Андрей Лесовик работает в Киевской облгосадминистрации уже почти год, и за это время область продвинулась по многим фронтам. Самый главный проект замгубернатора – это реализация национальной программы Президента “Большое строительство” (“Велике будівництво”). О том, каких успехов достигли и с какими препятствиями столкнулись, о планах и амбициях на следующий год и стратегии развития Киевщины читайте в интервью заместителя председателя Киевской ОГА Андрея Лесовика изданию КиевVласть.
KV: Внес ли карантин коррективы в вашу работу?
Андрей Лесовик: Когда начался карантин, то, естественно, были ограничения, которые касались работы структурных подразделений администрации. Наши департаменты работали в ограниченном составе, но на работу на местах, над проектами это особо не повлияло. Всем были выданы инструкции о предотвращении инфицирования, температурном скрининге.
Основным эффектом эпидемии стало бо́льшее внимание к медицине. Руководство страны инициировало проект по реконструкции приемных отделений больниц, в Киевской области их реконструируется 12 – это довольно высокий показатель. Все эти отделения мы планируем закончить уже в этом году. Нам был выделен брендбук, где было рассказано и показано, как именно эти отделения должны быть реконструированы и модернизированы, а также Минздрав предоставил нам список необходимого оборудования. Строительные работы выполняются за счет денег Минрегиона, оборудование поставляет Минздрав.
KV: С какими проблемами столкнулась КОГА, реализуя проект “Большое строительство”? Какие результаты “Большого строительства” уже можно ставить в зачет, которые ожидаете до конца года? Как складываются межбюджетные отношения, получаете трансферты в полном объеме?
А.Л.: “Большое строительство” – это программа, инициированная президентом, которая бросает нам определенные вызовы. Это один из самых масштабных проектов за последние годы. В рамках этой программы в области реализуется 20 проектов социальной инфраструктуры и 29 отрезков дорог. Проект хороший и очень всех стимулирует. Мы рассчитываем выполнить его в полном объеме, до конца этого года, у нас хорошая динамика по темпам строительства, поэтому как таковых проблем я не вижу.
Мы уже думаем, какие проекты включить на следующий год, ведь одним из критериев “Большого строительства” является окончание в текущем году работ по заявленным проектам. В целом рассчитываем освоить средства в 100%-м объеме и сложностей не ожидаем. На сегодня процент освоения составляет порядка 50%. Это с учетом того, что первый квартал года отводится под тендерные процедуры и эти первые три месяца мы не берем в расчет.
Прежде всего, нам удалось закончить долгострои. В целом у нас сейчас готово 6 объектов из 20, включая школу в Вишневом, которая сдана в марте. Очень рад, что нам удалось ее финализировать. Остальные мы сдаем в сентябре-октябре. По некоторым объектам появились осложнения, потому мы вынуждены отложить сдачу к декабрю – это, среди прочих, школа в Украинке. Этот проект строился 6 лет, но он будет готов в этом году.
У нас сейчас динамика строительной готовности по объектам “Большого строительства” составляет 70%. Внимание к проекту приковано у всех госорганов, дискомфорта по финансированию не возникает.
KV: Под Киевом идет массовое жилищное строительство, но есть много проблемных строек. В Буче, Борисполе есть обманутые инвесторы, во всей пригородной зоне – проблемы с подключением к сетям (канализации, электросети; отдельно – электросети в Обуховском районе). Как область видит решение всех этих проблем?
А.Л.: Такие вопросы решают в основном местные власти, которые непосредственно выдают разрешение на строительство ЖК. Необходимо понимать, куда этот ЖК будет подключен, как будут работать водоснабжение и водоотведение, как будет проводиться электрификация. Есть определенные законодательные инициативы, которые должны упростить некоторые из этих процедур, мы ждем их принятия и поддерживаем их. Если есть локальные вопросы, которые мы можем решить, включившись в это, мы это делаем – как это было в случае с ЖК “Коцюбинский”, который страдал от отключений света. Мы собирали здесь представителей застройщика, Облэнерго, жильцов. Вопрос удалось решить локально, но там проблема более системная. Системные вопросы – это компетенция уже местных властей.
