Скромное обаяние ОСМД – руководству очень хочется в тень

Александр Колган
Александр Колган

Зампредседателя ревизионной комиссии ОСМД “ОАЗИС 2016”

Украинским социумом уже накоплен солидный опыт деятельности объединений владельцев многоквартирных домов (ОСМД), причем как в положительном, так и в негативном смысле.

Власти небезосновательно видят в ОСМД реальный путь излечения многолетних коммунальных язв, жильцы – избавление от “беспредела” обслуживающих компаний, проходимцы – новый источник незаконного обогащения. И все они в определенной степени правы.

Конечно, идея ОСМД как добровольного и сознательного объединения свободных граждан просто прекрасна. Но как это часто бывает, от идеи до конечного продукта ее реализации может лежать долгий и не всегда светлый путь.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

С момента принятия первоначального варианта Закона “Об объединении совладельцев многоквартирных домов”  от 29 ноября 2001 года N 2866-III нормативное обеспечение деятельности ОСББ претерпело значительные и принципиальные изменения. Однако и на сегодняшний день в законодательных актах сохраняются значительные пробелы, не позволяющие реализовать подлинный потенциал ОСББ:

– законы Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома” и “Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме” перекрестно ссылаются друг на друга, особенно в части порядка проведения общего собрания совладельцев, и в некоторых позициях противоречат друг другу;

– эти законы плохо учитывают специфику управления ОСМД многоквартирным домом, в котором проживает большое количество (например несколько сотен) совладельцев;

– в указанных законах нечетко регламентирован порядок подготовки и проведения очередного общего собрания совладельцев и их письменного опроса, особенно в части подсчета результатов голосования;

– законодательно вообще не регламентирован порядок выхода жителей обособленных корпусов многоквартирного дома, в котором ранее было создано ОСМД.

После утраты органами прокуратуры Украины функций общего надзора за соблюдением законности на сегодня отсутствует механизм реагирования на нарушения требований законодательства органами управления ОСМД, и соответствующего законного воздействия на них. В случае возникновения споров между органами управления ОСМД и/или совладельцами нет арбитров какого-либо уровня (кроме суда), способного решить конфликты такого характера.

Отсутствие санкций за нарушение законодательства и требований уставных документов ОСМД позволяет членам органов управления ОСМД упрощенно подходить к выполнению уставных задач, а также приводит к игнорированию и многочисленным нарушениям прав совладельцев.

На законодательном уровне и в подзаконных актах отсутствует регламентация использования или отчуждения помещений общей совместной собственности и вспомогательных помещений многоквартирного дома, что  вызывает серьезные конфликты между совладельцами и злоупотребления со стороны органов управления.

Есть еще ряд особенностей социального и психологического характера. Кто должен работать в исполнительных органах управления ОСББ? Нужны хорошо образованные (прежде всего юридически и экономически) люди, обладающие выраженными лидерскими задатками, завоевавшие авторитет у окружающих. Но ведь такие люди самодостаточны и, как правило, успешны в карьере и бизнесе, вследствие чего очень загружены.

Второй аспект – всегда ли среднестатистический житель многоквартирного дома, плохо знакомый с многочисленными соседями, готов отстаивать свои интересы и права в обстановке митинга, иногда достаточно агрессивной? И часто ли будет богатый жилец элитного дома, обладающий солидными возможностями и регалиями, снисходить до общения с соседями по проблемам функционирования ОСМД? Вопросы риторические…

По многочисленным свидетельствам моих друзей и знакомых, перечисленные аспекты являются типичными для многих ОСМД, созданных на волне добровольно-принудительного выбора коммунального управляющего, объявленной в 2016 году. Есть также сведения, что суды завалены исками, связанными с конфликтами между органами управления (как правило, исполнительными) и совладельцами.

Читайте: Частные управляющие компании оставили в столице без обслуживания уже 40 многоэтажек

Вот характерный пример нашего дома. В “модном” 500-т квартирном доме по проспекту Героев Сталинграда, 8 в июне 2016 года было создано ОСМД “ОАЗИС-2016”. При содействии нескольких членов инициативной группы, Правление ОСМД возглавило лицо, не предложившее никакой программы развития объединения, тщательно скрывающее сведения о своем гражданстве, регистрации, образовании, биографические данные, и до сих пор не имеющее документа, подтверждающего право совладельца или доверенности от одного из них. Трудовые отношения с этим Председателем правления ОСМД документально не оформлены до сих пор.

