Бюджет Киева недополучит несколько миллиардов гривен из-за игнорирования коррупционных схем. Городские власти Киева не готовы ломать коррупционные практики в сфере земельных отношений, градостроительства, работы коммунальных предприятий. Наполнять бюджет предусматривают преимущественно за счет рядовых киевлян и правительства.
Об этом KV стало известно из совместного заявления Фонда “Открытое общество” и Реанимационного пакета реформ.
Эксперты считают, что бюджет Киева недополучит несколько миллиардов гривен из-за игнорирования властями коррупционных схем. Руководство столицы не готово ломать коррупционные практики в сфере земельных отношений, градостроительства, работы коммунальных предприятий. Наполнять бюджет предусматривают преимущественно за счет рядовых киевлян и правительства. И это вместо того, чтобы наконец нанести обещанный Виталием Кличко “сокрушительный удар по коррупции”.
Застройщики и землепользователи, руководители коммунальных предприятий, теневые владельцы большинства МАФов смогут и дальше работать, как и их предшественники, а также и получать миллиарды гривен в “тени”.
Главный эксперт Реанимационного пакета реформ Леся Шевченко отметила, что команда Кличко, прийдя к власти, не выполняет свои предвыборные обещания о нанесении “сокрушительного удара по коррупции”, игнорирует предложения общественности, ведь в обнародованном КГГА проекте решения Киевского городского совета “О бюджете Киева на 2015 год” не приняты во внимание предложения общественных экспертов Фонда “Открытое общество” и Реанимационного пакета реформ. Между тем эти предложения неоднократно предоставлялись городскому главе.
Подробнее: Обнародован проект бюджета Киева на 2015 год
Директор Фонда “Открытое общество” Иван Сикора отметил, что фактически бюджет Киева на 2015 год подобен бюджетам предшественников, и поэтому фонд обращается к депутатам горсовета с просьбой не поддерживать данный проект бюджета, пока КГГА не пересмотрит статьи поступлений в сторону увеличения. По мнению Сикоры, бюджет можно увеличить по таким статьям бюджета, как аренда земли и налог на недвижимое имущество нежилой недвижимости, которые платят юридические лица. А также паевые взносы застройщиков и владельцев МАФов, доходы коммунальных предприятий.
Иван Сикора считает, что увеличить поступления бюджета можно и благодаря уменьшению коррупционной нагрузки и надлежащему выполнению должностных обязанностей профильными департаментами КГГА, а также путем отказа от Генплана Киева-2025 и ДПТ для отдельных участков.
Читайте также: Прогнозная сумма налога на прибыль предприятий в бюджете Киева за 2015 год выглядит завышенной
По мнению Ивана Сикоры, от проекта бюджета, в предложенной КГГА редакции, выигрывают застройщики и землепользователи, собственники торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров, “теневые” владельцы большей части МАФов. А вот проигрывают – рядовые киевляне из-за ухудшения качества услуг и роста их стоимости (проезд в общественном транспорте, услуги ЖКХ и т.д.), условий проживания (уничтожение зеленых зон и уплотнение застройки из-за Генплана-2025 и ДПТ “под застройщика”.
Виктор Глеба, Леся Шевченко и Иван Сикора
Иван Сикора подробно остановился на стоимости коррупционных рисков, рассматривая статьи бюджета и показал, где можно найти миллиарды, в частности путем предупреждения земельных махинаций, потери от которых Виталий Кличко оценивал в 50 млрд. грн.