У меня несколько направлений – это строительство, за которое отвечает департамент регионального развития, ЖКХ и энергоэффективность. К ЖКХ относятся вопросы водоотведения, водоснабжения. В районах “золотого кольца” вокруг Киева есть проблема с тем, что ЖК, которые там строятся, получают временные технические условия на т.н. септики. И эти временные септики превращаются в постоянные из-за того, что проблема не решена централизованно – нет коллекторов, сетей для водоотведения, а потому могут происходить диффузия (смешение грунтовых вод с отходами) и другие проблемы. Это нужно решать в ближайшее время. Нужно бросать стволы коллекторов, продумывать водоочистные сооружения. Здесь мы тесно сотрудничаем с Киевом, поскольку здесь наиболее развитая система и в перспективе мы хотим подключить города-сателлиты к столичной системе. У них достаточно мощностей для этого, но им нужно, в частности, закончить постройку юго-западного коллектора, который требует миллиардных инвестиций и строится уже десятки лет.
Сейчас наша основная цель – разработать концепцию, в которой заложить подключение к этому потенциальному коллектору, чтобы стоки из городов-сателлитов, где строятся эти ЖК, попадали туда. Потом при выдаче разрешений на землю местными властями эти линии стоков должны учитываться, на них ничего не должны строить. После внедрения этой концепции, мы получим системное решение проблемы. Этот проект – один из самых серьезных. Под руководством губернатора Володина мы проводили совещание с Киевводоканалом, с Киево-Святошинской администрацией, разработчиками альтернативных концепций. Я надеюсь, в следующем году мы уже утвердим концепцию и приступим к реализации. Есть несколько концепций, разработанных в предыдущие периоды, которые могут не учитывать застройку последних лет, и потому требуют актуализации. Это кропотливый труд.
KV: Вопрос критической инфраструктуры. В Киеве в 2017 году Шулявский мост устал и упал. Сколько мостов в области устали? Какая инфраструктура требует более срочного вмешательства?
А.Л.: Мы анализировали в начале года ситуацию с инфраструктурой, и сейчас открыли несколько долгостроев в этом году. Важные для населения объекты мы заканчиваем. Что касается мостов, на балансе обладминистрации их 277. Сейчас мы проводим инвентаризацию и техобследование этих сооружений для того, чтобы определить приоритетность ремонта. В этом году мы планируем выполнить 7 мостов, определили мы их на основании обследования 30 мостов, проведенного в 2019 году. По окончании инвентаризации мы их отсортируем по степени изношенности и будем инициировать эти проекты. Это важно, потому что даже если это маленький 10-метровый мостик, но по нему проезжает скорая помощь, то если он разрушится или придет в аварийное состояние, для населения это будет серьезной проблемой.
KV: Каков уровень задолженности коммунальных предприятий за газ? Столкнется ли снова область со сложностями, как это было в Коцюбинском в 2018 году?
А.Л.: Мы внимательно следим за этим всем. Согласно отчетам ответственного департамента, на сегодня тепловое хозяйство на 90% готово к отопительному сезону. Есть несколько системных проблем, в частности, задолженности по газу у Переяслав-Хмельницкой, Белоцерковской ТЭЦ. Под руководством Володина мы собирались и решали эти вопросы с представителями Белоцерковского горсовета, Белоцерковской ТЭЦ, Минрегиона, Минэнерго, ГП “Энергорынка” и Нафтогаза, и прорабатывали варианты недопущения коллапса в начале сезона.
Суть в том, что в месяц, предшествующий отопительному, уровень расчета за газ у предприятия перед поставщиком должен составлять 90%. Мы пытаемся подстраховать тех, кто не может рассчитаться в этом объеме. Ну и необходимо модернизировать инфраструктуру для снижения потребления и экономии.
Мы отправили письмо на имя премьер-министра с просьбой внести в постановление Кабмина № 867 изменения, и по состоянию на 15 сентября оно было внесено и проходит согласование. Суть Постановления: есть газ для нужд населения, а есть – для нужд промышленности. Идея в том, чтобы разделить их и обеспечить 90% финансирование за газ, которые поставляется населению и социальным объектам. Мы смотрим, что и как будет принято.
В случае Коцюбинского нужно смотреть, частная ли это котельная и что это за задолженность. Но Коцюбинское у нас тут рядом, вопросы возникают регулярно.
В принципе, ход подготовки без учета вопросов выше проходит стандартно. Проблемы у нас как и везде – изношенность сетей, высокое потребление, в особенности у социальных объектов, с чем мы боремся путем утепления, модернизации систем отопления. Мы сейчас реализуем много проектов по энергоэффективности в области. Я думаю, в большей части, мы спокойно войдем в отопительный сезон.
KV: Вы являетесь экспертом в области энергоэффективности. Занимается сегодня администрация этим направлением? Как именно?
