Жилищный кодекс утвердит пеню и позволит отселять людей на окраины в интересах города.
Всю неделю общественность обсуждает проект Жилищного кодекса, обнародованный в интернете и ожидающий второго чтения в Раде. Как известно, после первого (а было это в феврале) проект получил огромное количество замечаний и был отозван, одни только депутаты подали более 500 предложений и замечаний к нему, а 20 общественных организаций подписали “Манифест против жилищного рабства”, подкрепив его митингом под Верховной Радой. “Газета по-киевски” разбиралась, чем плох новый свод законов о жилпроблемах.
Первое, что должно насторожить украинцев в кодексе, это положение о пене, считает президент Ассоциации частных инвесторов и собственников Татьяна Шальман. Согласно ему долг по “коммуналке” может обернуться пеней, судом и выселением из квартиры.
– Люди думают, что их это не коснется, но посмотрите российское телевидение – там часто показывают, как исполнительная служба россиян действительно теперь вышвыривает из домов за долги, то есть норма прекрасно работает, – обращает внимание она. – А о какой пене может идти речь, когда в стране огромные долги по заработной плате.
Сомнительна и затея заменить жеки ОСМД или нанятыми компаниями – во всем мире это эффективно, а в украинских реалиях до сих пор получался пшик. Особенно если учесть слабое желание граждан самоорганизовываться, хотя для решения вопроса достаточно голосов всего трети жильцов дома.
– Уже есть наглядный пример жильцов дома на улице Циолковского, – рассказывает Шальман. – Дом новый, из тех, в которых зачастую квартиры покупают и сдают в аренду, не принимая активного участия в управлении домашними делами. Выходит, что проживающих в доме хозяев квартир даже меньше трети и выбрать председателя управления они не могут по закону. На этот счет в кодексе сказано, что если за три месяца после заселения ОСМД не создано, местные власти сами назначают компанию-управленца, то есть неизвестно кого. На Циолковского так и вышло: людям представили непонятно кем выбранного председателя, и теперь они жалуются защитникам прав потребителей.
Эксперты называют кодекс поверхностным. Например, председатель управления и поставщики коммунальных услуг по-прежнему не несут ответственности за свое бездействие, как и застройщик, вовремя не сдавший жилье в эксплуатацию. Частные инвестиции, по сути, остаются вне закона, и люди будут продолжать вкладывать деньги на свой страх и риск.
– Кроме того, в кодексе черным по белому написано, что если дом стоит на месте, которое вдруг понадобится для социальных нужд (мост, путепровод, например), то его жильцы будут в два счета выселены, – говорит президент Ассоциации. – То есть как только проект примут, бунтующим Русановским садам скажут “до свидания”. Потихоньку станут исчезать “хрущевки” из центра – достаточно добыть справку у чиновников, что новый торговый или бизнес-центр социально необходим, и их обитатели живо окажутся где-нибудь на окраинах.
К документу возникает слишком много вопросов, тем не менее, по словам члена комитета ВР по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Юрия Сербина, на этой неделе депутаты и общество закончат подавать замечания к проекту, и рабочая группа будет готовить его ко второму чтению и принятию.