Столичные хрущевки, возведенные в 50-70-х годах прошлого века, морально и технически устарели, срок их эксплуатации уже давно истек, а жить в таких домах сегодня становится небезопасно.
Об этом KV узнала из сообщения профильного портала СтройОбзор.
При этом реконструкция старых зданий может оказаться экономически невыгодной, считает генеральный директор компании “Укрбуд Девелопмент” Олег Майборода: “Замена всех коммуникаций, скорей всего, не только внутридомовых, крыш, установка новых окон и дверей, утепление современными материалами и другие работы выльются в такие суммы, что будет дешевле построить новое жилье эконом-класса. Учитывая, что срок эксплуатации этих панельных пятиэтажек 50 лет, выход один – сносить”.
По его словам, делать это лучше вовремя, не дожидаясь пока это временное жилье начнет разрушаться. Руководитель “Укрбуд Девелопмент” считает, что нет смысла вести работу точечно, снося одну-две хрущевки.
“Нужно действовать комплексно: сносить десятки домов, на месте которых возводить новые кварталы”, – говорит он.
По мнению эксперта, чтобы уже на начальном этапе не столкнуться с проблемами юридического характера, потребуется, как минимум, принятие специального закона, который определит правила игры для всех участников.
“Его нормы должны быть максимально четкими, понятными, не допускающими двойного толкования. Потребуется прописать все нюансы. Например, что владелец снесенного жилья получает примерно такую же жилплощадь, какой владел, вне зависимости от количества лиц, зарегистрированных (прописанных) в квартире. Потребуется отселять жильцов и создавать резервный жилой фонд, где можно будет размещать жильцов сносимых зданий. Нужно прописать, кто должен предоставить этот резервный фонд для временного расселения – власти или инвесторы – и что делать, если какая-то часть жильцов не согласна на снос их собственности”, – считает Олег Майборода.
По его мнению, для подготовки нормативной базы стоит привлекать застройщиков и инвесторов, а также принимать специальные городские программы развития и реконструкции районов, предусматривая создание новых социальных объектов – детских садов, школ, больниц и т.д.
Эксперты строительного рынка отмечают, что столь масштабные проекты могут осуществлять только крупные компании при участии государства. Формы такого участия могут быть разными: предоставление налоговых льгот для застройщика, выкуп части квартир для льготников, отселение жильцов в специально созданный временный фонд с предоставлением гарантий получения квартир в будущем доме и т.д.