А.Л.: Мы говорили с начала года о реализации проектов по энергоэффективности, и несмотря на то, что бюджет 2020 на тот момент был уже сформирован, мы смогли направить часть средств на такие проекты. В частности, это модернизация систем отопления в школах и садиках – около 40 проектов. Это позволит снизить потребление тепла и, как результат, бюджетные средства, потому что в балансе из 100% коммунальных услуг школа 80% платит за тепловую энергию. Это защищенная статья, и если мы экономим на потреблении без снижения качества услуги, мы экономим деньги тех, у кого на балансе находится школа или садик.
Мы взялись за большой проект – комплексная термореновация Киевской областной клинической больницы по ул. Багговутовской, 1. Это 14 зданий панельной застройки с соответствующей “энергоэффективностью”, и мы очень хотим ее реконструировать. Мы начали с термомодернизации, обратились в ЕБРР, начали готовить ТЭО (технико-экономическое обоснование), проект начал обрастать дополнительными элементами, типа реконструкции уличного освещения, благоустройства, ремонта помещений. Мы понимаем, что такой комплекс зданий потребляет очень много, и ложится это на областной бюджет. Это будет полное утепление существующих корпусов – крыш, подвальных помещений, замена окон, реконструкция системы отопления. Мы рассчитываем на то, что в случае успешной реализации эта больница сократит потребление тепла на 50%. Это миллионы гривен, которые она сможет экономить.
Проект “Комплексная термореновация зданий Киевской областной клинической больницы”
Проекты по энергоэффективности наиболее интересны кредиторам и инвесторам, потому что там есть большая дельта экономии, и всем понятен источник возврата инвестиций. Здесь бюджет проекта составляет порядка 17 млн евро. Ныне министр развития общин, а тогда губернатор Киевщины Алексей Чернышов встречался с представителями ЕБРР, мы проводили ряд переговоров и они согласились дать нам кредитное предложение на реализацию этого проекта. Сейчас мы подготовили все документы, я рассчитывал, что мы вынесем на ближайшую сессию КОС этот проект, он будет проголосован, мы возьмем на себя обязательства и за 2-3 года его реализуем. Это будет уникальный проект со всех сторон: начиная с того, что это больница, которая находится в Киеве, но подчиняется области и в ней обслуживаются в основном киевляне, и заканчивая суммой инвестиций в бюджетный объект и, я надеюсь, итоговым результатом. Наши партнеры из ЕБРР даже согласились включить в проект пакет медицинского оборудования, они дают невозвратный грант под этот кредит, что тоже хорошо. Плюс, мы понимаем, что это будет первый проект, взятый под областные гарантии, и это откроет нам дверь в дальнейшем к инвесторам такого уровня в случае успешной реализации. Мы реализовывали такие проекты на предыдущем месте работы, и если ты реализуешь что-то подобное, ты входишь в список надежных партнеров и получаешь возможность реализовывать все более и более масштабные проекты.
Данный проект разрабатываться мог и раньше, но в активную стадию он перешел в начале 2020 года, потому что и бывший, и нынешний губернатор понимают, что за этим будущее. Госбюджет не может вытянуть все программы, и грех не воспользоваться возможностью за привлеченные под очень низкие проценты деньги кредиторов, реализовать не 2, а 4 таких проекта в год.
KV: Перед тем, как занять пост заместителя председателя КОДА Володина, вы некоторое время были внештатным советником Алексея Чернышова – ныне действующего министра развития общин и территорий. Приглашали вас на работу в министерство?
А.Л.: Я был не только внештатным советником, но и с января по март был его заместителем. У министра Чернышова есть безусловное качество – уметь собрать очень сильную команду. Естественно, я получал предложения перейти в Министерство развития общин, но он здесь собрал сильную команду профессионалов, и когда мы вместе решали, как быть дальше, то понимали, что проблема Киевской области в частой смене команд, а нужна последовательность и преемственность. Мы приняли решение о том, что команда должна быть здесь, но мы тесно взаимодействуем с Минрегионом и, к слову, Алексею Михайловичу и там удалось собрать команду профессионалов.
KV: Весной Укравтодор заявлял о том, что из-за “тендерного троллинга” масса проектов зависли. Сколько в процентном соотношении тендеров задерживаются из-за троллинга, сказалась ли на вас война Укравтодора с подрядчиками?
А.Л.: Мы знаем про такое явление, как тендерные тролли. Сложно сказать, насколько часто мы с ними сталкиваемся, работа покажет. Но у нас был ряд процедур, по которым были поданы жалобы в АМКУ. Их было не очень много, 20-30% от всех больших проектов. Мы выполнили решения АМКУ и сейчас наша задача – отслеживать выполнение работ; и делать выводы, были ли это тролли или же это ответственные компании, мы сможем ближе к окончанию сезона дорожных ремонтов.
