Война, разруха и COVID: СНБО прописал Украине Стратегию экономической безопасности на четыре года

Война, разруха и COVID: СНБО прописал Украине Стратегию экономической безопасности на четыре года

Стратегия экономической безопасности до 2025 года (СЭБ-2025), написанная стратегами Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) во главе с президентом Владимиром Зеленским (на коллаже вверху слева) и секретарем Алексеем Даниловым (на коллаже вверху справа) предусматривает, среди прочего, пересмотр Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, срыв подписания которого, в том числе, повлек в 2013 году события “Революции достоинства”. Основными угрозами финансовой, производственной, внешнеэкономической безопасности для Украины документ называет гибридную войну России против Украины, пандемию COVID-19, а также износ основных производственных фондов и критической инфраструктуры, усиление импорта, отсутствие госрегулирования в сфере антимонопольного права и т.д. Конкретные решения этих проблем возлагаются на Кабинет министров, Антимонопольный комитет, Нацбанк и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Об утверждении упомянутого документа KV стало известно из сообщения на сайте официального интернет-представительства президента Владимира Зеленского.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

“Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ № 347/2021 “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 августа 2021 года “О Стратегии экономической безопасности Украины на период до 2025 года”. В Стратегии отмечается, что национальные интересы Украины – это устойчивое развитие отечественной экономики, интеграция страны в европейское экономическое пространство и развитие равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими государствами”, – сообщается на президентском сайте. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

В СЭБ-2025 отмечается, что разрушение украинской экономики является сознательным и целенаправленным действием РФ и одним из методов гибридной войны, поскольку разрушенная экономика приводит к людей к недовольству, толкает на трудовую миграцию, создает социальное напряжение в обществе и вообще подрывает доверие к власти. 

В частности, именно поэтому требуется курс как “на постоянное наращивание конкурентоспособности экономики Украины, так и на постепенное укрепление экономической устойчивости и соответственно неуязвимости национальной экономики к внешним и внутренним угрозам”.

При этом, авторы документа критически оценивают усилия предыдущих властей в соответствующей сфере: “Состояние развития экономики Украины в течение последних 10 лет не позволяло обеспечивать национальные экономические интересы”. 

Отмечается, что среднее значение уровня экономической безопасности за этот период составило 40% процентов – зона уровня неудовлетворительного состояния. 

Индикаторы экономической безопасности

В приложении к СЭБ-2025 прописаны индикаторы, по которым определяются желательные и критические параметры в разных сферах экономики. 

В частности, критический уровень инфляции закладывается на уровне 12% в год при целевом ориентире 5%. Целевой уровень роста ВВП закладывается на уровне 6% (прошлогодний правительственный прогноз роста экономики на 2021 год – 4,6%).

Читайте: Цены растут: дороже всего украинцам обходится питание и природный газ

Критический уровень теневой экономики определен в 25% ВВП, целевой показатель – 13% ВВП.  Критический дефицит государственного бюджета – 3% ВВП (с поправкой на то, что эта норма не касается 2021 и 2022 годов). Целевой диапазон дефицита госбюджета – 2-3% ВВП. 

Отношение государственного долга к ВВП не должно превышать критическую границу в 60%, а целевой уровень – 50%.

Финансовая безопасность

В СЭБ-2025 как неудовлетворительное оценивается состояние финансовой безопасности, “причиной чего стали постоянный дефицит госбюджета и связанная с этим значительная долговая нагрузка”, а также недостаточное развитие долгосрочного инвестиционного кредитования экономики и фондового рынка. 

Как следствие, из-за “структурных проблем финансовая система Украины оказалась неспособной должным образом выдержать вызовы вооруженной агрессии РФ и временной оккупации части территории Украины и на несколько лет оказалась в кризисном состоянии”.

“Однако результаты, приведенные в отчете о финансовой стабильности, подготовленном НБУ, показали, что уровень финансовой безопасности был достаточным для (…) успешного прохождения кризиса, вызванного в результате пандемии острой респираторной болезни COVID-19”, – сказано в СЭБ-2025.

Основными вызовами и угрозами в сфере финансовой безопасности называются:

  • низкий горизонт планирования распорядителей бюджетных средств;

  • значительный объем дефицита госбюджета;

  • “недостаточный уровень финансовой инклюзии”;

  • нерешенные вопросы активов и финансовых обязательств на временно оккупированных территориях;

  • высокий уровень тенизации экономики (в т.ч. контрабанда, “серый импорт” и офшоры);

  • отсутствие долгосрочного кредитования;

  • непоследовательность правового регулирования отношений в налоговой сфере;

  • нынешняя система пенсионного обеспечения в условиях высокой демографической нагрузки.

