – на юг левого берега.
– Линия предполагает подземный участок и пересадочный узел станций “Лукьяновская”–“Глубочицкая”. Он будет входить в первую очередь или сначала откроется только пересадка на “Тараса Шевченко”?
– Здесь действительно есть участок глубокого заложения от улицы Фрунзе на Подоле до Лукьяновки. Станция “Глубочицкая” очень сложная: ведь это и пересадка, и двухмаршевый выход на Татарку, будет и дополнительный выход с “Лукьяновской” в скверик напротив кинотеатра “Киевская Русь”. Станционные комплексы сооружают не полностью механизированно, как перегонные туннели, здесь много ручной работы, оттого строить этот участок – дольше всего. И когда мы говорим о начале строительства линии, то нужно начинать с правого берега.
– Сколько времени может занять строительство пересадочного узла и линии?
– Примерно 5 лет при устойчивом финансировании. И очень важно не останавливать работы. За это же время можно достичь Троещины, если одновременно работать на всех участках. Конечно, открытый участок на эстакаде моста строится намного быстрее – там только уложить пути и построить станционные комплексы. А Троещинский участок по улице Бальзака можно выполнить за 2–2,5 года.
– При строительстве “Лукьяновской” были какие-то заделы под новое строительство?
– Да, были построены камеры съездов, ведь здесь будет служебно-соединительная ветка между линиями, это предусмотрено нормами и обязательно должно быть построено.
– Все ли станции первой очереди будут построены, или часть пропустят?
– Строиться будут все станции, только “Залив Десенка” будет возведен вчерне, без установки оборудования и без приема пассажиров. Предполагалось, что станцию введут в эксплуатацию, когда на месте Русановских садов появится жилой массив. Также здесь должна пройти автомагистраль, по которой будут подвозить пассажиров.
– По схеме Генплана довольно большой участок Левобережной линии идет параллельно железной дороге, от “Радужной” до “Левобережной” – не смущает такая “конкуренция”?
– Железная дорога идет по кольцу и будет хорошим подспорьем для метро, но это не панацея. Основные потоки пассажиров устремлены в центр, а городская электричка пойдет по задворкам. Левобережная линия будет выполнять те же функции, что и Куреневско-Красноармейская – связь районов по линии север-юг. К тому же ее южная часть будет обслуживать массив Осокорки-Южные, там довольно большая площадка, и, думаю, строительство там – вопрос времени.
Подольско-Воскресенская линия
Состояние: выполнена частичная трассировка линии при строительстве скоростного трамвая по улице Бальзака. Длина: 4,96 км (первая очередь). Количество станций: 6 (первая очередь). Число вагонов в составе поезда: 6.
Станция “Глубочицкая”: глубокого заложения, двухмаршевые эскалаторы с промежуточным залом, выход к улицам Татарская и Подгорная, дополнительный выход с “Лукьяновской” на улицы Артема и Глубочицкую, пересадка на станцию “Лукьяновская” Сырецко-Печерской линии. Состояние: работы не начаты.
Станция “Подольская”: надземная (эстакадная), по другому варианту – подземная, мелкого заложения, выход к улицам Набережно-Луговой, Юрковской, пересадка на станцию “Тараса Шевченко” Куреневско-Красноармейской линии. Состояние: работы не начаты.
Станция “Судостроительная”: надземная (эстакадная), выход к улице Электриков (Рыбальский остров). Состояние: строится в комплексе Подольского мостового перехода.
Станция “Труханов остров”: надземная (эстакадная), выход на Труханов остров, Бабье озеро (планируется развитие парково-рекреационной зоны). Состояние: строится в комплексе Подольского мостового перехода.
Станция “Залив Десенка”: надземная (эстакадная), выход к урочищу Горбачиха (будет открыта для пассажиров в случае строительства автодороги и жилого массива). Состояние: строится в комплексе Подольского мостового перехода.
Станция “Радужная”: подземная, мелкого заложения, выход к Русановским садам (не решен вопрос отселения дачных участков, на месте которых должна строиться станция). Состояние: строится в комплексе Подольского мостового перехода.
Левобережная линия
Состояние: строится. Длина: 7,03 км (первая очередь)
Количество станций: 6 (первая очередь). Число вагонов в составе поезда: 6.
