“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

“Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев

Киевляне еще долго не смогут ощутить эффекта от закупки “Киевпастрансом” у львовского СП “Электронтранс” семи трамвайных вагонов. Пока есть только один такой вагон – и он пока простаивает в столичном депо. Даже приступить к его испытаниям весьма проблематично: этот трамвай рассчитан на узкоколейку, подобную львовской, и  по многим другим параметрам не соответствует госстандартам. Все это наводит на мысли о коррупционной составляющей, сыгравшей ключевую роль при выборе победителя соответствующего тендера.     

КиевVласть уже сообщала, что в этом году закупка КП “Киевпастранс” семи трамваев из обычной конкурсной процедуры превратилась в настоящее поле боя. Начавшаяся еще в апреле процедура закупки завершилась подписанием договора на сумму 183,75 млн грн между КП “Киевпастранс” и львовским ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” лишь 12 октября – после отмены результатов торгов со стороны АМКУ и последующих судебных разбирательств.

Трамвай для депо

12 ноября, накануне второго тура выборов мэра Киева, Киевская горсгосадминистрация (КГГА) отрапортовала, что один современный трамвай с низким полом уже прибыл в Киев – и после тестовых испытаний отправится возить киевлян по Борщаговской линии скоростного трамвая. О сроках поставки для КП “Киевпастранс” остальных шести трамваев львовского “Электротранса” и ориентировочной дате завершения испытаний уже прибывшего трамвая чиновники молчат по сей день.

И на это есть свои причины.

По словам источника KV в КГГА, данный трамвайный вагон изготавливался для Санкт-Петербурга, но не был приобретен заказчиком из-за несоответствия   техническим характеристикам, после чего два года простоял в цехах СП “Электронтранс”.

То есть, это вовсе не новый, произведенный специально для Киева вагон, как утверждали чиновники. А оставшиеся шесть вагонов еще не изготовлены, потому никто не может сказать – когда они прибудут в столицу.

При этом, по информации KV, давно объявленные испытания трамвая “Электронтранса” никак не начнутся (вагон даже еще не выезжал из ворот депо, тест-драйв не в счет, – KV), потому что столичная транспортная инфраструктура не подходит для таких вагонов. 

В частности, в Киеве ширина между рельсами на трамвайных путях – 1524 мм. А во Львове, где эксплуатируются единственные два вагона производства “Электронтранса”, используется узкоколейка, как в Виннице и Житомире –  с расстоянием между рельсами 1000 мм.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook    

Также, как сообщили ООО “Татра-Юг” в НИИ вагоностроения, вагоны с такими параметрами, как у СП “Электронтранс”, не соответствуют госстандартам (ГСТУ) – и к эксплуатации на территории страны не могут быть допущены.

“В профильном институте нам подтвердили, что, среди прочего, имеет место превышение максимально допустимой нагрузки на ось почти на 2 тонны, что может разрушить и без того изношенные столичные пути; отсутствуют дополнительные двери для водителя, а это противоречит нормам пожарной безопасности; ширина кузова превышает допустимую на 15 см, что может привести к авариям на поворотах и ​​трагедиям в случае, если 2 трамвая не смогут разойтись”,- сообщил KV глава департамента коммуникации ООО “Татра-Юг”Александр Мельник.

Гендиректор СП “Электронтранс” Юрий Бубес в недавнем интервью заявлял, что украинские стандарты нужно менять, потому что они, дескать, не соответствуют европейским нормам. Но большинство отечественных стандартов уже прошли адаптацию к европейским нормам, а отечественное путевое хозяйство к ним даже не приближается. Это объективная реальность.

Потому очередная закупка “Киевпастрансом” вагонов, которые будут подпирать заборы столичных депо из-за несоответствий ГСТУ (например, “Белкоммунмаш”, – KV), наводит на мысли о коррупционной составляющей. Поскольку расходы 183,75  млн грн из городского бюджета, похоже, вовсе не приносят ожидаемого эффекта – в виде конкретной пользы для киевлян.

Как это закупалось

Участниками объявленными КП “Киевпастранс” торгов были три предприятия: ОАО “Крюковский вагоностроительный завод” (КВЗ), СП “Электронтранс” и ООО “Татра-Юг”.

По информации KV, после вскрытия тендерных заявок, предложение компании “Татра-Юг” – единственного украинского специализированного предприятия по изготовлению трамваев – оказалось лучшим. Но тендерный комитет “Киевпастранса” отклонил заявку “Татра-Юг”, сославшись на мелкие ошибки в оформлении документации. Например, ООО не поставило номер на перечне документов, переданных тендерному комитету. В результате акцепт был отдан компании “Электронтранс”.

После оглашения результатов конкурса ООО “Татра-Юг” подало жалобу (в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), апеллируя к незаконности отклонения его заявки.

“Коллегия АМКУ на своем заседании 18.08.2015 рассмотрела эту апелляцию, но решила ее не удовлетворять. Это решение представляется весьма странным. Тендерный комитет, в числе прочего, ссылался на несущественные нюансы. Некоторые из причин отклонения заявки были просто абсурдными, например, отсутствие у компании опыта выполнения аналогичных заказов. Но в Киеве и других городах Украины успешно курсируют трамваи компании “Татра-Юг”. КП “Киевпастранс” покупало вагоны у данной компании не позднее, чем в 2012 году”,- сообщил KV Александр Мельник.

