Создатель и бывший генпродюсер телеканала “1+1”, четырехкратный номинант на премию “Оскар”, многократный победитель Каннского кинофестиваля, лауреат премий “Золотой глобус” и “Сезар”, продюсер более 35 художественных фильмов Александр Роднянский уверен, что успешность режиссера и кинопродюсера зависит от его культурной глубины, которая, в свою очередь, базируется на его начитанности. Роднянский уверен, что в будущем в кинотеатрах останутся только три типа фильмов: аттракционные, событийные и классические. Все прочее окончательно переместится на стриминговые платформы, индустрия кинозвезд почти умрет, а главным человеком в кинопроизводстве станет шоураннер.
Об этом KV стало известно во время мастер-класса Александр Роднянского в киевском кинотеатре “Жовтень” 4, 5 и 6 ноября.
Александр Роднянский на примере восьми фильмов – лауреатов Каннского кинофестиваля, в съемках которых он принимал участие, рассказал об истории авторского и индустриального кинематографа, развитии стриминговых платформ и масштабных изменениях в мировой индустрии производства визуального контента.
Основные моменты мастер-класса Александра Роднянского – в эксклюзивном материале KV.
День 1. Авторское кино. Будущее за стриминговыми сервисами
“Авторский кинематограф родился не как художественный процесс и не как право художника на высказывание, а как следствие огромного потрясения, которым для человечества оказалась Вторая Мировая война. До нее, несмотря на богатый инструментарий создателей фильмов, кинематограф был коллективным делом. Все решения естественно принимались продюсером. Это особенно заметно по фильму “Касабланка”. После Второй Мировой в кино пришли люди с особым опытом. Люди, которые воевали сами и знали, что такое предательство, что такое трусость, что такое гибель друзей, потеря близких, кровь, страх, смерть. Они видели все своими глазами, и у них был уникальный жизненный опыт, которым они старались поделиться. Они не хотели, чтобы мир допустил повторения войны”.
“Авторские ли фильмы, есть ли в авторе уникальность, свежесть интонаций, понимание художественного решения, неожиданность взгляда на всеми пережитые события — все это решает зритель”.
“Впервые словосочетание “авторское кино” по отношению к фильму “Ночи Кабирии” (драма Федерико Феллини, – KV) использовал в своей статье [историк и теоретик кино] Андре Базен. Соответственно, Федерико Феллини стал первым признанным автором в киноиндустрии. Это совпало с двумя главными художественными течениями в европейском кинематографе”.
“С одной стороны был итальянский неореализм, а с другой — французская новая волна. Кинематограф начали делать иначе. Он вышел за пределы студий, в которых в то время в Голливуде снимали жанровые картины. В этих обстоятельствах авторский кинематограф и приобрел свою уникальную репутацию”.
То же самое произошло и в СССР. После войны появился кинематограф потребительского спроса, ориентированный на массовую аудиторию. Оттепель привела это кино на экраны. Великие Марлен Хуциев и Андрей Тарковский стояли на плечах у гигантов европейского кино. С того момента авторский кинематограф легитимизировал свое пространство для высказывания. И что важно, этот кинематограф был дико востребован. Трудно представить, но на фильмы этого сегмента стояли очереди. В сегодняшних приблизительных цифрах “Сладкая жизнь” Федерико Феллини и “Сцены из супружеской жизни” Ингмара Бергмана собрали около 100 млн долларов в прокате. Представить это сложно, если не знать, что происходило в США, где господствовал кодекс Хейса — комплекс этических правил, цензурных требований, который жестко диктовал, что можно и что нельзя показывать на экране”.
“Сегодня мир воспринимает авторское кино как кинематограф, художественно свидетельствующий о состоянии дел в разных странах. Канны, Берлин, Венеция — своего рода перекресток нервных окончаний происходящего в мире. Туда привозят фильмы из Ирана, Китая, Юго-Восточной Азии, разных стран Европы и Латинской Америки. Благодаря таким работам мы можем понимать, что происходит на этих территориях и с обществом, и с конкретными людьми, которые там живут. Если авторы талантливы, то такие истории становятся универсальными”.
“Авторский кинематограф в США называют независимым, существующим вне студий, в которых кинематографисты имеют возможность высказаться на волнующие их темы обязательно используя для этого художественный язык”.
“Авторский фильм можно легко отличить от неавторского: важна уникальность драматургических и художественных решений. Авторские фильмы в отличие от хорошего массового и жанрового кино могут быть не самыми безупречными, исходя из привычных представлений, могут даже быть непрофессиональными. Но в них есть свежесть и ощущение магии. Все то, что дает почувствовать кино, и связано с личностью его создателя”.
“Идеальная модель подготовки кинопродюсера в моем понимании начинается с получения качественного гуманитарного образования. Надо как можно больше читать, изучать психологию, историю искусств, теорию драматургии. Такое образование поможет в понимании тех культурных кодов, с которыми придется иметь дело. После можно получить и профессиональное образование, пригодится опыт работы на киностудиях. Наверное, хорошо, если специалист также закончит киношколу. И вот тогда можно стать человеком, который будет разговаривать на одном языке с режиссером”.
“Стриминговые платформы финансируют производство оригинального контента. Бюджет Netflix в этом году на оригинальный контент составил 17 млрд долларов. И это только у Netflix. Ведь есть еще Disney+, Amazon Prime, Apple TV+, Hulu, History. Такие платформы сейчас есть в каждой стране. Запрос на контент колоссальный. У меня нет проблемы финансировать проекты. Проблемой становится найти талантливых людей, которые способны эти проекты делать”.