В течение года после создания ОСМД Правление не осуществляло никакой деятельности, и только в 2017 году начало принимать дом в управление от эксплуатирующей организации. Только благодаря настойчивости активистов дома Правление смогло предложить Общему собранию внутренние положения, регламентирующие деятельность Правления, Ревизионной комиссии, порядок предоставления информации, подготовки и проведения общего собрания, которые и были приняты.

Однако после принятия дома в управление, Правление ОСМД, грубо нарушая законодательство Украины, Устав и собственные внутренние положения, постепенно изолировалось от совладельцев, исключая их влияние на принятие решений и контроль за результатами деятельности ОСМД.

Как яркий пример – на официальном сайте ОСМД право распоряжения выдачей информации принадлежит исключительно Председателю правления. Форум на этом сайте, как и другие возможности открытого обмена мнениями – не работает. Все чаще в общении с Правлением звучат термины “закрытое заседание”, “информация с ограниченным доступом”, “коммерческая тайна”. Но ведь для добровольного объединения равных перед законом совладельцев такая постановка вопроса – просто абсурд!

До настоящего времени в ОСМД не отработана долгосрочная стратегия развития, которая, очевидно, должна основываться на опросе совладельцев дома и техническом и энергетическом аудите. Планирование какого-либо уровня вообще отсутствует. А в ежегодных Сметах ОСМД, которые тоже можно считать формой финансового планирования, вопросы финансирования нерегулярных расходов (т.е. не таких, как вывоз ТБО, обеспечения текущей деятельности, оплаты за энергоносители и т.д.) не отображаются вообще. Дескать – в соответствии с утвержденными Положениями…

То есть, принятие решений относительно направления расходования средств совладельцев принимается узким неопределенным кругом членов Правления по неизвестным принципам. В то же время тендеры на закупку дорогостоящих работ и услуг в ОСМД не проводились никогда. Естественно, можно предположить, что долгосрочная стратегия Правления заключается не в обеспечении развития благосостояния дома и обеспечении его безопасности, а в получении максимально эффективных откатов и планировании теневых операций.

Очень плохо и то, что из-за несовершенства законодательства и отсутствия опыта при формировании первичных уставных документов ОСББ, мы не смогли гарантировать влияние активистов на принятие решений Общим собранием ОСМД.

В результате, все Общие собрания ОСМД (их с момента регистрации было проведено уже четыре) были подготовлены Правлением с грубыми нарушениями действующего законодательства и Устава, в том числе:

– решения Правления по подготовке к Общим собраниям не соответствуют установленному порядку по форме и по времени; последнее собрание 22.11.2018 года было проведено с полугодовым опозданием;

– предложения Правления к повестке дня по финансовым вопросам, в том числе проект годовой Сметы ОСМД согласовывались с Ревизионной комиссией только перед собранием в марте 2017 года (как компромисс перед началом деятельности) и больше никогда;

– процедура голосования кандидатур в члены Правления ОСМД происходит не поименно, а списком, что грубо нарушает требования законодательства и права совладельцев на волеизъявление. Вокруг Председателя правления собралась небольшая группа “единомышленников”, которая таким образом пытается гарантировать свою монополию на управление ОСМД;

– подготовительные информационные материалы по вопросам повестки дня Общего собрания и принятые решения никогда не обнародуются в полном объеме, в том числе, отчеты Правления, Ревизионной комиссии и т.п.; Смета на 2017 год и Положение о Ревизионной комиссии имеют отклонения от текстов соответствующих предложений, которые выносились на рассмотрение Общего собрания в 2017 году, т.е. грубо говоря, они были подделаны!