Резервы для наполнения бюджета были проанализированы в рамках следующих статей бюджета:
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
– Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, уплаченный юридическими лицами, которые являются владельцами объектов нежилой недвижимости. В частности, это торгово-развлекательные и бизнес-центры. Власти планируют собрать лишь 23 млн. грн. (по 64 коп. в месяц за кв.м) при том, что в Киеве насчитывается примерно 3 млн кв.м. коммерческой недвижимости, которая могла бы дать при оплате хотя бы в 20 грн за кв.м в месяц примерно 720 млн. грн. в год);
– Арендная плата за землю с юридических лиц (планируют собрать только чуть больше 1 млрд 500 млн грн. при том, что на 1.12.2014 года было собрано более 1,1 млрд. грн. и внедрение новой нормативно-денежной оценки земли должно было дать 500 -700 млн. грн. в год. То есть плановый показатель даже без детенизации рынка земли должен составить в поступлениях 1,7-1,9 млрд. грн.). И это при том, что за более 60% га арендованных земель Киева юридические лица платят меньше 3%, что является нарушением Налогового кодекса Украины. Еще сотни миллионов не поступают в бюджет из-за неплатежей и теневую аренду без договоров;
– Земельный налог с юридических лиц (планируют собрать лишь 770 млн. грн. при том, что планируется введение в действие новая нормативно-денежная оценка земли);
– Сбор за парковку транспортных средств (планируют собрать лишь 30 млн. грн. при возможных более 360 млн. грн. за счет нахождения тени подавляющего большинства машиномест – неучтенных и нелегальных);
– Доходы коммунальных предприятий (планируют собрать лишь 40 млн. грн., после проведения их аудита и выявленных коррупционных рисков в форме прямых убытков в размере 84 млн 200 тыс. грн.). Интересным является поиск резервов наполнения бюджета в условиях, когда почему-то в наземном транспорте удельный вес льготников составил 63%, а в метрополитене – 34%);
– Поступления средств долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта (планируют собрать лишь 170 млн. грн. при том, что значительная часть застройщиков платит в неденежной форме, что является нарушением действующего законодательства);
– Средства от продажи земли (планируют собрать 380 млн грн. при том, что вряд ли уважающий себя инвестор вложит средства в землю при существовании “ручной” градостроительной документации);
– Средства паевого участия (взноса) владельцев временных сооружений (МАФов) (планируют собрать лишь 59 млн. грн. при том, что до сих пор большинство ВС находится в тени, а предшественниками в прошлом году собрано больше. По состоянию на 1.12.2014 собрано только 16,7 млн. грн при плане в 70 млн. грн и обещаниях собрать 100 млн. грн.).
В свою очередь эксперт в сфере градостроительства Виктор Глеба обратил внимание на признаки махинаций, связанных с показателями учета земель жилой и общественной застройки в различных документах (Генплане Киева-2025, Стратегии развития Киева до 2025 года и в профильной программе использования и охраны земель), что является базой для налогообложения.
По мнению эксперта, разница в учете земель составляет от 10,5 до 14 тыс. га. Налогообложение земли под жилую застройку по ставке 0,1%, а не 3-12%, как для других видов земель, напрямую влияет на уменьшение поступлений в бюджет от налогообложения земли.
Читайте также: В проекте бюджета Киева на 2015 год не учтены сотни миллионов гривен потенциальных доходов
Более того, в программе социально-экономического развития Киева закреплено продолжение финансирования работ по разработке Генплана Киева-2025 “имени Черновецкого”, имеющего целью легализовать незаконные землеотводы и застройки за счет уплотнения строительства и зеленых зон, строительства в буферной зоне исторической части Киева.
По мнению экспертов, Генплан 2025 ведет к уменьшению поступлений в бюджет от налогообложения земли из-за существенного увеличения площадей под жилую и общественную застройку.
Отдельно Виктор Глеба обратил внимание на “инновационные” способы легализации застройщиками незаконных строек и землеотводов из-за разработки планов зонирования отдельных частей Киева вместо детального плана (ДПТ) районов города.
Проект бюджета Киева на 2015 год игнорирует значимые коррупционные риски и дает основания утверждать о том, что мы имеем дело с имитацией реформ, которые действующая власть во главе с Виталием Кличко обещала начать с Киева, уверены эксперты и призвали городские власти и депутатов горсовета не поддерживать бюджет Киева в предложенной редакции, устранив известные коррупционные схемы, которые позволят вывести из тени миллиарды гривен.
фото facebook.com/platforma.reform