Самое интересное в этой истории, то, что АМКУ, отказав в удовлетворении жалобы “Татра-Юг”, решил “для сравнения” рассмотреть заявки остальных участников торгов. Тут-то и выяснилось, что КВЗ вообще не предоставил тендерному комитету часть необходимых документов, а его заявка не была отклонена. А в заявке СП “Электронтранс” нашлись несоответствия технических характеристик предлагаемых вагонов требованиям заказчика, что также в тендерном комитете “Киевпастранса” никого не смутило.

При этом, в АМКУ знали, что оба этих участника имеют нулевой опыт выполнения аналогичных заказов: ни одного трамвая “Электронтранс” для широкой колеи на тот момент ни разу не испытывалось, а КВЗ вообще никогда не занимался производством трамваев. Отметим, наличие соответствующего опыта было одним из критериев допуска участников к торгам.

Собственно, на этом основании АМКУ и обязал “Киевпастранс” отменить закупку, которую, по версии “Киевпастранса”, выиграл “Электронтранс”. Вероятно, заявку КВЗ тендерный комитет не отверг, чтобы оставалось больше одного участника тендера (иначе торги были бы признаны недействительными, – KV), а заявку СП “Электронтранс” никто серьезно даже не рассматривал, поскольку победа, похоже, была им обещана заблаговременно.

Об этом, кстати, свидетельствует то, что мэр Киева Виталия Кличко еще в октябре 2014 года (до проведения тендера на закупку трамваев) открыто обещал: сделает все, чтобы в Киев приехали именно львовские вагоны. И это, несмотря на то, что “Электронтранс” собирался продать Киеву совсем не то, на что делало заявку КП “Киевпастранс”.

После этого КП “Киевпастранс” 01.09.2015 подало на решение АМКУ иск в Хозяйственный суд Киева, который этот иск почему-то очень быстро удовлетворил, признав постановление АМКУ недействительным

Ключевое в этой ситуации то, что хозяйственные суды обычно не рассматривают дела по обжалованию решений АМКУ относительно тендеров. В Кодексе административного судопроизводства (ст. 19 ч. 3) сказано, что все вопросы, связанные с АМКУ и касающиеся госзакупок должны рассматриваться в Административных окружных судах.

При  этом, когда департамент транспорта КГГА попытался оспорить решение Хозяйственного суда в Аппеляционном суде, этот суд оставил решение предыдущей инстанции в силе. То есть, ни на одном этапе целого ряда решений не была признана очевидная неправомерность всей тяжбы.

А это указывает на возможную коррупционную схему.

Украинские трамваи

По словам экс-замминистра инфраструктуры, эксперта по вопросам транспорта Александра Кавы, эксплуатация с пассажирами трамвайного вагона “Электронтранса” в Киеве возможна только после проведения полного цикла испытаний, который обычно занимает несколько месяцев.

“Власти Киева хотели приобрести современные трамваи европейского образца – с низким уровнем пола, обеспечивающим комфортную посадку и высадку пассажиров. ООО “Татра-Юг” тоже выставляло на торги вагон со схожими параметрами. Поскольку для “Татра-Юг” полностью низкопольные трамваи – тоже новая продукция, этот трамвай также пришлось бы в Киеве сперва испытывать. При этом, “Татра-Юг” имеет 21-летний опыт по производству трамваев. Однако, пока столичные власти приобретали у “Татра-Юг” только трамваи с высоким уровнем пола моделей Т6В5 и К1, а также вагоны с частичным низким уровнем пола моделей К1М8 и К1М, которые успешно эксплуатируются на правобережной линии скоростного трамвая. Не буду говорить о коррупции в процессе последнего тендера на покупку трамваев Киевом. Скажу так: в тендере “Киевпастранса” на закупку трамваев, действительно, было много политики”, – сказал KV Александр Кава.

То есть, кроме львовского “Электронтранса” в Украине производством современных трамваев занимается только ООО “Татра-Юг”, а его заявку в КП “Киевпастранс” даже не захотели рассматривать. Хотя в ООО уверяют, что могут  поставить проверенные в реальных условиях современные трамвайные вагоны, отвечающие госстандартам и всем нормам инклюзивности по цене ниже, чем у конкурентов.

Отметим также, что Юрий Бубес недавно заявлял, что “Киев получил трамваи по скидке (за 1 млн евро), потому что реальная их цена 1,5 млн евро”. Эта информация, кстати, прекрасно соответствует слухам о нулевой отечественной локализации вагонов львовского предприятия.

Для закупки новых трамваев для КП “Киевпастранс”, как выяснило KV, даже был срочно утвержден Порядок предоставления субвенций на покупку новых травайных вагонов в 2015 году. В нем необходимая украинская локализация была снижена с 80% до 65%, хотя в Государственной программе развития городского электротранспорта четко указано “не меньше 80%”.

Впрочем, в СП “Электронтранс” и не скрывают, что тележки для своих вагонов завозят из Германии и в Украине даже нет возможности их самостоятельно ремонтировать. А тележки – это больше половины локализации трамвайного вагона. Поэтому насчет 65% тоже есть очень серьезные сомнения.

Потому под конец данной части исследования вопроса – грустная песня о трамваях.

КиевVласть

Автор:
Георгий Полесский
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4