Мы взяли все рекомендации Укравтодора на вооружение, поскольку у них огромный опыт в реализации дорожных проектов. Сложно сказать, много ли компаний отсеялось, но критерии были разработаны таким образом, чтобы с одной стороны соответствовать законодательству, а с другой – обеспечить наиболее качественное выполнение работ. Одно из ноу-хау, которые мы применили: поскольку предполагается, что большие проекты под силу только состоявшимся компаниям, у нас нет авансов на выполнение работ. Подрядчики работают за свои средства, приносят акты выполненных работ и получают оплату по результату. Это работает, проекты выполняются. Если оценивать работы по дорожным проектам согласно критерию освоения денег, то мы, возможно, и отстаем – но по форме, а не по факту. Подрядчики работают, зная, что они получат оплату.
KV: А от активистов поступают жалобы? Есть с ними диалог?
А.Л.: Активисты – это один из элементов работы в любом госоргане, в том числе администрации. Мы стараемся всех услышать. Наша позиция простая: критикуешь – предлагай. Если активист представляет общину, он разобрался в вопросе и у него есть алгоритм решения, разумеется мы отреагируем и пойдем навстречу. Мы реагируем на все: комментарии в фейсбуке, звонки, письма. Что-то мы можем реализовать, что-то – нет, потому что это не наша компетенция, например, но стараемся по возможности поддержать. А вот если это псевдоактивисты, которые пытаются пропиариться или заработать, дескать, давайте “баш на баш” и мы будем молчать – мы на такое не идем. Это, к счастью, единичные случаи. В основном это здравые идеи. Главное, чтобы люди разобрались. Понятно, что они не могут быть специалистами по всем вопросам. Впрочем, зачастую решения, которые вроде лежат на поверхности, оборачиваются сложными бюрократическими процессами. Мы пытаемся их ускорить и всячески донести до людей это, но мы вынуждены действовать в рамках закона.
Неконструктивных немного, процентов 10. Порой просят ускорить строительство дорог, проконтролировать качество работ. Это компетенция департаментов, мы реагируем на это и направляем на департаменты. Вообще я всячески приветствую такие сигналы с мест, потому что людям жить в этих условиях. Какого-то откровенного шантажа я не ощущаю.
KV: Как балансируете интересы районов, городов, как работает конкуренция мэров, депутатов-мажоритарщиков?
А.Л.: Мы сделали очень просто: во-первых, вместе с губернатором и заместителями мы еженедельно посещаем районы, на эти встречи приглашаются все желающие, рассказывают о проблемах, иногда предлагают решения. Таким образом мы видим, что происходит на местах, какие проекты нуждаются в реализации. Кроме того, губернатор объявил про создание общественного бюджета 2021 года, и для этого конкретно я, к примеру, отправил письма на города, районы, ОТО, народным депутатам – всем тем, кто на местах соприкасается с теми или иными проблемами и может инициировать проекты.
Сейчас мы проводим анализ проектов, которые предлагаются на 2021 год, и будем формировать их рейтинг. Наша цель – создать механизм, который позволит не плодить недострои: чтобы всем было понятно, например, зачем нужна та или иная школа в населенном пункте – здание ли старое, мест не хватает, и прочие критерии, возразить которым нечем. Это позволит администрации эти проекты реализовывать и тем самым повышать уровень жизни в области. Этот рейтинг будет публичным, и “очередь” прозрачной, а если кто-то захочет сделать проект, который в рейтинге будет не 5-м, а 55-м, то он может найти финансовый ресурс, а мы поддержим. Мы ориентируемся на уже существующие общественные бюджеты, ведь мы делаем это для области. Людям должно быть понятно, почему мы обращаем внимание на тот или иной район, почему занимаемся таким-то проектом.
А что касается инфраструктурных проектов, это должны быть большие проекты, которые мы реализуем с максимальным качеством и в оговоренные сроки. Законченные школы, садики, стадионы, а не 20 проектов по замене окон. Последнее больше относится к компетенции местных властей. После нового районирования, районов количественно меньше, сами они становятся больше, следовательно, растут их бюджеты. Они смогут направлять деньги на свои нужды, а область должна строить и реконструировать большие проекты – школы, садики, театры. Мы направили на районы, города, ОТО критерии, которым должна соответствовать проектная документация, чтобы проект попал в областные целевые программы. Если мы, например, реконструируем школы, в проекте должны быть заложены решения по обеспечению инклюзивности, современный пищеблок, спортивная инфраструктура, энергоэффективность, а не просто утеплить пару стен и поменять пару окон. У местных властей еще есть время до формирования бюджета-2021 доработать свои проекты до соответствия этим критериям.
