Комитет Верховной Рады (ВР) по вопросам организации госвласти (глава комитета – “слуга народа” Андрей Клочко, на фото) обнародовал финальный текст изменений в Конституцию в части децентрализации власти. Вместо районов предлагаются поветы (уезды), вместо местных государственных администраций – префектуры, а областные и уездные советы получат собственные исполкомы. При этом главы общин смогут назначать исполкомы самостоятельно.
Об этом KV стало известно из проекта текста изменений в Конституцию Украины в части децентрализации власти”, опубликованного на сайте парламентского комитета.
Согласно документу, вместо местных государственных администраций создаются префектуры, за ними остаются только функции административного надзора, а областные и поветовые советы получают собственные исполнительные органы.
“Общины получают право на достаточные финансовые ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться, и главное право – свободно решать вопросы местного значения, которые государство не передало в компетенцию других органов. Государство оставляет за собой только функции административного надзора, которые реализуются через префектов”, – говорится в пояснениях к проекту закона.
Отмечается, что до регистрации законопроекта в парламенте еще предстоит доработка текста межкомитетской рабочей группой. На рассмотрение депутатов будут выноситься вопросы, касающиеся:
-
названий административно-территориальных единиц и новых названий областей: районы – поветы; поселки – городки; Днепропетровская область – Днепровская область; Кировоградская область – Кропивницкая область;
-
наличия районных/поветовых советов (в случае выбора политиками системы местного самоуправления с наличием районных/поветовых советов в тексте должна быть реализована модель городов с правами поветов);
-
порядка назначения и подчинения префекта.
Проект закона утверждает унитарность государства. Ст. 132 Конституции Украины в изложении проекта гласит: “Административно-территориальное устройство Украины основывается на принципах унитарности, единства и целостности государственной территории, децентрализации и субсидиарности в организации власти, повсеместности местного самоуправления, сбалансированности и устойчивого развития территорий с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических”.
Община, повет (уезд), область
Согласно проекту, систему административно-территориального устройства составляют:
-
общины;
-
поветы (уезды) – вместо районов;
-
области;
-
Автономная Республика Крым.
Области и Автономная Республика Крым состоят из поветов. В состав поветов входят общины. Общины Киева и Севастополя имеют особый статус.
Читайте: Новый закон о Киеве: восстановленные райсоветы и досрочные выборы мэра и горсовета
Органами местного самоуправления общины являются совет общин и глава общины. Главы общин становятся единоличными исполнительными органами местного самоуправления, ведут заседания совета общин, а также самостоятельно формируют исполком общины.
Община – непосредственно или через свои органы местного самоуправления – “в соответствии с законом” осуществляет такую деятельность:
-
принимает устав общины;
-
управляет имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
-
утверждает бюджет общины и контролирует его выполнение;
-
утверждает программы социально-экономического и культурного развития и контролирует их выполнение;
-
принимает решение о местных налогах и сборах;
-
обеспечивает реализацию результатов местных референдумов;
-
образует, реорганизует и ликвидирует коммунальные предприятия (КП), организации и учреждения, а также осуществляет контроль за их деятельностью;
-
решает вопросы территориального деления общины и управления этими территориями;
-
решает в рамках закона вопросы местного значения.
Поветовый и областной советы общин – органы местного самоуправления, которые представляют и реализуют общие интересы общин, уездов или области и имеют собственные исполнительные органы.
К полномочиях поветовых и областных советов общин относятся:
-
утверждение программ устойчивого развития территорий и контроль за их выполнение;
-
утверждение бюджетов, которые формируются в том числе из средств государственного бюджета;
-
привлечение на договорных началах средств местных бюджетов для реализации совместных проектов и программ;
-
управление коммунальным имуществом общей собственности общин.
Статус глав общин, депутатов советов общин, поветовых и областных советов, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов совета общины, исполнительных комитетов поветовых и областных советов, равно как объем их полномочий – “определяются законом”.
В органы местного самоуправления могут быть избраны граждане Украины, не признанные судом недееспособными и достигшие на день проведения выборов восемнадцати лет. Но не может быть избран в местный совет гражданин, отбывающий наказание за совершение преступления, или имеющий судимость за совершение умышленного преступления.
Срок каденции местных властей составляет 5 лет.
Префекты
Представителями государства в уездах и областях, а также в Киеве и Севастополе, будут префекты. Префект будет назначаться президентом по представлению Кабинета министров – как сейчас назначаются главы госадминистраций. Соответственно, при осуществлении своих полномочий префект будет подотчетен и подконтролен президенту и правительству, и не сможет совмещать госслужбу с иными видами деятельности или иметь представительский мандат.