В СЭБ-2025 поставлены следующие задачи в секторе обеспечения финансовой безопасности:

  • эффективная борьба с преступлениями в экономической сфере (Бюро экономической безопасности);

Читайте: В пятницу, 13-го августа, будут отобраны три кандидата на должность директора БЭБ

  • повышение бюджетной дисциплины и качества планирования госбюджета; постепенное сокращение дефицита госбюджета и укрепление взаимодействия с международными финансовыми организациями;

  • борьба с выведением прибыли из-под налогообложения;

  • стимулирование банковского сектора направлять кредитные средства, прежде всего, на развитие реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства; снижение уровня неработающих кредитов и повышение устойчивости банковской системы;

  • развитие национального фондового рынка; эффективная защита прав инвесторов на фондовом рынке;

  • защита национальной финансовой системы от легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

  • снижение стоимости заемных средств для нужд государства; реформирование украинского страхового рынка;

  • введение трехуровневой пенсионной системы без повышения нагрузки на фонд оплаты труда с увеличением поступлений в бюджет Пенсионного фонда.

Производственная безопасность

Среднее значение оценки состояния производственной безопасности за период 2010 – 2019 гг. составило 53% (от оптимального значения), что “свидетельствует о неудовлетворительном уровне для обеспечения основных национальных экономических интересов Украины в производственной сфере”. 

Авторы СЭБ-2025 считают, что так сложилось из-за сокращения спроса на отечественную продукцию, роста затрат на импортное сырье и материалы в условиях высокой энерго- и материалоемкости производства и низкого уровня технологичности. 

“Вследствие вооруженной агрессии РФ и временной оккупации части территории Украины экономика потеряла значительную часть потенциала по производству товаров и услуг, в том числе – основные фонды промышленных предприятий, доступ к стратегическим полезным ископаемым и человеческий капитал”, – говорится в документе.

В последние годы снижению уровня производственной безопасности способствовали также неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке (в частности, на рынке черных металлов), применение другими странами протекционистских мер в отношении своих производителей. 

Негативно повлияли и карантинные меры, введенные для борьбы с COVID-19.

Основными вызовами и угрозами в сфере производственной безопасности в СЭБ-2025 названы деиндустриализация экономики, потеря части промышленного потенциала в результате вооруженной агрессии РФ, низкий уровень ресурсоэффективности экономики и значительный уровень ресурсоемкости производства.

Сюда же отнесено несоответствие структуры национальной экономики современному технологическому развитию и недостаточная вовлеченность Украины в глобальные производственные цепи, при высокой изношенности основных средств производства в основных видах экономической деятельности.

Защита объектов критической инфраструктуры находится в неудовлетворительном состоянии, недостаточны инвестиции в ее обновление и развитие, отсутствует орган, ответственный за координацию деятельности в сфере защиты критической инфраструктуры, сказано в СЭБ-2025.

Среди высоких рисков отмечаются “наличие доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики; чрезмерное проникновение импорта на внутренний рынок и вытеснение с него украинских производителей; потеря потенциала и нерешенность проблемы импортозамещения в высокотехнологичных производствах, прежде всего в космическом и авиационном производстве”.

В сфере естественных монополий, государство неэффективно исполняет роль регулятора. А на “определенных потенциально конкурентных товарных рынках” присутствует “недостаточный уровень эффективной конкуренции”.

СНБО обеспокоено ухудшением экологической ситуации и изменениями климата, “последствия которых могут в ближайшее время привести к экономическому спаду в аграрном секторе и связанных с ним видах перерабатывающей промышленности”. 

Одна из причин таких рисков – неэффективное управление отходами, их переработкой и утилизацией, медленное внедрение малоотходных технологий.

Основные задачи в этой сфере:

  • расширение внутреннего и внешних рынков сбыта отечественной промышленной продукции;

  • внедрение отдельной системы управления и организации экономических процессов на территории Донецкой и Луганской областей;

  • возрождение высокотехнологичных видов промышленности (аэрокосмическая отрасль);

  • создание промышленных экосистем (индустрия 4.0);

  • совершенствование процедур антидемпинговых и специальных защитных расследований в сфере торговли;

  • снижение регуляторной нагрузки;

  • упрощение доступа национальным производителям к природным ресурсам (сырьевым материалам) и углубление их переработки с привлечением современных технологий;

  • введение регулярного мониторинга состояния конкурентной среды, усиление институциональной способности и независимости Антимонопольного комитета;

  • повышение прозрачности деятельности государственных предприятий или тех, где доля государства составляет более 25%;

  • повышение ресурсоэффективности экономики при снижении ее энерго- и ресурсоемкости;

  • совершенствование законодательства по вопросам управления отходами.

Внешнеэкономическая безопасность

Состояние внешнеэкономической безопасности в течение 2010-2019 годов оценивается как опасное: “низкая конкурентоспособность отечественного производства, значительная часть сырья в структуре экспорта товаров и предыдущая сосредоточенность на рынках постсоветских стран”. 

