В рамках “Часа вопросов правительству” в Верховной Раде (ВР) министр регионального развития Алена Бабак (на фото) озвучила правительственную позицию по интересующим нардепов вопросам. Она сообщила, что процесс объединения территориальных громад (ОТО) правительство хочет упростить (исключив из процесса областные советы), а по его завершению Кабмин приступит к территориально-административной реформе: планируется упразднить райсоветы, ввести префектуры, а облсоветам дать возможность формировать исполкомы вместо нынешних госадминистраций. Кроме того, местным властям в будущем дадут возможность регулировать коммунальные тарифы.
Об этом KV стало известно в ходе “часа вопросов к правительству” на пленарном заседании ВР 1 ноября с.г.
Как сообщила в парламенте министр развития территорий Алена Бабак, по состоянию на 1 ноября 2019 в стране насчитывается 922 объединенные территориальные общины (ОТО). На завершающих стадиях – принятие решения об объединении еще 60 территориальных общин. ОТО покрывают 41% территории Украины, в них проживает 10 млн 400 тыс. жителей (29,5% населения страны). По словам министра, общинами уже реализовано более 10 тыс. разнообразных проектов (освещение улиц, ремонт учебных, медицинских, культурных учреждений, построение центров безопасности центров предоставления административных услуг, медицинских лабораторий и т.п.).
Планы объединения общин – в обход областных советов
Кабинет министров предлагает на будущее исключить областные советы из процесса утверждения перспективных планов объединения общин. Как сообщила Алена Бабак, правительство хочет упростить процедуру формирования и утверждения этих планов, исключив из процедуры их одобрение областными советами.
Эта инициатива содержится в правительственном проекте закона №2189 “О внесении изменений в Закон Украины “О добровольном объединении территориальных общин” (относительно упрощения процедуры утверждения перспективных планов формирования территорий общин Автономной Республики Крым, областей)” от 30 сентября с.г.
Как пояснила Бабак, принятие этого законопроекта позволит правительству внести соответствующие изменения в методику формирования способных территориальных общин, исключив из нее одобрение облсоветов (интересно, что этот законопроект стоял в повестке дня сегодняшнего заседания Рады, но депутаты его так и не удосужились рассмотреть в первом чтении).
“Речь идет об объединении общин, а не о представительных органах области, поэтому мы усиливаем возможности общин, которые добровольно объединяются, а региональный аспект мы регулируем через областные государственные администрации, чтобы обеспечить суверенитет, государственность. Посредники здесь не нужны”, – сказала министр.
Она напомнила, что добровольно объединившиеся на основе перспективных планов общины после первых выборов в них переходят на прямые отношения с государственным бюджетом.
По состоянию на 1 ноября 2019 года утверждены такие планы для 23 областей. Перспективный план должен охватывать всю территорию области. Однако, на сегодняшний день, в большинстве областей планы охватывают не более 90% территорий. Планами на 100% охвачено только восемь областей (Киевской области среди них нет).
После завершения объединения всех общин райсоветы упразднят, а облсоветам дадут исполкомы
После реформирования органов местного самоуправления базового уровня и создания состоятельных общин в планах правительства – переформатирование районного уровня: укрупнение районов, оптимизация районных государственных администраций и последующее создание префектур.
Как сообщила Алена Бабак, на сегодня в Украине есть 22 района, границы которых полностью совпали с границами созданных ОТО.
“Функциональное обследование деятельности соответствующих районных советов и районных администраций в этих районах показала, что все полномочия районного совета и районной администрации выполняются советом и исполнительным комитетом ОТО. Это указывают на возможность не создавать представительные органы на субрегиональном уровне”, – сказала Бабак.
В этом контексте правительство склоняется к тому, чтобы в дальнейшем из системы местного самоуправления районные советы убрать.
Также министр сообщила, что “областные рабочие группы осуществили моделирования административно-территориального устройства областей. В результате получилась цифра 100 районов. Сейчас эта цифра только экспертная. Финальное моделирование субрегионального уровня должно произойти после стопроцентного завершения формирования состоятельных общин”.
Правительство разрабатывает изменения по админтерустройству, в результате которых ключевыми будут органы местного самоуправления – территориальные общины. А представитель государства, префект, будет обеспечивать надзор за законностью решений, которые будут принимать органы местного самоуправления и территориальные органы центральных органов власти. Префект не будет участвовать в распределении местных финансов, ведь все общины будут на прямых взаимоотношениях с государственным бюджетом.
В то же время, согласно озвученным Бабак правительственным идеям, областные советы получат собственные исполнительные комитеты – органы, которые будут иметь полномочия, в том числе, в сфере бюджета и финансов.