Мы хотим выйти на то, чтобы снизить количество проектов в угоду качеству – то есть, местные власти пусть занимаются мелкими ремонтами самостоятельно, мы же со своей стороны хотим делать крупные проекты. Опять же, разработать большой, комплексный проект не так просто. Но это вектор, в котором нужно двигаться.
KV: Как продвигается дело с проектом Большой кольцевой автодороги, что нужно для его реализации?
А.Л.: Большая кольцевая дорога – это 214 км, 149 км из них – новые дороги, 65 – обновление существующих; 35 развязок, 7 эстакад, 3 мостоперехода: 8 км, 5 км и 1,5 км; сумасшедшие инвестиции. Бюджет проекта – несколько миллиардов евро. Проект требует синергии от очень многих государственных органов и структур. Одной из задач, которые я ставил перед своим департаментом – это понять, кто должен быть задействован. Это, среди прочих, Верховная Рада, Кабмин, Мининфраструктуры, Минрегион, Укравтодор, Служба автодорог, местные органы самоуправления, и так далее. Нужно, чтобы все они объединились под одним началом, дабы реализовать этот проект. Для Киевской области это очень важно, ведь мы понимаем, что вдоль дороги возникает два фасада: инфраструктура, рост цен на землю, развитие населенных пунктов, мелкий и средний бизнес (магазины, заправки, гостиницы), поступления в бюджет области. Но препятствий еще больше. Потому мы разработали дорожную карту проекта, от себя разобрались в вопросе и понимаем, как нужно действовать. Нужен лидер – не персона, а какая-нибудь структура, которая могла бы под собой объединить всех участников. Это могут быть Мининфраструктуры и Укравтодор. Мы выступим надежным партнером, потому что мы в первую очередь в этом заинтересованы.
Мы понимаем также, что дорога требует освещения, а оно требует увеличения мощностей. Нужно прокладывать линии и сети, коммуникации, ставить новые трансформаторные подстанции, обеспечить водоотведение, не нарушить существующие коммуникации. Сейчас в концепции планируется реализация части этой дороги. Этапность определена проектной документацией образца 2007 года. Мы надеемся на реализацию этого проекта, поскольку понимаем, что уменьшаем чуть ли не вполовину поток транзитного транспорта, тем самым разгружая Киев и пригороды, упрощаем коммуникацию с районными центрами, обеспечиваем тысячи рабочих мест на период строительства и потом – развитие бизнеса. Планируется на некоторых участках строительство ж/д путей, реконструкция инженерных сетей, которая позволит улучшить качество услуг электроснабжения. Это целый пул приятных дополнений к проекту, который мы ожидаем.
Возможно, эта дорога могла бы стать платной. При условии кредитования. Была информация, что есть китайский инвестор, который готов построить эту дорогу. Сейчас к проекту наблюдается повышенное внимание, которое, мы надеемся, положит старт его реализации. Платная дорога – один из способов возврата инвестиций, да, но если мы делаем эту дорогу платной, значит, должна существовать бесплатная альтернатива. Чтобы у человека был выбор – заплатить и доехать быстрее по дороге, где в одну сторону 6 полос, или бесплатно сделать крюк по двухполоске.
Нам посильна любая задача, и администрация готова включаться на любом этапе. Мы думаем над этим проектом, стараемся популяризировать его, готовы всячески его обсуждать. Все упирается в деньги и организацию процесса. Если появится инвестор или будут выделены государственные деньги, все очень быстро закрутится.
KV: Вы амбициозный молодой человек, кем вы видите себя через год, три, пять?
А.Л.: Как говорит мне мой отец, “нужно добросовестно работать, уметь строить взаимоотношения с людьми и быть порядочным человеком”. Я придерживаюсь этих принципов, и они всю жизнь толкают меня вперед. Рассматриваю данный этап карьеры, как возможность принести пользу обществу, повысить свои профессиональные качества и создать эффективную модель работы подобных органов в сфере строительства и энергоэффективности. Естественно планы и амбиции есть, но пока я вижу целый пласт работы, который необходимо реализовать на нынешнем месте. Верю, что с нашей командой и подходом, все получится!
Фото: KV