По изменениям в бюджет на 2015 год, производителям коммунальных услуг предусмотрены тарифные компенсации – на этот год в размере 5,6 млрд грн. Кое-кто ошибочно считает, что таким образом в Кабмине нашли способ немного придержать тарифы, чтобы коммунальные услуги не подорожали еще больше. Так вот, эти 5,6 млрд никоим образом не связаны с новыми тарифами. Этой нормой чиновники решили покрыть производителям коммунальных услуг убытки, которые якобы образовались ранее, до повышения тарифов, когда им приходилось оказывать услуги населению по цене ниже себестоимости.
О том, как же государство решило компенсировать “ущерб” производителям коммунальных услуг, KV проинформировала пресс-служба “Публичного аудита”.
В Законе относительно изменений в бюджет на 2015 г. основное внимание общественности акцентируется на повышении соцстандартов (на 13% при необходимых, по расчетам “Публичного аудита”, 83%). Однако этот Закон дополняется очень важными нормами относительно тарифных компенсаций монополистам, и речь может идти о 15 млрд грн, которые им будут выплачены в течение этого и последующих двух лет.
“Собственно, все очень завуалировано, но при этом четко прописано в статье 32 Закона. Этой нормой чиновники решили покрыть производителям коммунальных услуг убытки, которые якобы образовались ранее, до повышения тарифов, когда им приходилось оказывать услуги населению по цене ниже себестоимости”, – объясняет руководитель общественной организации Максим Гольдарб.
В то же время эти производители имеют задолженность перед бюджетом по уплате налогов (в основном НДС), которые, исходя из особенностей продукта, который они производят, платит конечный потребитель — население, промышленные потребители, бюджетные учреждения.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
С увеличением этого года тарифов на коммунальные услуги повысились и налоговые поступления от потребителей в бюджет (в связи с увеличением базы налогообложения). За счет новых налоговых поступлений, то есть, фактически за счет того, что потребитель платит больше, и будет погашаться эта надуманная задолженность.
Кроме того, Кабмину будет позволено привлекать для компенсаций поступления от хозяйственной деятельности государственных предприятий. Об этом, собственно, говорится в статье 32. “То есть, поставщики коммунальных услуг теперь получат сверхприбыли благодаря работе государственных предприятий – средства, о которых поступают в госказну от погашения задолженности госпредприятий по уплате дивидендов, части чистой прибыли и тому подобное”.
“Почему убытки надуманные? Производители коммунальных услуг являются монополистами, что, как правило, принадлежат олигархическим кланам. Они годами единолично работали на многомиллиардном рынке услуг. Только наивные могут предполагать, что делали они это весь период в убыток и при этом продолжали принимать участие в приватизации таких неприбыльных предприятий-поставщиков коммунальных услуг”, – утверждает Гольдарб.
Относительно возможных сумм компенсаций, то к концу 2015 года из государственной казны для покрытия убытков должно быть выплачено 5,6 млрд грн, из них 800 млн – за счет средств спецфонда и 4,8 млн грн за счет общего фонда бюджета.
“Эта норма нашла свое отражение в законопроекте изменений неспроста. Ведь еще летом Рада приняла Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг”, где и было предусмотрено в полном объеме возместить разницу в тарифах на коммунальные услуги, в частности на тепловую энергию, отоплению, снабжению горячей воды, услуги централизованного водоснабжения и т. п. тем, что соглашались до 1 января 2016 года”, – указывает заместитель руководителя “Публичного аудита” Андрей Вигиринский.
“Важно другое – нардепы предусмотрели полную выплату компенсаций в пользу производителей услуг, и все за счет госбюджета. Тогда как в пояснительной записке, кстати, указывалось, что для реализации этой нормы не требуется дополнительных расходов из госбюджета. Как видим сегодня, этот тезис совершенно не соответствует действительности”, – добавляет он.
Суммы компенсаций должны быть учтены не только в бюджете 2015 года, но и при формировании основного государственного сметы на 2016-2017 годы. Можно предположить, что общая сумма явно будет превышать 5,6 млрд грн и в итоге в целом составит минимум 15 млрд грн.
Откуда эти средства будут в следующие два года неизвестно. Однако, исходя из предлагаемых изменений, можно предположить, что государственные компании весь этот период будут работать не в интересах Украины, а на монополистов.
Косвенно на это указывают и слова министра финансов, что до конца года должна быть выполнена работа по реструктуризации налогового долга. В этот список из двадцати компаний включено НАЭК “Энергоатом”, угольные предприятия, которые по состоянию уже на сегодня должны подать Кабмину финпланы по реструктуризации, а также уплаты налога – до конца года.