Министр обороны Украины Алексей Резников (на фото) анонсировал максимально возможное рассекречивание оборонных закупок параллельно с переходом на новую схему их осуществления. При министерстве собираются создать аналог “Прозорро”, чтобы уберечь армию от монополии производителей и поставщиков. Армейские нужды будут определяться каждый раз Трехлетним планом закупок. Первый такой документ почти готов.
Об этом KV стало известно из интервью министра обороны Алексея Резникова изданию “Левый берег”.
Министр обороны в беседе с журналистами рассказал о том, что понятие “Государственный оборонный заказ” (ГОЗ) решено заменить Трехлетним планом закупок.
“Сегодня есть несколько участников, которых раньше не было с точки зрения исполнения ГОЗа. Раньше были Вооруженные силы, министерство (обороны – KV), профильный комитет (Верховной Рады – KV), правительство. Теперь добавились Министерство стратегической промышленности и СНБО (Совет национальной безопасности и обороны – KV)”, – рассказал министр.
Резников пояснил, как будет работать механизм планирования и осуществления закупок: сначала Вооруженные силы (главнокомандующий – Валерий Залужный) определяют потребности на три года вперед исходя из их оценки и анализа угроз со стороны потенциального противника и нужд для развития армии.
“Министерство обороны все это прорабатывает и выступает консолидированным заказчиком. Говорит, например: нам нужны снайперские комплексы, которые могут поражать на расстоянии от километра. Это минимум 338 калибр. Министерство стратегической промышленности (которым сейчас руководит министр Павел Рябикин – KV) смотрит на рынок и планирует, что вооруженным силам на три года вперед нужно такое-то количество снайперских комплексов 338 калибра. Условно, украинский производитель имеет возможность закрыть 30% этой потребности, а в странах НАТО, опять же условно, есть производитель, который может закрыть еще 70%. (…) Тогда Минстратегпром в интересах развития украинской отрасли изучает возможность инвестирования в украинское производство, чтобы увеличить процент украинского вооружения и меньше покупать за рубежом. (…) Условно говоря, Залужный потребовал, Резников оформил это в заказ, Рябикин планирует. Затем Рябикин присылает свое планирование в профильный комитет (ВР, по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, которым сейчас руководит Александр Завитневич – KV), тот согласовывает, а Совет национальной безопасности и обороны утверждает основные показатели. После этого правительство принимает трехлетний план закупок”, – пояснил Резников.
Он также сообщил, что в декабре 2021 года министр Рябикин направил проект трехлетнего плана закупок и в комитет Рады, и в СНБО: “Открытая часть уже одобрена. В январе направлена закрытая часть. Свою домашнюю задачу Минобороны и Минстратегпром выполнили. Сейчас мяч на поле профильного парламентского комитета и Секретариата СНБО. Надеюсь, что в ближайшие дни или недели мы получим ответ. Возможно, будут какие-то корреляции, но План будет утвержден и начнет реализовываться”.
Читайте: Кабмин планирует выделить Минобороны свыше 300 млн гривен на вооружение и военную технику
Алексей Резников озвучил планы по созданию в рамках реформы Минобороны двух аналогичных к натовскому NSPA агентств для закупки необходимого для военных нужд: “Одно будет заниматься закупкой вооружения, военной техники, второе – средствами защиты, шлемами, бронежилетами, питанием, топливом, одеждой и т.д. Мы сделаем аналог “Прозорро” военного характера, куда будут допущены сертифицированные производители через реестр, созданный Минстратегпромом”.
“Наши стратегические советники – DRAB (Defense reform advisory board) – рекомендуют нам максимально рассекретить, где это возможно, закупку вооружения и военной техники. Я тоже сторонник этого. В нынешнем Трехлетнем плане закупок мы смогли на 30% снять излишнюю секретность. (…) Вынес на свет – меньше коррупции. Меньше заангажированности, монополии, меньше заинтересованности у конкретных производителей”, – долбавил по поводу закупок Алексей Резников.
Как информировала KV, в конце прошлого года Минобороны удалось закрыть вопрос по долгам государства по выплатам военным. Но чтобы в будущем увеличивать размер денежного довольствия солдат и офицеров и повышать обороноспособность страны, необходимо на “оборонку” тратить значительно больше, чем сейчас – считает министр обороны.