Реформа децентрализации, второй этап которой завершился после местных выборов 2020 года формированием новых общин, будет завершена только после инвентаризации земельных активов общин и установления их полноценных границ.
Об этом KV стало известно из интервью РБК-Украина секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексея Данилова.
“Мы прошли очень большой серьезный этап, который касается децентрализации. Мы на сегодняшний день очень много полномочий передали органам местного самоуправления. Это абсолютно хорошо и правильно, но мы не можем делать реформу семь лет… реформа децентрализации не окончена. Она будет окончена тогда, когда граждане громады будут понимать – вот границы нашей громады, земля в этой громаде должна стоять на учете. Причем не просто как географическая система координат, а как часть активов громады, потому что земля – это актив, в том числе финансовый”, – сказал Алексей Данилов.
Секретарь СНБО уверен, что “земельно-финансовый актив громады – это то, с чего следовало начинать всю эту историю”.
“На сегодня окончательных границ нет, и ни одна громада не поставила этот актив себе на учет. И местные депутаты начинают потихоньку в силу разных обстоятельств решать земельные вопросы. Почему это было бы хорошо? Тогда бы каждой громаде было бы абсолютно понятно, что на ее территории происходит”, – подчеркнул Данилов.
Он также добавил, указывая на прочие недостатки реформы децентрализации: “Нас заводили в какой-то непонятный блуд по этой децентрализации, семь лет топтались, грантовые организации выделяли деньги на что угодно, только не на решение каких-то понятных четких для всех граждан вопросов”.
Как информировала KV, 28 апреля с.г. Верховная Рада (ВР) приняла во втором чтении и в целом законопроект №2194 “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений”, который значительно изменяет систему управления в сфере земельных отношений.
Закон снимает ограничения на доступ к земельным ресурсам бизнеса, иностранных граждан и юридических лиц, а также отменяет многие разрешительные процедуры и проверки документации. При этом, ее собственники не смогут продать землю без согласия арендатора, который получает первоочередное право на выкуп участка.
Читайте: Кріпаки 21 сторіччя – земельний жах законопроекту №2194
Также закон предусматривает передачу госземель за пределами населенных пунктов (кроме тех земель, которые нужны государству для выполнения его функций) в коммунальную собственность сельских и городских советов или территориальных громад. Им также передаются полномочия по изменению целевого назначения земельных участков частной собственности.
При этом, в общинах еще до вступления в силу закона приветствовали передачу полноценного контроля над территорией именно на места, что позволило бы преодолеть коррупционные схемы и бюрократические процессы в использовании земельного ресурса. Но, одновременно, в общинах нарекали, что эти процессы затягиваются и Держгеокадастр продолжает распоряжаться их территориями по своему усмотрению.
Читайте: Проєкт “Децентралізація”: обіцяні громадам землі за межами населених пунктів пустили з молотка
Реформа местного самоуправления и территориальной организации власти, известная как децентрализация, стартовала в 2014 году.
В апреле того года Кабмин принял Концепцию реформы, а затем план мероприятий по ее реализации.
На первом этапе, через изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, была проведена финансовая децентрализация, а закон №157-VIII “Про добровольное объединение территориальных общин” запустил формирование базового уровня местного самоуправления.
За 2015-2019 годы в Украине было добровольно создано 982 объединенных территориальных общин (ОТО). В состав этих ОТО вошли около 4500 бывших местных советов (из почти 12000).
На втором этапе, в 2020 году, правительство утвердило новое административно-территориальное устройство базового уровня. Было сформировано 1469 территориальных общин, покрывших всю территорию Украины. Кроме того, парламент ликвидировал 490 “старых” районов, создав 136 новых.
В октябре прошлого года состоялись первые местные выборы на новой территориальной основе общин и районов.
С 2021 года общины перешли на прямые межбюджетные отношения с центром.
На очереди – принятие во втором чтении и в целом законопроекта №4298 “О местных государственных администрациях” для “создания правовых предпосылок и основ для функционирования местных государственных администраций префектурного типа до внесения соответствующих изменений в Конституцию”.
Читайте: Рада решила наделить местные госадминистрации префектурными полномочиями
Фото: РБК-Украина