Законопроект “о деолигархизации”, который президент Владимир Зеленский поручил разработать своему Офису и Антимонопольному комитету, “родился”, но еще не увидел свет в Министерстве юстиции. Как стало известно журналистам, в тексте делается акцент на лишении “олигархов” медийного влияния, оставляя неприкосновенными темы монополий. При этом, в “Зеркале недели”, которое получило в распоряжение текст законопроекта, готовы к любым реакциям Минюста.
Об этом KV стало известно из материала издания “ZN,UA” (“Зеркало недели”).
По данным издания, цель законопроекта, еще не внесенного в ВР, является “преодоление конфликта интересов, вызванного слиянием политиков, медиа и крупного бизнеса”.
Олигархом, согласно документа, который попал в распоряжение “ЗН”, является человек, который одновременно:
– принимает участие в политической жизни;
– оказывает значительное влияние на средства массовой информации;
– осуществляет контроль над значительной по объему хозяйственной деятельностью.
Под участием в политической жизни понимается занятие высокой должности в госаппарате от руководителя центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) до президента, а также связанность с высокопоставленным должностным лицом. Сюда же относится финансирование или непосредственное руководство политической партией.
“То есть, по логике проекта, даже если ты просто собственник СМИ, делающего политические новости, ты уже на крючке, поскольку соответствуешь сразу двум критериям — “политика” и “СМИ” — из трех необходимых. Остался “бизнес”, и собирается комбинация для прямого подпадания под действие этого закона”, – комментирует критерии принадлежности к касте олигархов автор материала Юлия Самаева.
Критерию “бизнес”, по словам журналистки, будут соответствовать конечные бенефициары естественных монополий, монополисты (50% в течение года подряд) товарных рынков или просто собственники или бенефициары активов стоимостью более миллиона прожиточных минимумов (сейчас это 2,27 млрд гривен, или 84 млн долларов).
Согласно данным “Зеркала недели”, по проекту закона решение о признании лица олигархом принимается Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) на основании представления Кабмина, члена СНБО, Национального банка Украины (НБУ), Службы безопасности (СБУ) или Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Если Совбез такое решение примет – оно вступает в силу со дня официальной публикации соответствующего указа президента и является обязательным для исполнения. Официально признанного олигарха включат в “Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)”.
А после этого лицам, включенным в Реестр, запрещается:
“1) делать взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий согласно Закону Украины “О политических партиях в Украине”;
2) быть бенефициаром (в том числе иметь в собственности) либо контроллером средства массовой информации, распространяющего информацию политического характера;
3) быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации”.
Лица, включенные в Реестр, будут обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Ознакомившись с законопроектом, автор убеждена, что “следующим шагом после принятия этого законопроекта должна стать большая распродажа украинских медиа”, и при этом – за бесценок и, возможно, в интересах шестого президента Владимира Зеленского.
“Или пусть заставят свои СМИ отказаться от распространения политической информации, а согласно проекту речь идет об “освещении, анализе или обсуждении деятельности органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, народных депутатов и других членов коллегиальных органов государственной власти”, – цитирует текст автор “ЗН”.
Согласно ее цитатам из законопроекта, продажа СМИ позволит олигарху выбыть из упомянутого Реестра, но с условием:
“Признак значительного влияния на средства массовой информации не считается отсутствующим в случае, если статус бенефициара (контролера) соответствующего средства массовой информации перешел от лица, включенного в Реестр, к связанному с ним лицу или лицу, не обладающему безупречной деловой репутацией”.
Согласно описываемым нормам, безупречной не будет считаться деловая репутация лица при следующих условиях:
“1) наличие у лица судимости, не погашенной и не снятой в установленном законом порядке;
2) применение Украиной, иностранными государствами (кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины), межгосударственными объединениями или международными организациями санкций к лицу (применяется в течение срока действия санкций и в течение трех лет после их отмены либо окончания срока, на который они были введены);
3) включение лица в список лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции (применяется в течение срока пребывания лица в списке и в течение 10 лет после его исключения из него);
4) лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно приговору или иному решению суда (применяется в течение срока действия такого наказания);
5) ненадлежащее исполнение лицом обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, если общая сумма неуплаты равна или превышает 100 размеров минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством Украины на период, в который совершено нарушение, или эквивалент этой суммы в иностранной валюте (применяется в течение срока этого нарушения и в течение трех лет после его устранения);
6) приобретение (намерение приобрести) средства массовой информации по цене, которая существенно ниже рыночной, либо за счет средств, источник происхождения которых документально не подтвержден;
7) существенные и/или систематические нарушения лицом требований законодательства о средствах массовой информации, банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, законодательства о ценных бумагах, акционерных обществах и фондовом рынке”.
Напомним, проект закона “о деолигархизации” президент Владимир Зеленский поручил разработать своему Офису вместе с Антимонопольным комитетом 15 апреля с.г. в ходе заседания СНБО. Хотя из публикации “ЗН” явствует, что документ, который вкратце разобрала журналистка, составлялся в другом месте – в правительстве (конкретно – в Министерстве юстиции; а значит, он будет внесен в Раду премьер-министром Денисом Шмыгалем, а вовсе не президентом, хотя глава государства и сам имеет полномочия законодательной инициативы).
О том, что сейчас в Украине можно насчитать, как минимум, 13 олигархов, сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов на форуме “Украина 30. Безопасность страны” 11 мая. “По моему мнению и по тем критериям, которые в аппарате СНБО мы рассчитываем, готовя этот документ (законопроект об олигархах, – КВ) , мы имеем в виду 13 человек, которых можем с уверенностью отнести именно к олигархической среде… если мы не уберем это, если мы не закончим борьбу с пятой колонной, то держать независимость нашего государства будет крайне-крайне сложно”, ㅡ сказал секретарь Совбеза.
14 мая Алексей Данилов сообщил, что законопроект об олигархах будет готов в ближайшее время.
“Минусование” олигархов Зеленский анонсировал зимой, начиная с политика и кума Владимира Путина – народного депутата и сопредседателя партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” Виктора Медведчука, который был отправлен судом под домашний арест по подозрению в государственной измене.
Читайте: Мнения в Раде о санкциях в отношении телеканалов “пула Медведчука” разделились
Владимир Зеленский по этому поводу отметил, что борьба с олигархами, “но не с большим бизнесом”, на этом только начинается.
Напомним, год назад в начале пандемии COVID-19 Зеленский обратился к олигархам за помощью, а перед выборами обещал амнистию капиталов под 5%. Соответствующий законопроект Верховная Рада приняла в первом чтении на внеочередном заседании 30 марта 2021 года.
Фото: “Немецкая волна”