Срок пребывания префекта в должности в том или ином повете, области, в столице или в Севастополе не может превышать трех лет. Отбор префектов осуществляется на конкурсной основе.
К полномочиям префекта отнесены:
-
направление и координация деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ) и надзор за соблюдением ими Конституции и законов, а также актов президента и правительства;
-
осуществление административного надзора за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления;
-
обеспечение предварительного проведения консультаций органов государственной власти с местным самоуправлением в процессе планирования и принятия решений по всем вопросам, касающимся местного самоуправления;
-
направление и координация деятельности территориальных органов ЦОИВ, обеспечение их взаимодействия с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, а также чрезвычайной экологической ситуации;
-
осуществление “других полномочий, определенных законами Украины”.
Для остановки действия актов органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам, префект обращается в суд.
В случае признания Конституционным судом Украины (КСУ) местного акта неконституционным, полномочия такого органа прекращаются досрочно.
После вступления в силу этого закона относительно децентрализации власти, одно или несколько поселений (сел, поселков, городов) с прилегающими территориями приобретают статус общины.
Досрочные перевыборы глав общин, советов общин, поветовых и областных советов проводиться не будут.
Президент по представлению Кабмина после создания соответствующими поветовыми, областными советами исполнительных органов, назначает префектов, но не позже 2022 года (дату определят перед регистрацией законопроекта).
Также президент по представлению Кабмина назначает и увольняет глав местных госадминистраций до назначения соответствующих префектов.
Важно понимать, что согласно процедуре рассмотрения конституционных изменений, ВР должна направить соответствующий законопроект в КСУ для получения заключения о соответствии инициативы ст.157 и ст.158 Основного закона. После получения вывода КСУ парламент может предварительно одобрить (принять в первом чтении) такой законопроект не менее 226 голосами. После этого, на следующей очередной сессии, Рада может рассматривать его для принятия в целом. Для этого потребуется не менее 300 голосов парламентариев.
Стоит отметить, 25 ноября с.г. спикер ВР Руслан Стефанчук анонсировал, что работа над законопроектом по изменению Конституции в части децентрализации находится на финишной прямой.
“О децентрализации мы говорим довольно продолжительное время. Сейчас мы находимся на финишной прямой. Парламент уже принял немало важных для развития громад законов. Пока мы пытаемся сформировать конечное видение и выйти на финальный текст проекта изменений в Конституцию Украины в части децентрализации”, – сообщил Стефанчук.
Напомним, 16 декабря 2019 года президент Владимир Зеленский инициировал законопроект (№2598), вносящий изменения в Конституцию, касающихся децентрализации власти. Парламентский комитет по вопросам организации госвласти и местного самоуправления его не поддержал, и 27 декабря законопроект был отозван, и в тот же день внесен доработанный проект закона. Его последняя версия со скандалом появилась на сайте уже 14 января (некоторые депутаты заявляли, что текст не соответствовал рекомендованному профильным комитетом и был подменен).
По задумке президента, основой местного самоуправления, как и системы территориально-административного устройства, должны стать общины, объединенные в округа, а они в свою очередь станут составной частью области. Окружные и областные советы будут иметь свои исполкомы, а за законностью их актов будут надзирать назначаемые президентом по представлению правительства префекты. Они появятся не позднее 1 марта 2021 года – после первых местных выборов в соответствии с конституционно измененной моделью.
Читайте: Децентрализация Зеленского: префекты, облисполкомы и унитарное государство, состоящее из громад
Уже 16 января 2020 года Зеленский после консультаций со своей парламентской партией решил отозвать собственный проект изменений в Конституцию, касающихся децентрализации.
В нынешнем проекте закона указаны главные отличия от президентского законопроекта. В частности, как указывают авторы документа, был отменен надзор за наемными должностными лицами; полномочия префекта сбалансированы, он не имеет права остановки актов местного самоуправления, является государственным служащим и назначается на должность на 3 года на конкурсной основе; срок каденции местного самоуправления возвращен до 5 лет.
Также отмечается, что изменено и отредактировано около 80% предыдущего проекта текста изменений в Конституцию, уточнен терминологический аппарат, а также существенно сокращен текст.
Читайте: Владимир Зеленский отзывает одиозный проект закона “о префектах”
Фото: НВ