Новации в Избирательном кодексе от “слуг народа”: минимум мажоритарки, залоги для всех и единый киевский округ

Новации в Избирательном кодексе от “слуг народа": минимум мажоритарки, залоги для всех и единый киевский округ

Верховная Рада (ВР) поддержала в первом чтении существенные изменения в Избирательном кодексе: мажоритарная система выборов депутатов местных советов будет применяться только в населенных пунктах, где проживают менее 15 тыс. человек, залог за участие в выборах будут обязаны вносить все кандидаты, их регистрация сможет осуществляться в электронной форме, а в Киеве будет создан один избирательный регион – вместо двух.

Об этом KV стало известно из законопроекта народных депутатов от “Слуги народа” №3485  “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования избирательного законодательства”, за который 4 июня в первом чтении проголосовали 292 парламентария.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Изменения в Избирательный кодекс устанавливают, что общегосударственные и местные выборы могут быть очередными или внеочередными и проводятся одновременно на всей территории Украины.

Внеочередные местные выборы, промежуточные, первые, дополнительные выборы проводятся дважды в год:

– в последнее воскресенье марта;

– в последнее воскресенье октября.

Если на эти дни выпадает государственный или религиозный праздник местные выборы назначаются на следующее воскресенье. Очередные местные выборы проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий местных советов и сельских, поселковых, городских голов избранных на последних очередных местных выборах.

Избирательный процесс может быть отменен, остановлен или перенесен решением Центральной избирательной комиссии (ЦИК) только в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения соответствующим указом президента. 

Мажоритарки все меньше

Выборы депутатов сельского, поселкового совета, городского совета (города с количеством избирателей в 15 тыс. человек), районного в городе совета планируется проводить выборы по мажоритарной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, на которые делится территория. При этом в нынешней редакции Избирательного кодекса в населенных пунктах, где проживает до 90 тыс. человек выборы проводятся по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, на которые делится территория.

Сельских, поселковых и городских голов общин с населением до 90 тыс. человек предлагается избирать по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. 

Выборы мэров (городов, количество избирателей в которых равна или больше чем 90 тыс. избирателей) предлагается проводить также по мажоритарной системе, но абсолютного большинства. То есть, если в первом туре никто не набрал 50% плюс 1 голос, два кандидата, набравших наибольшее количество голосов, переходят во второй тур.

Изменен также и порог “пропорциональной” системы выборов – выборы депутатов Верховного совета Крыма, областных, городских (города с количеством избирателей 15 тыс. и более человек) советов проводятся по системе пропорционального представительства по открытым избирательным спискам кандидатов в депутаты. В нынешней редакции речь идет о городах с количеством избирателей 90 тыс. и более избирателей.

Количественный состав депутатов в местных советах будет зависеть от количества избирателей в округе:

  • до 5 тыс. избирателей – 22 депутата;

  • от 5 тыс. до 15 тыс. – 26 депутатов;

  • от 15 тыс. до 50 тыс. – 34 депутата;

  • от 50 тыс. до 100 тыс. – 38 депутатов;

  • от 100 тыс. до 250 тыс. – 42 депутата;

  • от 250 тыс. до 500 тыс. – 54 депутата;

  • от 500 тыс. до 1 млн – 64 депутата;

  • от 1 млн до 2 млн – 84 депутата;

  • свыше 2 млн – 120 депутатов.

Сейчас количество депутатов определялось по формуле:

 – до 1 тыс. избирателей – 12 депутатов;

– от 1 тыс. до 3 тыс. – 14 депутатов;

– от 3 тыс. до 5 тыс. – 22 депутата;

– от 5 тыс. до 20 тыс. – 26 депутатов;

– от 20 тыс. до 50 тыс. – 34 депутатов;

– от 50 тыс. до 100 тыс. – 36 депутатов.

– дальше – без изменений.

Систему территориальной организации выборов депутатов составляют:

  • единый республиканский, областной, городской (города с количеством избирателей 15 тыс. и более) многомандатный избирательный округ;

  • территориальные избирательные округа;

  • избирательные участки.

Единые одномандатные городские избирательные округа по выборам мэров городов, в которых есть разделение на районы, делятся на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают по границами районов, а соответствующее решение о создании таких избирательных округов не принимаются.

Кроме того, предусматривается объединение двух округов Киева – левобережного и правобережного – в один, под названием “город Киев”. Сейчас в состав Киевского левобережного округа (избирательный регион №1) входят Голосеевский, Дарницкий, Деснянский, Днепровский и Печерский районы.В состав Киевского правобережного округа (избирательный регион №2) входят Оболонский, Подольский, Святошинский, Соломенский и Шевченковский районы, а также зарубежный округ.