Госфонд регионального развития – проектам, а не просто отраслям
Министерство регионального развития планирует усилить конкуренцию между регионами за право получать средства от государства на обоснованные проекты. Целевое финансирование, привязанное к стратегических планов развития территорий, должно стать приоритетом.
Правительством подготовлен и внесен 2 октября в Раду законопроект №2202 о внесении изменений в Бюджетный кодекс, которым предложено формировать Государственный фонд регионального развития (ГФРР) в объеме не менее 1% прогнозируемого объема доходов общего фонда госбюджета.
“Я бы хотела, чтобы этот фонд стал драйвером роста экономики, но исходя из возможностей государственного бюджета, в следующем году он составит 9,5 млрд гривен. Эти средства будут направлены на приоритетные проекты и станут точками роста экономики”, – сказала Бабак.
Она уточнила, что принцип финансирования из фонда Кабмин предлагает несколько изменить, “чтобы две трети фонда, в следующем году это более 6 млрд гривен, направлять на проекты, которые соответствуют стратегиям регионального развития, одну треть – на финансирование проектов секторальной поддержки (медицина, образование, культура и т.д.). Исходя из такой пропорции, дальше передавать средства в регионы через конкурсы”.
Министр уточнила: “Что касается двух третей на финансирование стратегий, то там остается принцип распределения между областями по демографическим показателям, а секторальные вещи уже идут на конкурсных условиях. Поэтому важной становится стратегия регионального развития и выбор проектов, соответствующих стратегии. По секторальной поддержке – в соответствии с оптимальной сетью предоставления публичных сервисов и услуг. Мы считаем, надо будет отбирать объекты. Например, опорные школы, а не просто школы; больницы – там, где они определены по графику формирования первичной помощи, и так далее”.
Что касается приостановления финансирования муниципальных проектов из Госфонда регионального развития в этом году, то в конце сентября финансирование было возобновлено, сообщила Бабак: “Правительство проанализировало риски неиспользования этих средств. По результатам совместной работы Минрегиона и областных госадминистраций, объем распределенных средств был уменьшен на 224 млн гривен – исключено 15 проектов, по которым работы не были начаты. Еще по 9 проектам уменьшен объем финансирования, так как есть риск неиспользования средств до конца года”.
Коррупция в ГАСИ – победима
“Сейчас проходит конкурс на должность председателя Государственной архитектурной строительной инспекции (ГАСИ). Прямо сейчас, когда мы с вами общаемся, происходят собеседования. По результатам этого конкурса будет определен новый руководитель. Далее будут проведены кадровые изменения в областных представительствах”, – сказала Алена Бабак, отвечая на вопрос о борьбе с коррупцией в этом ведомстве.
Но кадровыми решениями, заверила министр, дело не ограничится: “Должны быть приняты еще много решений по оптимизации работы этой структуры, внесению изменений в процесс надзора, и автоматизации процесса получения разрешений и привлечения органов местного самоуправления на этапе ввода объектов в эксплуатацию. Это – комплексные системные решения, которые должны преодолеть коррупцию. Но, к сожалению, мы с вами унаследовали в ГАСИ огромное количество объектов, получивших разрешения на незаконных основаниях. Сейчас перед правительством стоит огромный вызов, что делать с теми объектами, которые построены с нарушением разрешительной документации и в которых живут люди”.
Регулировать тарифы на комуслуги в будущем будут местные власти
Выступая в парламенте, министр регионального развития коснулась проблемы задолженности населения перед тепловиками, а самих поставщиков тепла – перед газовиками.
В Кабмине считают, что возмещение задолженности по разнице в тарифах на протяжении многих лет не обеспечило безубыточную деятельность предприятий.
“На 1 октября 2019 года задолженность предприятий теплокоммунэнерго за потребленный природный газ составляет 35,8 млрд гривен, а долг населения за тепло составляет 14,8 млрд гривен. Мы видим огромный разрыв между тем, что могут собрать с потребителей предприятия, и сколько они должны поставщикам газа. Поэтому мы считаем, что единичные решения недостаточны и не урегулируют вопрос системно”, – заявила Алена Бабак.
По ее словам, правительство работает над комплексным решением вопросов погашения старых долгов и реструктуризации задолженностей путем как тарифной политики, так и законодательного урегулирования – с тем, чтобы в 2021 году обеспечить стабильную работу предприятий отрасли, а полномочия по регулированию тарифов передать на местный уровень.
Читайте: Завтра в Киевском регионе стартует первая избирательная кампания в двух ОТО
Фото: Mind.ua / УНИАН