Задавшись целью создания опорных школ, упорядочения сети учебных заведений и повышения их эффективности, чиновники не учли ряд факторов. Из-за этого воплощение в жизнь реформы образования привело к централизации ресурсов и освоению средств.
Об этом в интервью журналисту Short media заявила депутат Киевсовета (фракция “Единство”) Алла Шлапак.
“За прошлый год в Украине закрылось около 300 школ, большинство в сельской местности. Это проводилось под знаменами формирования опорных школ. Опорную школу чиновники МОН изобразили, как “рай”. Все туда будут ехать, правда, на дороги никто не посмотрел. Финансировалось создание этих школ посредством субвенции из госбюджета. То есть, состоялись централизация финансов и освоение определенной суммы”, – отметила Алла Шлапак.
По ее словам, согласно данным мониторинга ОО “Социальная справедливость”, которую возглавляет депутат, хуже всего реформу взялись внедрять в Кропивницком, где обладминистрация просто закрыла школы, поставив людей перед фактом.
“В Одессе пошли лучшим путем: объединили вокруг опорной школы другие, сделав их филиалами. В этих школах нет директора, завуча и т.д. (админнадстройки, которая является самой дорогой для содержания). Однако, закрывать школы НЕЛЬЗЯ! Нет школы – нет села. Чиновники не учли некоторые факторы, особенно дорожно-транспортную инфраструктуру. Горная местность (Западная Украина), Юг (с низкой плотностью населения) и так далее. Школу закрыть легко – пришли и закрыли, а вот открыть ее очень трудно. Надо найти учителей, средства и так далее, чтобы эта школа могла работать”, – отметила депутат.
По ее словам, для эффективного совершенствования системы образования нужны грамотные управленческие решения руководителя УВК (например, если в какие-то школе нет кабинета физики, раз в неделю можно собрать учеников и привезти их к опорной школе для проведения практического урока). Нужно сотрудничество с местными управлениями образования, чтобы эффективно использовать ресурсы, и главное – обеспечение равного доступа к образованию всем детям”.
Говоря о проблемах на местах, Алла Шлапак назвала недостачу средств и оставшиеся неразрешенными проблемы малообеспеченных семей.
“Невзирая на громкие заявления о децентрализации, средств реально не хватает. Поэтому некоторые территориальные общины идут на непопулярные шаги, закрывая учебные заведения. Особенно ярко это проявилось, когда Уполномоченный по правам ребенка сделал политическое заявление, а Кабмин его подхватил, не подумав, и в начале этого года начали говорить о том, что интернатов больше не будет. Власти забыли, что в областях школы, интернаты – единственный выход для малообеспеченных семей. Забыли, что у нас есть специфические интернаты для детей с особенными потребностями. Под хорошими лозунгами инклюзивного образования, доступа к нему для всех в обычных школах, они зщабыли создать в этих обычных школах для таких детей условия. А на те места, где дети с особыми потребностями имели возможность получить образование, начали наступление и некоторые стали даже закрывать. Это – очередная реформа “по-украински”. Когда очень правильная идея реализуется недобросовестно. Когда начинают разрушать, не создав. Педагогов в этом нельзя обвинять. Я считаю, что такая реформа должна происходить в межотраслевом сотрудничестве. И еще один важный момент: следует запомнить, что формула опорной школы работает исключительно для сельской местности. В крупных городах этого делать нельзя!”, – резюмировала Алла Шлапак.
Читайте: Алла Шлапак выясняет, как восстанавливают детский оздоровительный лагерь “Проминь”
Фото: пресс-служба Аллы Шлапак