Пока украинские автомобилисты с ужасом смотрят на рост цен на топливо, в ЧАО “АК “Киевводоканал” потирают от удовольствия руки. Столичный монополист водоснабжения решил затариться топливом сразу на три года вперед – на сумму свыше 400 млн гривен. Операторы столичных АЗС недоумевают, зачем в условиях нестабильного рынка заключать такой длительный договор. В Киевсовете возмущены, почему в техзадании указано торговое название топлива сети АЗС “ОККО”.
Как стало известно KV из объявления в электронной системе публичных закупок ProZorro, 29 января 2017 года ЧАО “АК “Киевводоканал” (*) объявило закупку топлива по смарт-карточкам. Всего это предприятие планирует закупить 12,037 млн литров бензина и дизеля. Ожидаемая стоимость закупки составляет 401,837 млн гривен.
По условиям технического задания, подрядчик должен обеспечить выдачу бензина “PULLS-95” (или эквивалент) в объеме 281,8 тыс. литров, бензина А-92 – 2,192 млн литров, бензина А-95 – 1,247 млн литров, арктического дизтоплива “ДТ-Арк-ЕВРО-5 В0” – 2,39 млн литров, а также стандартного дизтоплива – 5,924 млн литров. Отпускаться товар должен с АЗС с помощью смарт-карточек, которые работникам ЧАО “АК “Киевводоканал” должны выдать бесплатно.
Квалификационными требованиями предусмотрено, что подрядчик должен иметь не менее 27 АЗС в Киеве. Кроме того, заправки должны быть расположены в радиусе 8 километров от основных пунктов дислокации транспортных средств предприятия. Также, обязательным условием является наличие четырех заправок в восьмикилометровой доступности от Печерского района и Харьковского массива, а также – в районах Оболони и Троещины.
Договор о поставке топлива по смарт-картам с подрядчиком ЧАО “АК “Киевводоканал” рассчитывает подписать на 3 года: до 31 декабря 2020 года.
Обжаловать условия закупки можно до 25 февраля 2018 года, а подать тендерные предложения – до 1 марта текущего года. Начало аукциона запланировано на 6 апреля 2018 года.
В Украине совсем немного компаний, имеющих необходимое количество АЗС в Киеве. Под этот параметр подходят:
-
“Концерн Галнафтогаз” (**) (сеть АЗС “ОККО”) – 31 АЗС на территории Киева;
-
компания “Континент Нафто Трейд” (сеть “WOG”) – 36 АЗС в Киев;
-
ФПГ “Приват” (сети АЗС “Укрнафта”, “Укртатнафта”, “Авиас”, “Авиас плюс”, ANP, “Мавекс”, “Мавекс плюс”, Sentosa Oil) – 35 автозаправок в Киеве.
Впрочем, далеко не факт, что у всех сетей есть заправки в восьмикилометровой зоне от адресов “Киевводоканала”. В тендерном комитете заказчика KV рассказали, что к выполнению этого пункта будут очень строги.
“Условия тендера разрабатывались техническими специалистами нашего предприятия, исходя из максимальной выгодности размещения АЗС от места дислокации транспорта. Поэтому, если техническим заданием предусмотрено, что автозаправка должна быть расположена на расстоянии не более 8 км от такого пункта, а она окажется на расстоянии 8 км 300 м, это является основанием для отклонения тендерного предложения участника. Но это не означает, что тз содержит ссылку на какого-то конкретного участника”, – заявили KV в тендерном комитете “ЧАО “АК “Киевводоканал”.
Читайте: “Киевводоканал” делает закупки по ценам вдвое выше рыночных
При этом, опрошенные KV представители АЗС возмущены, что “Киевводоканал” указал в техзадании торговое название бензина “PULLS-95”. Топливо с таким названием в Украине продает только ПАО “Концерн Галнафтогаз” (АЗС “ОККО”). Собственно, эта же сеть занимается реализацией и заявленного в тендере дизтоплива “ДТ-Арк-ЕВРО-5 В0”.
“В Украине есть аналоги этого топлива. К примеру, у “WOG” это – “WOG мустанг-100”. Однако, торговое наименование бензина “PULLS-95” действительно принадлежит сети “ОККО” – сообщили KV в пресс-службе сети АЗС “ОККО”.
Техзадание тендера предполагает возможность поставки эквивалента “PULLS-95” со следующим составом: октановое число по исследовательскому методу – не менее 95; октановое число по моторному методу – не менее 85; концентрация свинца – не более 2,5 мг/дм3; концентрация фактических смол – не более 5 мг на 100 см3 бензина; концентрация серы – не более 10 мг/кг; испытания на медной пластине – выдерживает класс 1; внешний вид – прозрачный; концентрация марганца – не более 2,5 мг/дм3.
Согласно данным ОО “Институт потребительских экспертиз”, октановое число по исследовательскому методу и по моторному методу у всех участников может подойти. Но соответствует ли их бензин другим показателям типа концентрации свинца, смол, серы и марганца – неизвестно.
Вопросы вызывает не только техзадание, но и масштабы закупки. Как пояснили KV в столичном офисе сети АЗС “KLO”, в условиях нестабильности украинского рынка подписывать договор о поставке топлива в таких объемах и на такой длительный период времени – это нонсенс.
