Пандемия и локдауны внесли коррективы в образовательный процесс в мире, ускорив его цифровизацию. Не смотря на то, что в нашей стране этот вопрос стал очень остро, за год в сфере цифровизации образования изменилось мало.
Об этом KV стало известно из блога координатора инициативы SMARTCITY.UA Юрия Назарова.
“Пандемия и локдауны внесли свои коррективы в образовательный процесс в мире и в Украине в частности. Более того, в нашей стране этот вопрос стал очень остро, поскольку уже фактически год школьники, в большинстве своем, обходятся домашними заданиями в Viber, тогда как прогрессивные государства максимально адаптировались к новым условиям и предложили своим ученикам и студентам решения, основанные на новейших цифровых решениях и образовательных платформах. В Украине smart решения реализуют разве что отдельные частные школы, вузы или общественные инициативы, вроде Smart City Hub, Smart University и др. Однако, это не влияет глобально на уровень украинского образования в кризисный период. Так же, как не способен изменить ситуацию высокий уровень педагогического мастерства отдельных преподавателей. Да, есть блестящие практики, но, с другой стороны, если мы почитаем переписки в чатах или группах родителей школьников, мы увидим полный беспорядок”, – считает Юрий Назаров.
По его словам, причина в том, что у большинства учащихся и педагогов часто элементарно не хватает технического обеспечения, а иногда и знаний, чтобы реализовать все возможности дистанционного учебного процесса.
“За год адаптивного карантина в этой ситуации почти ничего не изменилось. И когда сегодня Украина снова получила очередную волну жестких локдаунов, дистанционное образование продолжает ограничиваться школьными заданиями в Viber и Zoom-конференциями для студентов. В то же время, не надо далеко ходить, в Эстонии, стране цифрового чуда еще с 2008 года действует система eKool – дигитальный образовательная среда, работающее в каждой школе страны. Это информационная система, в которой содержатся все данные, связанные с обучением, и происходит взаимодействие всех участников учебного процесса – учащихся, родителей, учителей и администрации”, – рассказал эксперт.
Отмечается также, что подобный симбиоз происходит не только в Эстонии, но и в иных странах. Например, в Великобритании к этому процессу привлекают даже BBC.
Эксперты прогнозируют, что такой формат будет становиться все более популярным, поскольку цифровая трансформация происходит очень быстро, и технологии становятся неотъемлемым инструментом обучения.
“Сейчас речь уже идет не просто об овладении технологиями, а о цифровой грамотности. Именно на таких “грамотных” специалистов рассчитывают государства в будущем. В связи с чем данным вопросом необходимо уделять особое внимание. И Украина в этом отношении – не исключение. Хотим мы того или нет, в процессе совершенствования национального образования с каждым годом все большую роль приобретают современные технологии, внедрение которых способствует его модернизации и развитию, а также повышению качества подготовки будущих специалистов и сближению образования с наукой. И, как мы видим на примере других государств, такие технологии во многом требуют пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности”, – рассказал координатор инициативы SMARTCITY.UA.
Какие же шаги должен сделать Украине, чтобы полноценно влиться в процесс цифровизации образовательных процессов, который происходит в мире?
По мнению эксперта, во-первых, у нас должен быть последовательный план внедрения изменений или, другими словами, пошаговый план дигитализации.
“Что именно нам нужно? Технические мощности? Бюджет? Какой мы имеем уровень потребностей? Все эти вопросы должны быть в списке уже найденных ответов.
Во-вторых, мы должны развивать материальную инфраструктуру. Это предполагает строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов и др. Я понимаю, что многие традиционно скажет, что это дорого и в наших сегодняшних условиях невозможно. Но времена меняются, в Украине появились релевантные и относительно недорогие ИТ-решения. А благодаря реформе децентрализации и финансовой автономии школы имеют все больше возможностей для цифровизации образования, и не только в столице, но и в регионах. В-третьих, нам необходимо внедрять цифровые программы. Иными словами, создавать, тестировать и применять учебно-методические материалы с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и др. В-четвертых, мы должны продолжать развивать онлайн-обучение и постепенно отказываться от бумажных носителей информации.
Параллельно в Украине нужно разрабатывать новые системы управления обучением. При дистанционном обучении – это программы по администрированию и контроля учебных программ и курсов. Такие программы обеспечивают равный и свободный доступ учащихся к знаниям, а также гибкость обучения. Кстати, первые шаги в этом направлении уже сделаны. В этом году Министерство образования и науки заявило о начале реализации пилотного проекта по установке в несколько школах бесплатного программного обеспечения для создания и ведения школьных электронных журналов и дневников. В министерстве обещают, что после завершения испытательного этапа, государственные е-журналы и е-дневники станут доступными всем украинским школам на безвозмездной основе”, – добавил Назаров.
Также очень важно для Украины повысить навыки преподавателей в сфере цифровых технологий, а также проводить постоянные курсы и тренинги по цифровизации для преподавателей школ и вузов всех специальностей.
“Таким образом, Украина еще должна пройти относительно длинный путь в направлении цифровизации образования, ведь мы только в его начале. Но главное при этом не забывать, что именно сочетание развития трех направлений: организационно-законодательного, методического и инфраструктурного позволит нам достичь желаемого эффекта. И чем лучше мы мобилизуем работу всех заинтересованных сторон в этих направлениях, тем быстрее станем частью глобальных трансформаций, которые происходят в мире”,- резюмировал эксперт.
Напомним, председатель SmartCity.UA Юрий Назаров считает, что Украина застряла в советской системе государственного управления и едет на ней, как на тракторе, хотя хочет ехать, как на Audi. Отличным примером для Украины может быть опыт Эстонии, которая успешно модернизировала постсоветскую систему.
Читайте: Опыт развития smart city Эстонии можно воспроизвести в Украине, – Юрий Назаров
Фото: из открытых источников