В Верховной Раде (ВР) не стали рассматривать законопроект о концессии, который должен был урегулировать ряд вопросов по концессионной деятельности с целью реализации масштабных проектов, соответствующих международной практике. Комитет по экономическому развитию посчитал, что он утратил свою актуальность и дублирует уже принятый ранее закон.
Об этом KV стало известно из сообщения ВР.
“Снят с рассмотрения проект Закона о концессиях №0879”, – говорится в сообщении.
Комитет по экономическому развитию рекомендовал законопроект №0879 снять с рассмотрения как утративший актуальность и дублирующий законопроект №1046, уже принятый парламентом 3 октября 2019 года.
Суть законопроекта состояла в следующем:
- систематизация законодательства о концессионной деятельности;
- гармонизация законодательства о концессиях законодательству о государственно-частном партнерстве (ГЧП);
- имплементацию лучшего международного опыта реализации концессионных проектов;
- устранение неточностей и правовых коллизий, выявленных в ходе практического применения действующих законов Украины в сферах ГЧП и концессий.
Отметим, что данный законопроект предусматривал, в частности:
-
четкое разграничение регулирования концессии и других форм осуществления ГЧП;
-
единственную процедуру инициирования и принятия решения по осуществлению ГЧП, для всех форм ГЧП (в том числе для концессии);
-
введение прозрачной процедуры выбора концессионера (концессионный конкурс, конкурентный диалог), что соответствует лучшей международной практике и “Типовым законодательным положениям по проектам в области инфраструктуры, финансируемых из частных источников”, ЮНСИТРАЛ;
-
возможность привлечения советников и независимых экспертов для подготовки проектов ГЧП в форме концессии;
-
дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов;
-
упрощение процедур выделения земельных участков для проектов ГЧП в форме концессии;
-
особенности концессии на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии;
-
особенности концессии по строительству и эксплуатации автомобильных дорог;
-
процедуру трансформации аренды в концессию в случае соответствующего обращения со стороны арендатора;
-
возможность передачи разрешения споров, возникающих в связи с выполнением концессионного договора, международном коммерческом или инвестиционном арбитража;
-
возможность инициирования концессии потенциальным концессионером;
-
четкий механизм контроля и мониторинга за выполнением концессионных договоров;
-
четкое регулирование права собственности на объект концессии, целью которого является сохранение за государством / территориальной общиной права собственности на объект концессии.
Напомним, что концессия – это форма ГЧП, которая предусматривает передачу объектов государственной собственности – дорог, аэропортов, вокзалов, портов – во временное пользование частным предприятиям.
Несмотря на то, что в Украине действующий закон о концессиях был принят еще в 1999 году, он не помог реализовать хотя бы один масштабный проект на условиях концессии, при этом в Европейском Союзе за это время успели построить более 50 тыс км дорог.
ВР приняла во втором чтении и в целом законопроект №1046 о концессии (получивший №155-IX) 3 октября 2019 года. Закон поддержали 257 народных депутатов.
Документ предлагает предоставление неденежной государственной поддержки инвесторам, конкурсный отбор концессионера и прочее, что должно положительно отразиться на качестве самих проектов.
Целью введения данного закона является привлечение государством значительных частных инвестиции для модернизации и повышения эффективности использования инфраструктурных объектов (морские и речные порты, дороги, аэропорты).
Читайте: По воле президента: до 1 октября ВР должна принять закон “О концессии”
Фото: ТСН