Все это в целом обусловило разбалансировку внешнеэкономической деятельности в нестабильных условиях развития мировой экономики и гибридной войны РФ.

Основными вызовами и угрозами в сфере внешнеэкономической безопасности названы “недостаточные темпы диверсификации торговых потоков Украины”, 

существенный уровень доли торговли с РФ, “дисфункциональная структура торговых потоков с превалированием в экспорте сырья, а в импорте – высокотехнологичной продукции”, высокий уровень импортозависимости экономики.

Украине угрожают протекционистские меры иностранных государств (высокий уровень ставок таможенных тарифов, пошлин, платежей). В нашей стране не развита внешнеторговая инфраструктура и “недостаточный уровень институциональной способности для представления торговых интересов Украины в рамках деятельности международных торговых организаций”.

Отмечается, что существующее положение доступа украинских товаров и услуг на рынок ЕС требует скорейшего пересмотра положений Соглашения об ассоциации Украина – ЕС.

Задачи: 

  • законодательное стимулирование отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках;

  • противодействие российским инструментам влияния на экономическую безопасность, противодействие попыткам реализации на международных рынках товаров и услуг с временно оккупированных территорий, усовершенствование санкционной политики;

  • обеспечение быстрой реакции на нарушение иностранными государствами расследований в сфере торговой защиты в отношении украинского экспорта, создание системы противодействия имиджевым потерям и кампаниям по дискредитации Украины на мировых рынках;

  • создание целостной сети институтов по поддержке внешней торговли на базе частного акционерного общества “Экспортно-кредитное агентство”;

  • углубление экономической интеграции с ЕС “путем усиления торгово-экономических возможностей Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС”;

  • поддержка и развитие внешнеэкономических связей на много- и двустороннем уровнях со стратегическими партнерами: государствами “Большой семерки” и “Большой двадцатки” (за исключением РФ), приоритетными странами Азии, Африки и Латинской Америки;

  • проведение внешней политики, направленной на уменьшение количества товаров, на которые будет распространяться действие новых углеродных налогов, а также минимизацию нагрузки ставок углеродных налогов на эти товары;

  • скорейшая адаптация украинских технических регламентов к законодательству ЕС.

Инвестиционно-инновационная безопасность 

Состояние инвестиционно-инновационной безопасности за период 2010-2019 годов также оценивается как опасное. Основные вызовы и угрозы:

  • отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций и реинвестирования;

  • отсутствие механизма оценки (скрининга) прямых иностранных инвестиций, привлекаемых в объекты, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности;

  • несовершенство региональной и целенаправленной имиджевой инвестиционной политики.

Констатируется, что в Украине слабо развита инновационная инфраструктура в целом и нет благоприятных условий для создания и развития технологических компаний и инновационных предприятий, стартапов.

Развитию мешает “недостаточный объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности”. И при этом отсутствуют действенные экономические стимулы и благоприятные условия для инновационного обновления производства, и нет спроса на инновационную продукцию на внутреннем рынке. 

Мешает недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности, угрожают коррупция и низкая защита прав собственности.

Задачи: 

  • предотвращение концентрации иностранного капитала в сферах, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности;

  • тщательная проверка происхождения иностранных инвестиций в стратегические объекты государственного значения и критической инфраструктуры;

  • разработка и внедрение новейших технологий в отраслях, имеющих стратегическое значение;

  • создание условий для малых и средних предприятий для инвестирования в научно-исследовательскую деятельность (“спайка” научно-исследовательского и реального секторов);

  • борьба с технологическим шпионажем; 

  • совершенствование правовой защиты прав собственности;

  • содействие участию украинских ученых и научных работников, а также малых и средних предприятий в Рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и инновациям “Горизонт Европа”, интеграция Украины в европейское исследовательское и инновационное пространство.

Макроэкономическая безопасность 

Состояние макроэкономической безопасности в течение 2010-2019 годов – опасное: “Сформированные в предыдущие периоды макроэкономические диспропорции, в частности, на рынке труда, в структуре производства, продолжали сдерживать экономическое развитие страны”.

Основными вызовами и угрозами названы замедление развития мировой экономики в условиях пандемии COVID-19 и связанное с этим снижение мировых цен на основные товарные группы отечественного экспорта, а также снижение экономической активности в самой стране в условиях пандемии.

Сохраняются риски усиления инфляционных и курсовых колебаний. 

Низкий уровень благополучия населения приводит к сужению внутреннего потребления и сбережений, растет бедность (в том числе и среди работающих граждан).

Отмечаются значительные неравномерности распределения доходов в региональном разрезе, провоцирующие избыточную внутреннюю трудовую миграцию. А “интенсивные процессы” трудовой миграции приводят к оттоку квалифицированных кадров. 

