В Офисе Президента (ОП) не нравится, что комитеты согласовывают законопроект об интерпелляции, который дает возможность депутатам по решению профильного комитета вызвать на “ковер” отдельного министра и простым голосованием в 226 голосов уволить его. Владимир Зеленский уже провел несколько встреч с депутатами своей фракции, а глава ОП Андрей Ермак якобы звонил руководителям фракции и комитетов с просьбой не рассматривать этот “очень вредный” законопроект.
Об этом KV стало известно из статьи “Украинской правды” (УП).
Для президента Владимира Зеленского сейчас назрела очень важная проблема – попытка парламента занять позицию и демонстрировать президенту, что Верховная Рада (ВР) может обойтись и без его благословения в разных вопросах, в т.ч. кадровых, пишет издание.
“Примером такой самостоятельности может быть законопроект об интерпелляции. Если Рада проголосует этот закон, то по решению профильного комитета сможет вызвать на отчет отдельного министра и простым голосованием в 226 голосов освобождать его”, – говорится в статье.
По данным журналистов, руководитель ОП Андрей Ермак уже прозвонил руководителям фракции “Слуга народа” и парламентских комитетов, чтобы те отказались от рассмотрения этого законопроекта, потому что он “очень вредный”.
Народный депутат Ярослав Железняк из партии “Голос”, который числится первым среди авторов законопроекта №3499 “Об интерпелляции” на своей странице в сети Facebook написал, что “оказывается, наш закон об интерпелляции портит настроение за стенами Рады… Ничего, мы всех примирим путем принятия законопроекта в ближайшее время (…). Сколько нужно будет менять того или иного министра, будем менять, а другого выхода нет”.
Отметим, что президент, понимая сложившуюся ситуацию, решил провести ряд встреч с частью народных депутатов из фракции “Слуга народа”.
По словам собеседников “УП”, “у президента сложилось впечатление, что его кто-то пытается оттеснить от прямого контакта со своими, с депутатами. И Зеленский решил всех увидеть, всех выслушать. Сейчас к нему друг за другом ходят все наши группы во фракции, эти 15, которые сформировали официально еще в начале работы”.
Заместитель главы фракции “Слуга народа” Евгения Кравчук ранее заявляла, что “сейчас действительно проходят встречи президента Украины с народными депутатами от фракции “Слуга народа”. Они начались еще на прошлой неделе (29 июня – 5 июля) и продлятся в течение июля”, – отметила Кравчук.
“Это хороший формат не только обменяться мнениями, задать вопрос президенту, но и подытожить год работы Верховной Рады и наметить ближайшие и среднесрочные планы”,– резюмировала заместитель председателя пропрезидентской фракции.
Напомним, что среди авторов законопроекта №3499 “О интерпелляции” такие известные личности партии “Слуга народа” как спикер Дмитрий Разумков, первый вице-спикер Руслан Стефанчук, председатель фракции Давид Арахамия и его первый заместитель Александр Корниенко, одна из зампредов фракции Евгения Кравчук, а также главы комитетов Галина Третьякова (комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов), Денис Монастырский (комитет по вопросам правоохранительной деятельности), Дмитрий Наталуха (экономический комитет) и другие.
Данный законопроект должен обеспечить осуществление ВР контроля за деятельностью Кабмина путем установления права нардепов инициировать проведение обязательных слушаний по вопросам деятельности отдельного члена Кабмина и давать оценку его работы.
Кроме этого, обеспечивается создание четких организационно-правовых рамок взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти.
Законопроект также детализирует конституционные полномочия ВР в сфере осуществления контроля за реализацией правительством внешней и внутренней политики государства.
Что касается увольнения министров, то инициировать процедуру сможет определенный комитет или 45 народных депутатов. Далее вопрос рассматривается в профильном комитете, а когда он дает заключение – выносится на пленарное заседание.
Если решение о неудовлетворительной работе члена Кабмина набирает 226 голосов, премьер-министр в течение 15 дней обязан внести представление о его увольнении.
В случае, если премьер этого не делает, вопрос включается в повестку дня парламента без голосования, и парламент сам принимает решение об увольнении министра.
В связи с принятием этого законопроекта будут внесены изменения в действующее законодательство. В частности, в Регламенте ВР, утвержденном законом “О Регламенте Верховной Рады Украины” предлагается дополнить главу 38 новыми статьями, которые определяют:
а) порядок подготовки к рассмотрению ВР вопроса о интерпелляции члена Кабмина;
б) результаты рассмотрения ВР вопроса о интерпелляции члена Кабмина.
Закон “О Кабинете Министров Украины” дополняется нормой, которая определяет, что член Кабмина (кроме премьер-министра) может быть освобожден от должности ВР, в том числе по результатам интерпелляции, определенными этим законопроектом.
Изменения коснутся и закона “О комитетах Верховной Рады Украины” в части закрепления права по комитетами ВР на интерпелляцию как одного из направлений их контрольной функции.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что институт интерпелляции заимствован из парламентской практики зарубежных стран и используется во многих европейских государствах с парламентской или смешанной формой правления. К примеру, в Польше к числу наиболее широко используемых в парламентской практике форм получения информации и осуществления контроля над исполнительной властью относятся депутатские интерпелляции, запросы и вопросы.
Порог интерпелляции в разных странах отличается друг от друга: например, в Литве, пятая часть членов Сейма может направлять интерпелляцию к министрам (29 депутатов из 141), в Северной Македонии интерпелляция правительственного чиновника может быть инициирована по меньшей мере пятью депутатами из общего количества – 120 депутатов, в Нидерландах нужно 30 из 150 членов парламента.
Читайте: “Слуги народа” разрешат игорный бизнес за баснословные деньги
Фото: РБК