“Я всем советую читать. Это даже важнее чем смотреть. Обсуждая книгу, ты не видишь кем-то экранизированный опыт, а создаешь его сам”.
“Если режиссер известен прессе, и у него есть награды популярных кинофестивалей, то он интересен и зарубежным продюсерам. Его имя может стать дополнением для какого-то масштабного проекта. Например, так было у Кантемира Балагова, когда шоураннер “Чернобыля” Крейг Мейзин предложил ему поучаствовать в сериале “Одни из нас” по популярной игре в качестве режиссера”.
“Если вы всерьез полагаете, что идея сделать авторский фильм с минимальными расходами и выпустить его на экраны, где он станет прорывом, отражает надежное будущее, то это не так. К сожалению, это в чистом виде гэмблинг. Это казино. Вы ставите на цифру, даже не на цвет”.
День 2. Индустриальное кино. Как угодить аудитории и не прогореть
“В процессе разговора об индустриальном кино речь идет о визуальном контенте, который адресован миллионам и миллиардам зрителей, живущих на Земле. Я убежден, что древнейшая профессия рассказчика историй переносит зрителя, слушателя и читателя в другой мир. Аудитория всегда хочет историй. В сложные кризисные моменты люди прячутся от вызовов времени и хотят уйти в комфортный другой мир, либо наоборот, столкнувшись с благополучием вокруг себя, они хотят откликнуться на вызовы социума, которые кажутся для них важными”.
“Стриминги дали возможность нам самим быть хозяевами своего времени. Мы выбираем истории, которые хотим увидеть, под определенное настроение”.
“В будущем кинотеатры изменятся. Там останется только три типа фильмов. Первый — это, конечно, аттракционные фильмы, блокбастеры, огромные зрелища, которые построены прежде всего на специальных эффектах. Их восприятие в полном объеме возможно только на большом экране. Смотреть “Аватар” на телевизоре — это издевательство. Помимо того, что вы не получаете удовольствия, вы не в том объеме испытываете эмоциональные переживания, а также не считываете огромное количество смысловых контекстов, которые заложены в изначальной идее. Вторым сегментом станет повторный прокат классических фильмов, которые мало знакомы современным зрителям. Например, в последнее время выходили заново оцифрованные работы и Феллини, и Антониони, и Бергмана. В дальнейшем классики будет еще больше. У этого кино есть своя аудитория. Третий сегмент — событийные фильмы, поход на которые у определенной части целевой аудитории обязателен, потому что они точно знают, зачем им это надо. Например, увидеть работу победителя Каннского кинофестиваля для них некий личный “must”. Такие фильмы обладают абсолютным репутационным эффектом. Последние два сегмента наиболее близки к тому, что раньше считали киноклубами, а в других странах мира сейчас называют “синематеками”.
“Ключевым персонажем в киноиндустрии сегодня стал шоураннер — пишущий продюсер. Тот, кто создает историю, мир, в котором она развивается, и характеры всех героев, разрабатывает поэпизодную стратегию сериала и сценарий “пилота”.
“Кино может изменить жизнь в один момент, а телевидению для этого нужны годы. Если ты погрузился в фильм и пережил его, то ты веришь и обретаешь новый опыт.
Главная задача современного кино и телевидения — смягчить нравы. Всем нравится быть жесткими. Всем нравится не любить друг друга. Все знают, что правильно, а что неправильно. Кто враг, кто друг. Современные сериалы стали настоящим проявлением кино и телевидения. Они могут заронить сомнение зрителя в собственной правоте, вызвать мягкость в восприятии другого человека, заменить внутренние колебания пониманием человеческой природы”.
“Никакие фокус-группы не ответят на вопрос, что хочет смотреть зритель. В этом же проблема. Что он хочет смотреть? Все на этот вопрос отвечают фильмами, которые когда-то им понравились. Но если ты сейчас сделаешь такой же фильм, то он же уже не впечатлит. Его никто не будет смотреть”.
“Институт звезд в Голливуде возник в тридцатые годы, когда аудитория приходила в кинотеатры посмотреть на определенных актеров и актрис. Люди покупали билеты на Грету Гарбо, Кларка Гейбла, Эррола Флинна, Джуди Гарленд, Дину Дурбин. Вот они были популярными. А сейчас в Голливуде из способных привести аудиторию остались только Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт. В некоторых фильмах еще Роберт Дауни младший. По-моему, все. В целом, институт звезд ушел. В каком-то смысле, режиссеры стали большими звездами. Наличие определенного автора, чье имя гарантирует качество фильма, его интонацию, атмосферу, стало важнее”.
“Жанровое кино превратилось в пространство для воплощения творческих решений и современного содержания. Оно обсуждает вызовы актуальной реальности. В любом жанровом фильме, который вы посмотрите, обязательно присутствует все, что волнует и авторский кинематограф. Просто это рассказано иным образом. Драматургия строится иначе, и посыл адресован совершенно другой по количеству аудитории, которая проще воспринимает такие жанровые формы”.
“Чтобы понять, что волнует людей, надо читать много качественной литературы и периодики. Только так можно узнать, чем живут люди в разных частях мира. Кругозор — неотъемлемый элемент автора и, в частности, кинопродюсера”.
Фото: КиевVласть, организаторы мастер-класса