Высокий уровень безработицы, с одной стороны, и неформальной занятости, с другой (и это – по сравнению с более низкой, чем в других европейских странах, заработной платой). При этом – низкие темпы роста производительности труда.

“Итак, опасный и неудовлетворительный уровень основных составляющих экономической безопасности, наблюдавшийся в течение последнего десятилетия, вызывает необходимость определения стратегического курса в сфере обеспечения экономической безопасности”, – говорится в СЭБ-2025.

Задачи:

  • создание новых рабочих мест с максимальным уровнем интеллектуальной вовлеченности;

  • обеспечение сохранения плавающего режима курса национальной валюты;

  • создание условий для повышения стандартов достойного труда как основы для легализации трудовых отношений и заработной платы; 

  • проведение мероприятий, направленных на возвращение и реинтеграцию трудовых мигрантов.

Пути к безопасности

Реализация поставленных в СЭБ-2025  задач описывается в документе так. 

Сначала – “определение и соблюдение критических пределов и целевых ориентиров по индикаторам основных составляющих экономической безопасности”.

Далее – постоянный мониторинг экономической устойчивости, отслеживание уровня критических пределов по индикаторам экономической безопасности (актуальную информацию планируется выкладывать на правительственном портале).

На основе принятых рамок и мониторинга за их соблюдением – “недопущение принятия решений, которые приведут к выходу индикаторов экономической безопасности за критические пределы”.

Если где-то вышли за рамки – предписывается “принятие отдельных решений по корректировке задач в соответствующей сфере” согласно детализированному плану. Ответственность за это возлагается на Кабмин, Нацбанк, Антимонопольный комитет и Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. 

Ежегодно при разработке проектов Бюджетной декларации и закона о госбюджете, а также планов действий Кабинета министров должен будет подаваться отчет о выполнении СЭБ-2025. 

По результатам выполнения мероприятий по определенным направлениям Кабмин ежегодно должен будет готовить, одобрять и направлять в СНБО отчет о выполнении Стратегии (не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, начиная с 2022-го).

Кабинет министров с 4 марта 2020 года возглавляет Денис Шмыгаль. Он был назначен премьер-министром с подачи президента Владимира Зеленского после отставки Кабмина Алексея Гончарука.

АМКУ с 16 июля 2020 года возглавляет Ольга Пищанская, подруга первой леди Елены Зеленской. До нее главой Комитета был Юрий Терентьев, которого Верховная Рада уволила 3 июня 2020 года.

Национальным банком Украины с 16 июля 2020 года руководит Кирилл Шевченко. До этого Шевченко был председателем правления государственного “Укргазбанка”, а Нацбанком руководил подавший в отставку 1 июля 2020 года (из-за “политического давления на центробанк”) Яков Смолий.

Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с 23 февраля 2021 года возглавляет Руслан Магомедов – бывший советник руководителя Офиса президента Андрея Ермака. Магомедов пришел в НКЦБФР на смену Тимуру Хромаеву, шестилетняя каденция которого перед назначением Магомедова закончилась. Что интересно, супруга назначенного главой НКЦБФР в 2015 году президентом Петром Порошенко Хромаева – Маша Ефросинина – еще одна подруга нынешней первой леди, но дружеские связи не помогли Хромаеву остаться на еще одну каденцию руководить Нацкомиссией. 

Читайте: Виновными в социально-экономической ситуации в стране украинцы считают Зеленского и парламент – результаты соцопросов

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Схема на 100 мільйонів: у Києві розслідується розкрадання бюджетних коштів при реконструкції ліфтів в 2023-2024 роках
Схема на 100 мільйонів: у Києві розслідується розкрадання бюджетних коштів при реконструкції ліфтів в 2023-2024 роках
09:00 Столичні правоохоронці розкрили масштабну схему розкрадань коштів при реконструкції ліфтів у житлових будинках, в результаті якої в 2023-2024 роках бюджету Києва було нанесено…
Як Музей Ханенків дивним чином загубив по дорозі до Вільнюса самурайські скарби
Як Музей Ханенків дивним чином загубив по дорозі до Вільнюса самурайські скарби
15:00 З 512 експонатів Музею Ханенків, які навесні були вивезені для виставки за кордоном, в Україну можуть повернутися лише 463. Вивіз великої партії предметів…
Хмарочоси Молчанової під питанням: столична прокуратура оскаржує ДПТ промрайону Воскресенський
Хмарочоси Молчанової під питанням: столична прокуратура оскаржує ДПТ промрайону Воскресенський
09:00 Найближчим часом суд першої інстанції може винести рішення у справі щодо оскарження Детального плану території (ДПТ) частини промрайону Воскресенський, який було затверджено Київрадою…
Banner
QlU7mDx4