Читайте: Коррупция в “Киевводоканале”: полиция сообщает о троих задержанных (фото)
“Наша сеть неоднократно сотрудничала с крупными госпредприятиями и участвовала в торгах через систему ProZorro, но обычно договор подписывается не более, чем на год. И даже в этом случае могут возникнуть непредусмотренные обстоятельства в виде подорожания топлива. Тогда приходится заключать допсоглашение и повышать стоимость. Поэтому, сложно понять, в чем состоит необходимость подписывать такого рода соглашение на целых 3 года”, – прокомментировали KV ситуацию в офисе сети АЗС “KLO”.
За последние три года стоимость топлива выросла более, чем в полтора раза. К примеру, согласно данным сайта Минфин, 8 января 2015 года средняя стоимость бензина А-95 составляла 16,92 гривны за литр, а по состоянию на сегодня – его стоимость составляет 30,47 гривны за литр.
В Киевсовете также неоднозначно отреагировали на новость о предстоящей закупке “Киевводоканала”. Так, по словам депутата Киевсовета Конастантина Богатова (фракция “Объединение “Самопомощь”), вероятно, что такими “детализированными” техническими требованиями, заказчик пытается отстранить от закупки неугодных участников.
“Очень похоже на то, что в техзадании заказчик, действительно, ссылается на определенную компанию и это – монополист рынка. Если бы заказчик снизил объемы необходимой поставки, подписав договор, к примеру, на год, то бензин можно было закупить и через мелких операторов по более низкой стоимости. Эту закупку мы вынесем на рассмотрение профильной комиссии” – сказал KV Константин Богатов.
Читайте: Владельцы “Киевводоканала” налегке завладели имуществом киевлян до 2033 года
В свою очередь, депутат Киевсовета Юрий Дидовец (фракция ВО “Батькивщина”) отметил, что в “Киевводоканале” практика проведения “договорных тендеров” существует не первый год.
“Мне сложно прокомментировать эту закупку с какой-то экспертной точки зрения, но “Киевводоканал” ловили на откатах и раньше. Поэтому такую же схему может предполагать и названный тендер”, – считает Юрий Дидовец.
По данным аналитической системы Youcontrol, ПАО “Концерн Галнефтегаз” (сеть АЗС “ОККО”) зарегистрировано 30 октября 2001 года. Уставный капитал предприятия составляет 195,2 млн гривен. Бенефициарным собственником компании является Виталий Антонов. Он также владеет такими компаниями: ООО “Универсальная инвестиционная группа”, “Концерн Хлебпром”, “Жилищно-строительная компания “Ваш-дом” и многими другими.
По данным аналитической системы Youcontrol, ЧАО “АК “Киевводоканал” зарегистрировано 2 июня 1992 года. Уставный капитал компании составляет 175,48 млн гривен. На сегодняшний день 67% акций ЧАО “АК “Киевводоканал” принадлежит ЧАО “Компания Киевэнергохолдинг” (имеет оффшорные корни.- KV), только 25,46% акций предприятия находится в коммунальной собственности Киева. Остальные пакеты акций составляют менее 10%. В мае 2017 года тогда еще ПАО “АК “Киевводоканал” было перерегистрировано в ЧАО “АК “Киевводоканал”.
61% ЧАО “Компания Киевэнергохолдинг” владеет Департамент коммунальной собственности Киевской горгосадминистрации (КГГА), которым руководит Андрей Гудзь. Еще 19% акций владеет компания “Зарова Лимитед” (конечный бенефициар – “Артио Глобал Инвесторс ЛТД”) и еще 20% – компания “Денсек Лимитед” (все зарегистрированы на Кипре). Некоторые источники связывали эти кипрские компании с бывшим главой администрации президента Януковича – Сергеем Левочкиным.
Руководителем ЧАО “АК “Киевводоканал” с 12 апреля 2016 года является Дмитрий Новицкий.
Ранее “Киевводоканал” не проводил столь масштабные закупки топлива. Так, максимальные объемы были заявлены “Киевводоканалом” в 2015 году, составив около 7,7 млн литров топлива. Стоимость закупки, в свою очередь, составила 164,8 млн гривен. Тогда на предприятии решили ограничиться бензином АІ-92, бензином АІ-95, бензином с ОЧМ ≥ 85,0 и дизельным топливом. Поставщиком топлива выступила компания ЧП “ОККО-Бизнес-Контракт”, принадлежащая Виталию Антонову.
Читайте: “Киевводоканал” закупил на 165 млн грн топлива у “Галнафтогаза”, но цены предпочел не обнародовать
Напомним, что 29 декабря 2017 года “Киевводоканал” подписал два договора с компанией ООО “СК групс” на проведение реконструкции систем дозирования ОВС-1 и ОВС-3 Деснянской водопроводной станции. Общая стоимость соглашений составила 18,87 млн гривен. Отметим, что закупку указанных услуг “Киевводоканал” объявлял несколько раз. Однако, из-за неоднократных жалоб в АМКУ со стороны других участников, которые обвиняли руководство ЧАО “АК “Киевводоканал” в подыгрывании одной из компаний, торги отменялись. Несмотря на это, к концу года “Киевводоканалу” все же удалось провести закупку услуг у нужного подрядчика, да и еще – по завышенной стоимости.
Читайте: “Киевводоканал” все-таки закупил насосы по завышенной цене у посредника с уголовным шлейфом
*ПАТ “Київводоканал” (код ЄДРПОУ: 03327664)
**ПАТ “Концерн Галнафтогаз” (код ЄДРПОУ: 31729918)
Фото: коллаж KV