Отметим, что еще в феврале с.г. министр юстиции Денис Малюська заявил о намерении закрыть через суд 48 партий, которые не ведут  политической деятельности. Поданы иски об аннулировании регистрации сразу всех партий, которые не выдвигали своих кандидатов на выборах президента и народных депутатов ВР в течение десяти лет. Впрочем, эксперты расценивают эту инициативу Малюськи как бесперспективную и направленную исключительно на PR министра.

Новое о залогах

Законопроект предлагает новый подход к залогу на местных выборах. Денежный залог для партий, выдвинувших избирательный список кандидатов в депутаты Верховного Совета Крыма, после начала избирательного процесса и до представления документов в избирательную комиссию составляет 250 минимальных заработных плат (сейчас – чуть больше 1 млн гривен).

Для кандидатов от партий и кандидатов-самовыдвиженцев в депутаты сельского, поселкового, районного в городе, городского (города с количеством избирателей до 15 тыс. человек) и районного совета, в многомандатном избирательном округе, установливается денежный залог из расчета 20% месячной минимальной зарплаты.

Предлагается, чтобы кандидаты от партий на должность сельского, поселкового, городского головы (города с количеством избирателей до 90 тыс. человек) или самовыдвиженцы в едином одномандатном избирательном округе, должны внести денежный залог в размере месячной минимальной зарплаты.

Для партии, выдвинувшей избирательный список кандидатов в депутаты городского (города с количеством избирателей 15 тыс. и более человек) или областного совета, кандидата на должность городского головы (города с количеством избирателей 90 тыс. и более человек), а также для самовыдвиженцев установлен залог размере месячной минимальной зарплаты на каждые 10 тыс. избирателей соответствующего округа для каждого вида выборов отдельно.

Для сравнения. Нынешняя редакция Избирательного кодекса устанавливает следующие залоги:

  • для партий, которые выдвигают список кандидатов в ВР, – 1000 минимальных зарплат; 

  • для партий, которые выдвигают избирательный список на выборах в Верховный совет Крыма, – 500 минимальных зарплат;

  • для партий, которые выдвигают избирательный список кандидатов в депутаты облсоветов и горсоветов (городов с населением более 90 тыс. человек), а также на пост городского головы – сумма из расчета 4 минимальных зарплат на каждые 10 тыс. избирателей соответствующего единого областного или городского округа (при этом, для каждого вида выборов отдельно).

  • для кандидатов самовыдвиженцев на пост мэров больших городов – из расчета 4 минимальных зарплат на каждые 10 тыс. избирателей;

  • для кандидатов в президенты – 650 минимальных зарплат (по состоянию на начало избирательного процесса). 

Читайте: Избирательный кодекс: мэр Киева дороже президента Украины

Будут внесены изменения  в порядок формирования состава территориальных избирательных комиссий – свои кандидатуры в состав теризбиркомов смогут представлять местные организации политических партий, которые заключили соглашение о политическом сотрудничестве на соответствующих местных выборах с депутатской группой ВР. Сегодня это “За майбутнє” и “Довіра”.

Выдвижение кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, старосты начинается за 40 дней (на данный момент за 34 дня) до дня голосования и заканчивается за 30 дней (на данный момент 24 дня) до дня голосования.

Изменениями предусматривается право избирателей с нарушением здоровья (в связи с инвалидностью, временным расстройством здоровья, возрасту) на обеспечение разумным приспособлением (вспомогательными средствами) в соответствии с индивидуальными потребностями для беспрепятственного участия в избирательном процесса.

Полномочия ЦИК и неприкосновенные зарплаты

Судя по изменениям, ЦИК станет еще более “независимым” органом. Будет запрещено уменьшать зарплату всех членов ЦИК, работников секретариата ЦИК, ее региональных и территориальных представительств. Отметим, что даже во время карантина зарплаты 15 из 17 членов ЦИК за апрель не уменьшились и составили от 244 до 362 тыс. гривен, несмотря на заверения президента Владимира Зеленского, что зарплаты чиновников, судей, руководства госпредприятий будут максимально сокращены в связи с эпидемией коронавируса.

ЦИК наделяется новыми полномочиями. Например, ЦИК сможет требовать и бесплатно получать от государственных органов и органов местного самоуправления персональные данные, необходимые для осуществления полномочий комиссии. Запросы ЦИК должны быть удовлетворены безотлагательно, но не более чем в течение двух дней со дня его поступления.