Станция “Проспект Ватутина”: наземная, выход на проспект Ватутина. Состояние: существующий трамвайный путепровод станции требует значительной реконструкции.
Станция “Улица Каштановая”: наземная, выход к улице Каштановой (южнее нынешней станции скоростного трамвая “Каштановая”). Состояние: реконструкция не начата.
Станция “Улица Драйзера”: наземная, выход на улицу Теодора Драйзера (на месте нынешней станции скоростного трамвая “Драйзера”). Состояние: реконструкция не начата.
Станция “Улица Сабурова”: наземная, выход на улицы Сабурова, Градинскую (на месте нынешней станции скоростного трамвая “Сабурова”). Состояние: реконструкция не начата.
Станция “Улица Цветаевой”: наземная, выход к улицам Марины Цветаевой и Лисковской (на месте нынешней станции скоростного трамвая “Цветаевой”). Состояние: реконструкция не начата.
Станция “Улица Милославская”: наземная, за станцией планируется электродепо “Троещина”, выход к улице Милославской (на месте нынешней станции скоростного трамвая “Милославская” и разворотного кольца). Состояние: реконструкция не начата.
Тем временем…
Метро на Теремки хотят обустроить паркингами
– Как будет строиться участок: в этом году откроется “Выставочный центр”, а затем остальные станции, или будем ждать пуска сразу всего комплекса?
– В конце этого года должны сдать участок от “Васильковской” до “Выставочного центра”: один перегон, одна станция. А в 2012 году – еще две станции, “Ипподром” и “Теремки”. На “Выставочном центре” будет съезд для разворота поездов, пока это будет конечная. Сейчас выполняем рабочую документацию по “Выставочному центру” и заканчиваем проект линии до Теремков.
– На презентациях для властей города фигурировали паркинги в комплексе станций.
– Это наше предложение. Теремки – это южная окраина, один из самых напряженных въездов в город, множество машин прибывают в Киев. Потому мы предлагаем построить у станции метро подземные паркинги, чтобы приезжие могли оставлять свои машины и дальше передвигаться на метро. К тому же один этаж мы предлагаем отвести для сервиса самих водителей: чтобы человек, прибыв в город, мог принять душ, перекусить, сделать покупки.
– В Генплане предусматривалось ответвление линии на массив Теремки-2. Будет ли оно?
– Ответвление заложено на перспективу и предусмотрено в проекте в районе станции “Ипподром”. На нем планируется сделать две станции: первую – в районе будущего автовокзала на Окружной, а вторую – там, где примыкает улица Крейсера “Аврора”.
Коротко о…
…втором переходе “Театральная” – “Золотые ворота”. Перегруженность пересадки – в первую очередь из-за недостаточного развития сети метро. Если бы была Подольско-Воскресенская линия, то и нагрузки такой бы не было. Пока же КП “Киевский метрополитен” провело тендер, проектирует переход “Харьковметропроект”.
…травелаторе (горизонтальном эскалаторе) в длинном переходе на “Майдане Незалежности”. Этот переход мы в свое время и проектировали под установку пассажирского конвейера. В союзное время первый травелатор ленинградского производства установили в Ереване. Сейчас горизонтальные эскалаторы есть во многих аэропортах, установить у нас – вопрос скорее к бюджету.
…втором выходе на “Вокзальной”… Проект был разработан по заданию горадминистрации и утвержден. Но сразу же поступило предложение завода “Ленинская кузня” (у них рядом с вокзальной площадью территория) построить под вокзальной площадью большое подземное пространство, которое объединит и метрополитен, и электрички, и даже подземный автовокзал. Вот они и предложили: давайте утвержденный проект вы не будете воплощать, а мы за свои деньги сделаем и выход, и всю площадь. По площади успели сделать только предпроектные предложения: иностранный архитектор предлагал не очередями строить, а одновременно. То есть закрыть площадь, раскопать метров на 40 глубины. Но кризис заморозил эти планы. А если бы реализовали тот утвержденный проект – мы бы уже пользовались вторым выходом.
…а также – на “Университете” и “Дружбы народов”. В рамках Генплана мы предложили сделать вторые выходы еще на двух станциях. Это “Университет”, выход на улицу Саксаганского – этот район вообще оторван от метрополитена, “Вокзальная” далеко, а первый выход – на горе за ботсадом. И на станции “Дружбы народов” – на улицу Киквидзе.