23 июня в Черкассах прошло всеукраинское совещание Минирегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины. Обсуждали нынешнее состояние предприятий сферы ЖКХ и возможные пути выхода из кризиса. О том, какие вопросы затрагивались на мероприятии, проблемах отрасли и путях их решения KV рассказала Ольга Бабий, депутат Киевского областного совета, директор ООО “Белоцерковвода”, член совета ассоциации “Укрводоканалэкология”.
Круг проблем
В результате стремительного роста цен и тарифов на составную себестоимость услуг, установленные уполномоченными органами тарифы для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства мгновенно перестали отвечать экономическим реалиям, поскольку на сегодняшний день не покрывают подавляющую часть их расходов на собственное содержание (не вспоминая уже о получении прибыли). Компании стали неплатежеспособными, возникла значительная задолженность из оплаты за употребленную электроэнергию, уплату налогов.
Основными факторами превышения фактических расходов предприятий водоснабжения и водоотвода над установленными тарифами является снижение объема предоставляемых услуг больше, чем на 15%, рост стоимости основных составляющих тарифа (электроэнергия, налоги, горюче-смазочные материалы) и, как следствие, невозмещение тарифом постоянной составляющей расходов предприятий. Другие статьи расходов – заработная плата, ремонты, амортизация, налоги, инвестиционная составляющая – остаются в тарифе на уровне 2013 года. При этом инфляция в стране за 2014-2015 гг составила почти 70%.
Целью всеукраинского совещания Минрегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины, проведенного 23 июня 2016 года в Черкассах, стало содействие реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развитию рынка коммунальных услуг и повышение их качества, усовершенствование систем управления и регуляции в этой сфере.
В ходе мероприятия было отмечено, что нынешние тарифы на услуги предприятий практически не дают компаниям возможности реализации инвестиционной составляющей. По имеющейся информации в отдельных случаях 98% утвержденного в этом году тарифа составляют расходы на энергоносители, уплату обязательных налогов и отчислений, заработной платы.
Сложившаяся ситуация полностью разрушила инвестиционную привлекательность отрасли водоснабжения.
История тарифа
Последняя попытка установить экономически обоснованные тарифы на услуги по водоснабжению и водоотводу национальным регулятором (НКРЭ) базировалась на данных 2013 года. Согласно проведенному мониторингу по наибольшим предприятиям отрасли в 2015 году, возмещения тарифами себестоимости по категории “население” составляет 63 – 85%, но остается на том же уровне в 2016 году (по Киевской области на 01.05.2016 г. середневзвешенный уровень такого возмещения категорией “население” составляет 78%).
Напомним, что ежегодно расчет разницы в тарифах выполнялся в соответствии с постановлением Кабинета министров. При этом, не учитывалась разница, полученная от отпуска воды для потребностей горячего водоснабжения бюджетных и других потребителей.
Также следует учесть, что действующий механизм возмещения разницы в тарифах государством согласно закона “О жилищно-коммунальных услугах” в предыдущие годы работал эффективно для предприятий, поставляющих тепло, а для водопроводно-канализационного хозяйства схемы проведения расчетов были очень сложные и затягивались во времени (в прошлом году расчеты начались фактически в декабре месяце).
О долгах
Из-за отсутствия реальных схем расчетов, предложенных Минфином, и лоббирования своих интересов электроэнергетическими компаниями (через которых проводились основные рассчеты), значительная часть средств была неиспользована. На 1.01.2016 г. долг госбюджета перед предприятиями водоснабжения по компенсации разницы в тарифах составлял 3,446 млрд гривен. Это подтверждено также выводом Счетной палаты Украины.
В 2016 году ситуация еще более заострилась из-за значительного падения объемов предоставленных услуг (около 15% в год) и роста цен на электроэнергию (21,5% за год). Национальным регулятором тарифы не пересматривались из-за отсутствия методики установления тарифов и методики установления норматива потерь воды. При этом НКРЭКУ только частично корректировала тарифы на энергетическую составляющую.
Методика расчета тарифов, которая обеспечивает установление экономически обоснованных тарифов, вступила в силу только в мае 2016 года, фактически с опозданием на год, что вымыло последние оборотные средства предприятий. К тому же, изношенность основных фондов субъектов ведения хозяйства сферы ЖКХ достигает 80%.
О кредитовании и инвестициях
Международные финансовые структуры приостанавливают кредитования водоканалов из-за невозможности последних проводить обслуживание кредитных обязательств и возвращать сумму привлеченных инвестиций. Такая деятельность относительно водоснабжающих предприятий приведет к полному их разрушению и увольнению сотрудников.
Ввиду того, что тарифы на водоснабжение и водоотвод ниже экономически обоснованного уровня и их структура не отвечает структуре фактических расходов, а также наличию задолженности за отпущенные услуги, на которую водоканалы фактически не имеют влияния (долги населения, долги по разнице в тарифах, по льготам и субсидиям) у предприятий нет возможности для расчетов за электроэнергию, выплаты зарплаты, выполнения ремонтов, и инвестиционных программ.
Читайте: “Белоцерковвода” получит международные инвестиции
Законом “О Государственном бюджете на 2016 год” не предусмотрена субвенция местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые предоставляются населению.
Об устаревшей законодательной базе
Еще одна проблема касается неурегулированности законодательно-правовой базы, которая регулирует отношения между предприятиями, предоставляющими услуги потребителям. Действующие законы и нормы отрасли устарели, они не учитывают изменений в других законодательных актах, не говоря уж об имплементации европейских стандартов.
Отсутствие ресурса и специалистов в органах исполнительной власти не позволяет пересмотреть и принять соответствующие изменения, что вместе с экономическими проблемами наносит огромные убытки отрасли. Изменения законодательных актов нуждаются в профессиональном юридическом консалтинге, который, к сожалению, нуждается в средствах, отсутствующих у государства.
Не менее важным является создание надлежащих условий для инвестирования в развитие отрасли за счет разнообразных источников – финансовой поддержки государственного и местных бюджетов, реализации проектов при участии международных финансовых организаций, донорской помощи, привлечения капитала частных компаний.
Справка KV. Целью всеукраинского совещания Минирегиона по вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины, проведенного 23 июня 2016 года в Черкассах, стало содействие реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развитию рынка коммунальных услуг и повышение их качества, усовершенствование систем управления и регуляции в этой сфере.
В работе приняли участие представители Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион), Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), органов местного самоуправления, Украинской ассоциации предприятий водопроводно-канализационного хозяйства “Укрводоканалэкология”, межотраслевой экспертной ассоциации Украины, руководители и специалисты предприятий коммунального хозяйства, представители учебных заведений и бизнеса.
По вопросу состояния водопроводно-канализационного хозяйства Украины Ассоциация городов Украины подготовила обращение к президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету министров.
Читайте: Операция реконструкция. На очистных сооружениях Белой Церкви планируют получать биогаз