Верховная Рада (ВР) приняла во втором чтении проект закона, в котором прописано государственное регулирование в сфере внутреннего водного транспорта. Документ содержит нормы относительно перевозки грузов и пассажиров, судоходства на внутренних водных путях и его безопасности. Авторы законопроекта считают, что он крайне необходим и послужит здоровой конкуренции на рынке перевозок, позволит разгрузить автодороги и “железку”. Приветствовал принятие закона и министр инфраструктуры. А критики законопроекта еще перед первым чтением считали его вредным для отрасли и экологии.
О принятии закона KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 3 декабря 2020 года.
Законопроект №1182-1-д “О внутреннем водном транспорте” поддержали во втором чтении и в целом 276 народных депутатов (против – 5, воздержались – 31, не голосовали – 26 из 338 нардепов, зарегистрированных в сессионном зале на момент голосования). Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.
Голосование за №1182-1-д по фракциям:
-
“Слуга народа”: за – 209, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1, отсутствовали – 36 (всего во фракции 246 депутатов);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 1, против – 1, воздержались – 17, не голосовали – 11, отсутствовали – 14 (всего во фракции 44 депутата);
-
“Европейская солидарность”: за – 19, против – 0, воздержались – 1, не голосовали – 1, отсутствовали – 6 (всего во фракции 27 депутатов);
-
ВО “Батькивщина”: за – 0, против – 4, воздержались – 6, не голосовали – 2, отсутствовали – 12 (всего во фракции 24 депутата);
-
“За майбутне”: за – 13, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 4, отсутствовали – 7 (всего в группе 24 депутата);
-
“Довира”: за – 14, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 3, отсутствовали – 3 (всего в группе 20 депутатов);
-
“Голос”: за – 14, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 3, отсутствовали – 3 (всего во фракции 20 депутатов);
-
внефракционные: за – 6, против – 0, воздержались – 7, не голосовали – 1, отсутствовали – 4 (внефракционных депутатов 18).
Это голосование приветствовал министр инфраструктуры Владислав Криклий.
“Теперь мы сможем возродить наиболее дешевый и экологичный способ доставки грузов – речные перевозки и создать эффективную речную логистику. Мы учли предложения бизнеса и совместно доработали этот законопроект во время его подготовки ко второму чтению. Благодарен всем, кто был неравнодушен и присоединился к этому процессу, а также народных депутатов за принятое решение”, – отозвался на принятие законопроекта во втором чтении Криклий на своем ТГ-канале.
По словам министра, принятие нового закона позволит увеличить грузопоток до 30 млн тонн в год, что принесет государству в качестве экономического эффекта 13-16 млрд гривен ежегодно. При этом, прогнозирует Криклий, произойдет переход части груза с автодорог на реку – что поможет значительно разгрузить дороги и уменьшить затраты на их ремонт: “Например, 1 млн тонн грузов, перевозимых по реке и перенаправленных с наземного транспорта, уменьшает расходы на ремонт дорог на 1 млрд гривен в течение 4 лет”.
Также, по мнению чиновника, закон позволит “использовать мощности Днепра не на 10%, как сейчас, а на полную, как это было еще во времена Киевской Руси, когда существовал знаменитый путь “из варяг в греки”, а также “создать Госфонд развития внутренних водных путей для обеспечения надлежащего технического состояния судоходных шлюзов на Днепре, более 75% из которых сейчас изношены”, и вообще “улучшить конкуренцию на рынке, увеличить инвестиции благодаря равным условиям и прозрачным правилам, создать новые рабочие места для людей”.
Кроме того, по ожиданиям министра законопроект после второго чтения позволит:
-
обеспечить развитие пассажирских речных перевозок, в том числе международных;
-
стимулировать судостроение и восстановление украинских предприятий;
-
либерализовать рынок, допустив суда под иностранным флагом, и стимулировать международную торговлю;
-
провести дерегуляцию отрасли путем введения бесплатного прохождения шлюзов и частичного освобождения судов внутреннего плавания от сборов в морских портах;
-
упростить административные процедуры при регистрации судов и выдачи квалификационных документов;
-
имплементировать европейские нормы и привести украинское законодательство в соответствие с европейским.
Однако есть и противоположное мнение, по которому закон таит в себе множество “подводных камней”, таящих угрозу и отрасли, и государству в целом.
Этот законопроект Рада приняла за основу в апреле с.г. Критики тогда заявляли, что принимать закон в предложенном виде категорически нельзя, поскольку его реализация приведет к экологической катастрофе на внутренних водах и расцвету “черного рынка” водных перевозок.
Также говорилось, что может произойти узаконивание расхищения недр и схем контрабанды горючего иностранным флотом, что в итоге создаст угрозу всей речной логистике и безопасности страны.
Подробнее: Рада приняла за основу вредный для Украины законопроект о внутреннем водном транспорте
Фото: УНИАН