Решение о внедрении инновационных технологий, технических и программных средств при проведении выборов и референдумов ЦИК будет принимать самостоятельно. Эти средства могут иметь форму: 

  • голосования избирателей на избирательном участке с помощью технических средств и программных средств (машинное голосования);

  • проведение подсчета голосов избирателей с помощью технических средств для электронного подсчета голосов;

  • составление протоколов о подсчете голосов, итоги и результаты голосования с использованием информационно-аналитической системы.

С помощью электронных сервисов может осуществляться:

  • регистрация кандидатов или ее отмена;

  • регистрации их представителей, уполномоченных и доверенных лиц, официальных наблюдателей;

  • внесение кандидатур в состав избирательных комиссий и замены членов избирательных комиссий.

В таких случаях документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законов “Об электронных документах и ​​электронном документообороте” и “Об электронных доверительных услугах”.

Изменяется порядок голосования на заседаниях окружной, территориальной или участковой избирательной комиссии в день голосования: при подсчете голосов и установлении итогов голосования в случае присутствия менее двух третей членов комиссии от ее состава решение принимается не менее, чем двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Ранее решение избирательной комиссии принималось открытым голосованием большинством голосов от состава комиссии.

Законопроект вносит уточнения в процесс рассмотрения избирательной комиссией жалоб о нарушении избирательного права. Так в кодексе предусматривается четыре причины по которым точно откажут в удовлетворении жалобы:

  1. Обжалуемое решение, действие или бездействие субъекта обжалования совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий, предусмотренных законом, и не нарушают избирательные права избирателей, права и законные интересы других субъектов избирательного процесса.

  2. Субъект обращения не доказал нарушение законодательства о выборах избирательной комиссией, а имеющихся доказательств недостаточно для установления этого факта.

  3. Избирателем не доказаны нарушения избирательных прав и его личных интересов на участие в избирательном процессе.

  4. На момент рассмотрения жалобы избирательной комиссией исправлены все нарушения – отменено обжалованное решение или другим способом восстановлены права субъекта обращения с жалобой. 

Существенные изменения коснулись ведения предвыборной агитации – запрет на откровенный “подкуп” избирателей и ограничение стоимости раздаваемых в процессе материалов. В частности, законопроектом запрещается предоставление избирателям, а также любым учреждениям и организациям, денег, продуктов питания, спиртных напитков и любых товаров, льгот, преимуществ, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных и нематериальных активов, в том числе, от благотворительных организаций, учредителями или членами которых являются кандидат или партия, что сопровождается призывами или предложениями голосовать или не голосовать за определенного кандидата или партию. 

Разрешаются только материалы предвыборной агитации, изготовленные за счет избирательного фонда, содержащие визуальные изображения партийной символики и брендирование избирательной кампании, а также плакаты, открытки, календари, блокноты, ручки, зажигалки, спички, значки, бейджи, USB-флешки, вымпелы, флаги, книги, пакеты, футболки, кепки , шарфы, зонты и другие материалы предвыборной агитации, стоимость которых не превышает трех процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

За подкуп избирателей законопроект предусматривает штрафные санкции – от 200 до 300 (3400-5100 гривен) необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ).

За раздачу избирателям или участникам референдума, предприятиям, учреждениям, организациям продуктов питания, спиртных напитков и табачных изделий предусматривается уголовная ответственность по ст. 160 Уголовного кодекса Украины.

За публичное разглашение избирателем, участником референдума результатов волеизъявления в помещении для голосования влечет наложение штрафа от 100 до 200 НДМГ (1700-3400 гривен) и на должностных лиц, кандидатов – от 200 до 300 НДМГ (3400-5100 гривен).

Закон прямо запрещает агитацию в эфире телеорганизаций и на страницах печатных изданий, в случае отсутствия опубликованных расценок стоимости эфирного времени и печатной площади в течении трех дней с начала предвыборной кампании.

Выборы президента

Небольшие изменения внесены в выборы президента: предлагается осуществлять выдвижение  кандидата в президенты на съезде (собрании, конференции) партии под надзоромчлена ЦИК, который наделяется правом получать копии проектов решений и документов о созыве съезда.

Документы для регистрации в ЦИК подаются не позднее чем за 50 дней (на данный момент 65 дней) до дня выборов.

Читайте: Избирательный кодекс Порошенко-Зеленского: цементирование старых элит

Фото: “Зеркало недели”

КиевVласть

Автор:
Олег Розуменко
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
Banner
QlU7mDx4