Коррупционные схемы продолжают беспрепятственно работать на украинских таможнях, несмотря на все реформы. В настоящее время ситуация с коррупцией на таможне вернулась к уровню, который был при экс-главе Министерства доходов и сборов Александре Клименко.
Об этом KV стало известно из заявления в ходе пресс-конференции главы общественного совета при Главном управления ГФС, заместителя гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины, бизнесмена Виктора Берестенко (на фото).
“Идет уничтожение таможни, как таковой. Таможенный блок находится в состоянии хуже, чем при Насирове (экс-глава ГФС Роман Насиров, – *KV)”, – заявил Виктор Берестенко.
В качестве примера он привел ситуацию на Одесской таможне, где пилотный проект по уничтожению коррупции при оформлении импортированных автомобилей из США и Канады “Автохаб” превратился в еще одну коррупционную схему. Оформлять автомобили через “Автохаб” могут только отдельные, приближенные к руководству таможни фирмы, а остальным создают искусственные препятствия.
“Субъекты, которые не хотят платить взятки, получают немотивированные отказы в оформлении груза”, – пояснил глава общественного советапри ГУ ГФС.
Еще одна схема – подмена груза при оформлении контейнеров. В этом случае при попустительстве со стороны таможенников высоколиквидный товар вроде обуви и тканей оформляется под видом подошв или ниток, что приводит к существенному снижению платежей в бюджет – иногда в 10 раз.
“Оформить обувь или ткань у “белого” бизнеса сегодня не получится”, – уверен Виктор Берестенко.
По его словам, только “Автохаб” приносит своим бенефициарам около 3,5 млн долларов в месяц незаконных доходов. Подсчитать коррупционные доходы от контейнерной схемы в целом по стране не представляется возможным, т.к. в ней, кроме Одесской, задействованы Сумская и Днепровская таможни. Но по самым минимальным подсчетам, которые провела команда Берестенко, с ноября 2017 года только на Одесской таможне из-за действия схемы бюджет недополучил более 10 млн долларов.
В настоящее время информацию о данных схемах Ассоциация международных экспедиторов Украины передала в Кабмин, Администрацию президента, Генпрокуратуру, а также в дипломатические представительства иностранных государств, “чтобы они понимали размер коррупции на нашей таможне”.
Виктор Берестенко считает, что за схемами стоят недобросовестные сотрудники СБУ, в частности, Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Без их участия, уверен бизнесмен, реализация схем была бы невозможна.
“Эти схемы не могут существовать без покровителей в силовых ведомствах”, – считает Виктор Берестенко.
Кроме того, он сообщил, что в настоящее время против него в связи с попытками противодействовать схемам, развязана дискредитационная кампания в СМИ. Кроме того, он уже получал угрозы о физической расправе.
Читайте: Правоохранители задержали за взятку замначальника Киевской таможни
Фото предоставлено пресс-службой