– результаты письменного опроса и голосования на Общем собрании хранятся в ненадлежащем состоянии; достоверность подсчета голосов никогда и никем не проверялись; последний протокол Общего собрания и все протоколы Счетной комиссии не обнародованы;

– утвержденные Правлением ОСМД результаты голосования на общем собрании 22.11.2018 года по вопросам избрания Ревизионной комиссии, а также принятие Положения о порядке пользования общим имуществом не отвечают требованиям Устава, Закона об ОСМД и Положения о Ревизионной комиссии;

– при проведении Общих собраний протокол (стенограмма) не ведется (за исключением собрания 2017 года) и в ходе проведения письменного опроса совладельцам не предоставляется. В результате этого, при хроническом отсутствии подготовительных материалов на сайте ОСМД и на досках объявлений в подъездах дома, совладельцы принимают решение “вслепую”, часто руководствуясь сомнительными рекомендациями лиц, проводящих письменный опрос.

В таких обстоятельствах Правление ОСМД, в нарушение требований действующего законодательства и собственного Устава, максимально ограничило предоставление совладельцам любой информации о деятельности ОСМД. На сайте ОСМД за три года обнародованы только уставные документы, внутренние положения, списки членов органов управления и шесть избирательных протоколов заседания Правления. Отчеты по результатам своей деятельности и акты проверки Ревизионной комиссии Правление сознательно никогда не обнародовало. Отчеты Правления, одобренные решениями Общего собрания при  рассмотрении повестки дня, в документальной форме вообще никто никогда не видел.

До недавнего времени описание финансово-хозяйственной деятельности можно было получить из актов проверок Ревизионной комиссии, однако уже в апреле 2019 года под надуманными предлогами Правление отказало Ревизионной комиссии в доступе к очередной плановой проверкие за II полугодие 2018 года.

Вообще, начиная с первой проверки Ревизионной комиссии, Правление по отношению к комиссии повело себя неконструктивно. Рекомендации Ревизионной комиссии Председателем правления воспринимались исключительно как личное оскорбление. При этом членов Ревизионной комиссии, в составе которой: кандидат экономических наук, сертифицированный международный аудитор, практикующий глабвух, магистр в сфере экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности и т.п. – некоторые члены Правления во главе с его Председателем огульно обвиняют в некомпетентности.

В ходе проверок Ревизионной комиссии Председателем правления и его единомышленниками предпринимались попытки давления на проверяющих, их шантажа, распространения клеветнической информации и сплетен в отношении членов комиссии, максимального осложнения доступа к документам и их фиксации. Акты проверки Ревизионной комиссии, вопреки требованиям Положения о Правлении ОСМД и здравому смыслу, ни разу не были предметом обсуждения ни на заседаниях Правления, ни на заседаниях Совета представителей ОСМД.

Активисты дома не исключают, что предвзятое и негативное отношение Правления к Ревизионной комиссии и неравнодушным жильцам вообще вызвано желанием избавиться от любой формы контроля, поскольку в актах проверок Ревизионной комиссией уже был зафиксирован ряд фактов превышения полномочий Правления и Председателя правления в распоряжении объектами совместной собственности, нарушений при проведении хозяйственных операций, а также полной пассивности в противодействии рейдерскому захвату  более 800 кв. м. помещений общей собственности.

Попытки Председателя правления нашего ОСМД и группы его “симпатиков” отстоять монопольное право на принятие решений и полную бесконтрольность естественно вызывают реакцию неравнодушных жильцов.

На прошлой неделе из-за конфликтной ситуации между органами управления дважды собирался Совет представителей ОСМД, который единогласно принял  “Соломоново” решение – проверить и работу Правления, и оценить объективность актов проверки Ревизионной комиссии. Однако на следующий день оказалось, что протокол этого высшего органа управления изменен его председателем (одним из “симпатиков”), а подписи четырех членов Совета – отозваны.

Как говорится, продолжение следует…

Читайте: Киевские власти озаботились спасением ОСМД и ЖСК от земельных поборов

Александр Колган, Зампредседателя ревизионной комиссии ОСМД “ОАЗИС 2016”

КиевVласть


Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
09:00 Київрада внесла зміни до програми реалізації містобудівної політики на 2024-2025 роки, збільшивши її фінансування більше ніж удвічі – з 66,5 до 172 млн…
Banner
QlU7mDx4