Конституционный суд Украины (КСУ) опубликовал свой вывод о признании неконституционным законопроект о закреплении в Конституции права президента назначать глав Государственного бюро расследований (ГБР) и Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Об этом KV стало известно из вывода КСУ, опубликованного на сайте суда.
“Законопроект в части наделения президента Украины дополнительными, несвойственными его статусу полномочиями создавать новые органы с функциями исполнительной власти и назначать их руководителей не соответствует сущностному содержанию части первой статьи 157 Конституции Украины относительно ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, с точки зрения их надлежащего обеспечения органами исполнительной власти и Президентом Украины”, – говорится в выводах.
Таким образом, положения законопроекта №1014 “О внесении изменений в ст. 106 Конституции (относительно закрепления полномочий президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и освобождать от должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований)” не соответствуют части первой статьи 157 Конституции Украины , согласно которым президент:
– образует в соответствии с законом НАБУ, назначает на должности и освобождает от должностей в порядке, определенном законами Украины, директора НАБУ и директора ГБР;
– образует независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначает на должности и освобождает от должностей их членов в порядке, определенном законами Украины.
Как писала KV, речь идет о законопроекте Владимира Зеленского №1014, который предлагал дополнить указанную статью Основного закона следующими полномочиями президента (пп 11-1 и 11-2):
-
образовывать в соответствии с законом Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ),
-
назначать на должности и освобождать от должностей в порядке, определенном законами, директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований (ГБР),
-
образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие госрегулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах,
-
назначать на должности и освобождать от должностей их членов в порядке, определенном законами Украины.
На данный момент ст. 106 Конституции предусматривает право президента назначать на должность и освобождать от должности с согласия ВР генерального прокурора (п. 11) и назначать на должности и освобождать от должностей половину состава Совета Национального банка Украины (п. 12).
“Данное положение является принципом конституционно-правового статуса главы государства и требует закрепления в Конституции реальных полномочий, которыми будет наделяться глава государства для реализации этого принципа”, – отмечается в пояснительной записке.
Как писала KV, 3 сентября Рада направила в Конституционный суд законопроект о расширении полномочий президента Украины относительно назначения руководителей ГБР и НАБУ.
Читайте: КСУ решит, согласуется ли с Конституцией лишение депутатского мандата за прогулы и “кнопкодавство”
Фото: ua.news