В скором времени на территории Полесского района Киевской области может появиться новый международный таможенный пункт пропуска общего контроля между Украиной и Беларусью. Чтобы установить полноценный пропускной переход на Киевщине, Украине потребуется поднимать целину после аварии на ЧАЭС. Ведь в сотне километров от столицы нет ни дорог, ни электричества, ни социальной инфраструктуры.
Как сообщает корреспондент KV, 24 мая в Киевской областной государственной администрации прошло заседание рабочей группы по предложениям изменений классификации межгосударственного пункта пропуска через государственную границу “Вильча” и обустройству соответствующей инфраструктуры.
В рабочую группу вошли, кроме представителей Киевской ОГА и Киевоблсовета, сотрудники Госфининспекции, МИДа и Госпогранслужбы.
На повестке дня – вопросы обустройства инфраструктуры: ремонтные работы на автодороге Т-10-35/Р-02 Вильча-Александровка, подготовка градостроительной документации и выделение земельного участка под строительство пункта.
Чиновники сетуют: самый близкий пограничный переход между Украиной и Беларусью представлен четырьмя металлическими вагончиками, обходится без электричества и до сих пор сообщает только два государства. Кроме того, актуальные границы между странами также неопределены. Беларусы финансово участвовать в строительстве нового пункта не готовы, а украинская сторона пока что не нашла на своё начинание денег – ни в государственном бюджете, ни у международных организаций.
Соседи не помогут
По словам заместителя начальника отдела Беларуси, Молдовы и Румынии Второго Европейского департамента Министерства иностранных дел Украины Дениса Кобзева, Украина уже провела ряд переговоров с белорусами. Пока что они готовы поддержать возведение нового пункта только своим согласием, но не материально.
“Это очень перспективный пункт, он сокращает расстояние между Украиной и Беларусью. Это большой позитив для развития бизнеса и инфраструктуры. У белорусов нет денег на обустройство этого пункта, а в Евросоюзе им точно ничего не дадут. Они готовы оформить все только на бумаге. Нам с ними нужно перезаключить договор об общем контроле (он существует, но в старом варианте). Есть такой проект соглашения с Венгрией, Словакией, Молдовой. Нужно также понимать, есть ли у нас деньги на обустройство такого большого объекта. У поляков такие пункты стоят порядка 30 млн долларов”, – рассказал Денис Кобзев.
Ни сетей, ни дорог, ни земли
Как сообщил в ходе заседания главный инспектор отдела координации проектов международной технической помощи профильного департамента Госфининспекции Андрей Литвин, заказчиком работ по строительству нового пункта пока что выступает ГФС. Однако, если в обозримом будущем ГФС удастся найти землю для строительства, в ведомстве рассчитывают также на международных доноров.
Железнодорожная станция Вильча
“На бюджетной комиссии мы определили финансирование этого проекта на будущий год при условии, что все сети будут подтянуты, в сумме 60 млн гривен. Это есть в нашем бюджетном запросе, который мы отправили на Минфин. Будем просить у Кабмина, чтобы эти средства нам заложили на следующий год. Параллельно готовим материалы на Международную организацию по миграции, которая опекается украино-белорусской границей. Если мы дадим им документы о наличии земельного участка и инженерных сетей для этого проекта, они смогут быть его заказчиками. Но с коммуникациями там есть большая проблема, – прокладывать нужно где-то 10 километров сетей”, – рассказал в ходе заседания Андрей Литвин.
Кроме подведения коммуникаций, проблемным остается вопрос строительства дорог, которые необходимы для возведения нового пункта. По словам и.о. главы департамента финансов Киевской ОГА Натальи Остапченко, в ремонтных работах нуждается около 18 км дорожного полотна.
“Половина суммы финансируется департаментом регионального развития, а половина – Службой автомобильных дорог. И если тендер был проведен в прошлом году, то на этот год он не распространяется. Процедура закупки должна проводиться заново”, – отметила Наталья Остапченко.
Заброшенный магазин в с. Вильча
Золотая жила для Киевщины
Как прокомментировал KV депутат Киевского облсовета Иван Ступак, несмотря на массу проблемных вопросов по строительству нового перехода, процесс не стоит на месте, и уже скоро станет известно его будущее месторасположение.
“Этот пункт пропуска сократит путь между Украиной и Беларусью приблизительно на 40 километров. Планируется, что он будет совместный. Здесь будут нести службу как украинцы, так и белорусы. Он будет размещен на территории Украины. Поляки, кстати, всегда делают такие пункты на своей территории, чтобы сохранить у себя поступления в бюджет. Естественно, они же и берут на себя нагрузку по строительству. Украина, в свою очередь, может получить деньги от международной организации, – от нас требуется оформить землю, подвести туда коммуникации. 5 июня у рабочей группы, которая занимается этим вопросом, состоится выезд на территорию, чтобы определить место для строительства пункта”, – рассказал Иван Ступак.
По его словам, этот проект является чуть ли не “спасательным кругом” для дотационного Полесского района.
“Для Киевской области и Полесского района в частности этот проект очень важен. Мы можем получить огромный поток груза, бюджетные поступления от растаможки, поступления от инфраструктуры на дороге, которая ведет в сам пункт (она хоть и медленно, но ремонтируется). Это поможет вывести регион из депрессии. Для белорусов этот переход будет означать упрощение доступа к воздушным воротам, – в Борисполе география полетов шире. Так или иначе, будущее этого проекта определит встреча президентов Украины и Беларуси в Гомеле в октябре 2018 года”, – добавил Иван Ступак.
По данным Киевской ОГА, пункт пропуска “Вильча” расположен на кратчайшей автодороге между Минском (Республика Беларусь) Киевом Т-10-35. Инфраструктура пункта пропуска состоит из четырех металлических вагончиков, установленных в 1994 году вдоль автодороги Киев-Мозырь-Минск (с двумя полосами движения, по одной в каждом направлении), на расстоянии 12 километров от линии государственной границы. Решение о размещении в поселке Вильча было обусловлено тем, что указанное место было безопасно по результатам замеров радиационной обстановки и наличием временного поста дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции МВД Украины. Ближайший пункт пропуска “Выступовичи” находится в 80 км и, по информации от Житомирской таможни Государственной фискальной службы, является перегруженным.
Читайте: Пограничный переход “Вильча” может получить статус международного
Фото: ua-1 и Obukhovich Blog