На этой неделе Верховная Рада (ВР) может продолжить рассмотрение антикоррупционных законопроектов президента Владимира Зеленского, среди которых – о введении единоличной формы управления в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), об уголовной ответственности за незаконное обогащение, о трансформации Генпрокуратуры в Офис Генпрокурора.
Об этом KV стало известно из законопроектов, опубликованных на сайте ВР.
Законопроект президента Владимира Зеленского №1025 “О внесении изменения в Закон Украины “Про Высший антикоррупционный суд” (относительно начала работы суда)” от 29 августа 2019 года должны устранить проблему перегрузки ВАКС делами и проводить судебные разбирательства уголовных производств только по коррупционным преступлениям и в разумные сроки.
В частности, аносируемыми изменениями предлагается изложить в новой редакции пп “х” пп 3 п. 2 раздела VI “Заключительные и переходные положения” закона, согласно которому подсудность ВАКС как суда первой, апелляционной инстанций, распространяется на уголовные производства, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований, кроме уголовных производств, досудебное расследование в которых осуществляется или осуществлялось НАБУ и завершено прокурорами САП.
Предусмотрено, что в ВАКС передаются все уголовные производства, досудебное расследование в которых завершено прокурорами САП и судебное разбирательство которых судами первой, апелляционной инстанций не завершено до дня начала работы ВАКС.
Читайте: В Украине начал работу Высший антикоррупционный суд
Законопроект президента Владимира Зеленского №1009 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства” предусматривает, в частности, следующие изменения:
-
из Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) и Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” исключаются, нормы, которые не соответствует Конституции Украины, и запрещают без согласия ВР осуществлять обыск народного депутата, досмотр его личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения, а также вмешиваться в тайну переписки, телефонных разговоров и другой корреспонденции;
-
НАБУ и ГБР предоставляется право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в рамках проведения негласных следственных и розыскных действий – то есть прослушивать телефонные разговоры;
-
изымаются из УПК изменения, которые были приняты в 2017 году о порядке исчисления и продления сроков досудебного расследования, назначение и проведение экспертизы, возможности обжалования уведомления о подозрении;
-
суды получают право не назначать залог при тяжких и особо тяжких преступлениях. Ранее следственные судьи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязаны были определить альтернативный размер залога, который мог быть значительно меньше и позволял легко выйти на свободу и уклоняться от следствия;
-
устанавливается положение, что все изъятые при обыске вещи, считаются временно изъятым имуществом;
-
прокуроры смогут излагать сокращенную версию обвинительного акта;
-
НАБУ разрешается набирать в штат тайных сотрудников-агентов
Читайте: По воле президента: до 1 октября ВР должна принять закон “О концессии”
Законопроектом президента Владимира Зеленского №1031 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов” от 29 августа 2019 года, предлагается карать коррупционеров лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет – в случае, если стоимость приобретенных активов превышает доходы подозреваемого более, чем на 12 тыс. гривен.
К активам относятся денежные средства – наличные и безналичные, в том числе, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финучреждениях, иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги.
Законопроект также вводит институт взыскания в доход государства необоснованных активов.
Под расследования будут попадать все покупки активов в течение четырех лет до дня вступления в силу закона, если разница между стоимостью активов и законными доходами в 500 и более раз превышала размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на день вступления в силу данного законопроекта.
Иски о незаконном обогащении будут обеспечиваться наложением ареста на имущество и/или денежные средства. Выявлять необоснованные активы и собирать доказательства будут НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), а в определенных законом случаях – ГБР и Генеральная прокуратура. Дела будут рассматриваться ВАКС.
Читайте: Верховная Рада отменила неприкосновенность нардепов (видео)
Законопроектом президента Владимира Зеленского №1029 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции” от 29 августа 2019 года, предлагается внести изменения в закон “О предотвращении коррупции”:
-
Форму правления НАПК изменить с коллегиальной на единоличную, а председателя НАПК назначать на должность решением Кабмина на открытом конкурсном отборе.
-
Формировать состав конкурсной комиссии по отбору председателя НАПК при участии представителей международных организаций.
-
В состав конкурсной комиссии не могут входить лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления.
-
Обеспечить гарантии независимости председателя НАПК путем определения исчерпывающего перечня оснований для досрочного прекращения его полномочий – заключения комиссии по проведению независимой оценки эффективности деятельности НАПК о неэффективности работы, которая будет проводиться каждые два года независимыми экспертами, предложенными международными организациями. В изменениях к закону определены основные положения о деятельности указанной комиссии.
-
С целью усиления способности НАПК осуществлять возложенные на него функции, обеспечить гарантии его независимости:
-
предоставить председателю НАПК полномочия создавать не более шести территориальных органов НАПК;
-
устранить законодательные пробелы для обеспечения надлежащего доступа на конкурсный отбор.
