Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) инициирует введение временного руководства в АО “Укрзализныця” до избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления АО. Причиной такого решения в СНБО называют критическое состояние предприятия, которое представляет угрозу нацбезопасности. Совбез поручил Кабмину разобраться в положении дел в “Укрзализныце” и, в случае необходимости, принять кадровые решения.
Об этом KV стало известно из сообщения издания “Экономическая правда” (ЭП) со ссылкой на документ СНБО.
30 июля с.г. секретарь СНБО Алексей Данилов (на фото) поручил Кабинету министров Дениса Шмыгаля проанализировать состояние дел в “Укрзализныце” и, в случае необходимости, принять кадровые решения. По словам Данилова, на заседании СНБО обратили внимание, что процессы в финансово-хозяйственной деятельности и в обеспечении устойчивого функционирования “Укрзализныци” представляют угрозу национальной безопасности Украины.
“ЭП” со ссылкой на имеющиеся у издания документы Совбеза пишет, что предоставленная СНБО информация “свидетельствует о ряде угроз государственной безопасности, связанных с критической ситуацией в акционерном обществе “Украинская железная дорога”, что может привести к дестабилизации работы объектов критической инфраструктуры железнодорожной отрасли и создать реальную угрозу жизненно важным интересам Украины”.
Согласно данным СНБО, главная проблема УЗ – кредитные обязательства на 35,8 млрд гривен и еще 19,1 млрд гривен кредитов перед ГП “Донецкая ж/д”. Отмечается, что это грозит техническому дефолту компании.
Также отмечается, что правлением АО сознательно недоначислены и искусственно не отнесены к себестоимости перевозок за пять последних лет 43,5 млрд гривен фонда оплаты труда.
“При этом, государственное тарифное регулирование, осуществляемое в течение 2016-2020 годов с нарушением законодательства лишило УЗ почти 100 млрд грн принадлежащих ей доходов за проделанную перевозную работу и привело к ее критическому состоянию. Дальнейшая работа акционерного общества “Укрзализныця” в рамках экономически необоснованных тарифов приведет к банкротству”, – пишет ЭП.
Согласно документу, находящемуся в распоряжении журналистов, руководство УЗ не выполняет показатели по капитальным инвестициям и темпам электрификации железных дорог, что вынуждает компанию закупать дизельное топливо у России. Также в СНБО обвиняют руководство АО в недосчете зарплат и неэффективных закупках.
“Такие действия органов управления “Укрзализныци” (Наблюдательного совета, председателя и членов правления) привели к возникновению критической ситуации в компании, что может привести к дестабилизации ее работы и создать реальный риск для экономики и безопасности страны”, – говорится в документе.
Читайте: Кабмин досрочно уволил главу правления “Укрзализныци” Владимира Жмака
Напомним, 17 марта 2021 года Кабинет министров досрочно прекратил полномочия главы правления “УЗ” Владимира Жмака. В прошлом нефтегазовый бизнесмен, а на местных выборах 2014 года – неудачливый кандидат в Киевсовет, Жмак возглавлял правление АО чуть больше полугода.
Есть мнение, что Жмак был уволен из-за подыгрывания Ринату Ахметову в политике выгодных олигарху цен “УЗ” на грузоперевозки.
Сейчас обязанности главы правления исполняет Иван Юрик. Для него не впервые быть “и.о.”: он уже временно руководил этим акционерным обществом в прошлом году. До этого Юрик с июня 2018 года по июнь 2019-го был членом наблюдательного совета “УЗ”, после чего вошел в состав правления компании.
Набсовет УЗ сейчас возглавляет экс-представитель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине, банкир с многолетним стажем Шевки Аджунер. В состав совета входят несколько иностранных специалистов, а также экс-нардеп из числа “еврооптимистов” в Раде прошлого созыва Сергей Лещенко (“Блок Петра Порошенко”).
Фото: Лига.досье