Предлагается усилить механизмы подотчетности НАПК:
-
изменить порядок формирования и расширить полномочия Общественного совета при НАПК;
-
предусмотреть проведение каждые два года внешней независимой оценки эффективности деятельности НАПК;
-
предусмотреть создание подразделения внутреннего контроля с целью обеспечения добропорядочности работников НАПК;
-
определить детальные требования к ежегодному отчету НАПК.
На уровне закона урегулируется обязательное создание или определение уполномоченных подразделений (уполномоченных лиц) по вопросам предотвращения и выявления коррупции в органах власти разного уровня.
Читайте: Зеленский анонсировал начало процессов над чиновниками-коррупционерами этой осенью
Законопроект также усовершенствует механизм финансового контроля и устраняет другие недостатки, содержащиеся в законе “О предупреждении коррупции”, в частности:
-
уточняется определение терминов “близкие лица”, “члены семьи”, определяется термин “юридические лица публичного права”;
-
изменяется подход к “предотвращению конфликта интересов в связи с наличием у лица предприятий или корпоративных прав”;
-
исправляются недостатки в описании информации, которая должна быть отражена в декларации;
-
расширяется содержание сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования;
-
во исполнение рекомендаций международных организаций предлагается исключить из сферы действия раздела VII закона “О предотвращении коррупции” (“Финансовый контроль”) иностранцев – нерезидентов, которые входят как независимые члены в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия, государственной организации;
-
НАПК будет определять порядок отбора деклараций для проведения обязательной полной проверки на основании оценки рисков, а также в автоматизированном режиме распределять их среди своих сотрудников;
-
кандидаты на внеочередных выборах не будут представлять декларации.
Читайте: Зеленский анонсировал начало процессов над чиновниками-коррупционерами этой осенью
Законопроектом президента Владимира Зеленского № 1032 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры” от 29 августа 2019 года, предлагается:
-
Изменение названия Генеральной прокуратуры в Офис Генерального прокурора. После проведения аттестации сотрудников “прокурорская” вертикаль примет вид: Офис Генерального прокурора, областные прокуратуры, окружные прокуратуры. Генпрокурор получает право ликвидировать и реорганизовывать окружные и областные прокуратуры.
-
Ликвидация военных прокуратур и сохранение права генпрокурора в случае необходимости создавать специализированные прокуратуры;
-
Сокращение штата прокуратур – количества работников органов прокуратуры снизится с 15 тыс. до 10 тыс. человек.
-
Генпрокурор сможет утверждать:
-
стратегию развития прокуратуры;
-
систему оценки качества работы прокуроров;
-
порядок измерения и регулирования нагрузки на прокуроров;
-
порядок рассмотрения обращений по ненадлежащему исполнению прокурором должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности.
-
-
Лица, с высшим юридическим образованием и стажем работы в сфере права получат больше возможностей участвовать в отборе на замещение должностей во всех органах прокуратуры.
-
Повышение базового должностного оклада прокурора с 12 до 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Установление ограничения в размере 25% для максимального размера премии прокурора по результатам календарного года, начисляемой исключительно в соответствии с оценкой работы прокурора.
-
Прокуроры, должны будут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном ““Заключительным и переходным положениям” данного законопроекта. Аттестация не распространяется на прокуроров САП.
-
Аттестация прокуроров будет проводится кадровыми комиссиями;
-
Временно, до 1 сентября 2021, останавливаются полномочия квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. При этом Генпрокурор будет утверждать:
- порядок проведения отбора сотрудников кадровыми комиссиями;
- определять порядок замещения временно вакантных должностей;
- назначать лиц на административные должности в Офисе Генпрокурора и на должность руководителей областной прокуратуры (с одобрения Комиссии по отбору руководящего состава органов прокуратуры);
- определять порядок рассмотрения дисциплинарных жалоб кадровыми комиссиями о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществления дисциплинарного производства;
- определять порядок принятия решения кадровыми комиссиями по результатам дисциплинарного производства.
Читайте: Рябошапка намерен каждую неделю привлекать к ответственности высокопоставленных чиновников
Напомним, на прошлой неделе народные депутаты передали для рассмотрения в Конституционный суд законопроект президента Владимира Зеленского №1014 “О внесении изменений в статью 106 Конституции Украины (относительно закрепления полномочий Президента Украины образовывать независимые регуляторные органы, НАБУ, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора ГБР)”.
Путем дополнения ст. 106 Конституции двумя новыми пунктами (11-1 и 12-1 о полномочиях президента) этим законопроект предлагается право главы государства:
-
назначать и освобождать от должностей в порядке, определенном законами Украины, директора НАБУ и директора ГБР;
-
образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначать на должности и освобождать от должностей их членов в порядке, определенном законами Украины.
Читайте: Конституция от Зеленского: 300 нардепов и народ, как субъект законодательной инициативы
Фото: официальный сайт президента Украины