9 декабря 2019 года в Париже состоялся саммит лидеров Украины, России, Франции и Германии в формате “нормандской четверки” (“N4”). По его итогам, в частности, было решено запустить процесс обмена пленными, чтобы до конца года обменять их “всех на всех”, а также обеспечить бессрочное прекращение огня на линии разграничения между подконтрольными Украине и сепаратистам территориями. В то же время, политические вопросы, связанные с мирным урегулированием на Донбассе, не были разрешены. По этому поводу мнения в украинском политикуме разделились.
КиевVласть собрала реакции на итоги прошедшего саммита представителей парламентских фракций.
Глава Верховной Рады (ВР) Дмитрий Разумков убежден, что встреча лидеров “Нормандской четверки” в понедельник в Париже сдвинула с мертвой точки вопрос урегулирования войны на востоке Украины, “который последние годы находился в состоянии комы”.
“Я надеюсь, что это действительно даст возможность вернуть временно оккупированные территории, и через некоторое время мы сможем говорить о том, что выполнены все задачи и позиции, которые были упомянуты и президентом, и его командой”, – заявил Разумков.
Заместитель главы фракции “Слуга народа” Евгения Кравчук считает, что на встрече N4 Украина начала путь к миру на своих условиях.
“Впереди много работы – в том числе, дипломатической – через 4 месяца состоится новый саммит в рамках Нормандского формата. Россия не перестала быть агрессором. Но продвижение к миру на собственных условиях Украина начала”, – высказалась Кравчук на своей странице в Фейсбуке во вторник.
Она подчеркнула, что президент Владимир Зеленский не перешел за “красные линии” и не пошел “на уловки Кремля о разведении сил по всей линии разграничения”, “на путинские условия – внести особый статус Донбасса в Конституцию”. “Даты выборов на Донбассе нет – а это означает, что до восстановления контроля над границей мы проводить выборы не будем”, – уверяет Евгения Кравчук.
В “Оппозиционной платформе – За жизнь” (“ОПЗЖ”) , в свою очередь, считают, что говорить о победе Украины в переговорах N4 можно будет только тогда, когда президент “проявит политическую волю” и заявит о неукоснительном выполнении Минских соглашений. Об заявил кум президента РФ Владимира Путина, председатель политсовета “ОПЗЖ” Виктор Медведчук.
“Я считаю, что Украина должна добиться одного – мира. В Украине идет вооруженный конфликт, идут боевые действия, их надо прекратить. Нужен мир… Ради достижения этого мира есть один сценарий – через реализацию Минских соглашений. Вот путь к миру. Других путей я не знаю. И для того, чтобы этого мира добиться, надо проявить господину Зеленскому и его команде политическую волю”, – заявил Медведчук.
В противоположном идеологическом лагере парламента высказали мнение, что встреча лидеров стран “Нормандской четверки” в Париже не ознаменовалась принятием существенно влияющих на разрешение конфликта на Донбассе решений, поскольку для президента России на саммите главным был газовый вопрос, а не тема разрешения конфликта. Так считает сопредседатель фракции “Европейской солидарности” в ВР Ирина Геращенко.
“Безусловно, важная встреча нормандской четверки после 3-летнего перерыва не стала исторической. Не произошло ни зрады, ни перемоги. Ни подписания мира, ни капитуляции. И скорее, это хорошо для Украины на данном этапе”, – поделилась мыслями в Facebook Геращенко (в 2014-2019 годах она была уполномоченной президента Петра Порошенко по мирному урегулированию на Донбассе и экс-представителем Киева в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы (ТКГ) на переговорах в Минске”.
Валентин Наливайченко (ВО “Батькивщина”) считает, что Владимир Зеленский в ходе переговоров прежде всего должен был снять с повестки дня вопрос о “формуле Штайнмайера”, но он не смог этого сделать.
“Удалось не Украине, а Германии и Франции, при поддержке России, внедрить в тело вчерашних договоренностей … “формулу Штайнмайера”. Она четко прозвучала и из уст Меркель, и из уст Макрона, и поддержана была Путиным. Что это означает для Украины? Теперь Зеленскому надо разъяснять, прежде всего, украинцам, как эту “формулу Штайнмайера” применять”, – сказал Наливайченко.
“Очевидно, надо было сначала добиваться мира, контроля над границей и так далее, а не получать еще к “формуле Штайнмайера”, досрочным выборам и Минским договоренностям 2015 года, которые теперь ему выполнять, еще и газовые переговоры, – считает соратник экс-премьера Юлии Тимошенко. – Позитив это или негатив – мы пока не знаем. Позитив или негатив – мы не можем оценивать, пока не узнаем какой-либо конкретики. Но этот факт произошел. Нужно это было делать и усилило ли это позицию Украины? У меня ответ очевиден: очевидно – это ослабило позицию президента Зеленского”.
Лидер партии “Голос” также не высказал особого восторга от итогов N4. “Мы все озвучили президенту (Владимиру Зеленскому – KV) “красные линии”. Он озвучил их на пресс-конференции (по итогам саммита в Париже – KV). Путин не обратил на них никакого внимания. Это – сухой остаток Норманди”, – прокомментировал Вакарчук в Twitter результаты парижской встречи.
Вакарчук, однако, добавил: “Хорошо, что договорились об обмене заложников. И о прекращении огня. Это единственное, что сейчас будет иметь значение. Посмотрим, как эти договоренности будут выполнены”.
Как информировала KV, 9 декабря с.г. президент Владимир Зеленский с лидерами России, Франции и Германии в формате т.н. “нормандской четверки” провел переговоры в Париже на тему урегулирования ситуации на Донбассе.
Это была шестая подобная встреча “четверки”, и первая с участием Владимира Зеленского как главы государства (для французского лидера, кстати, тоже).
По итогам N4 стало известно, что стороны договорились об обмене удерживаемых лиц “всех на всех” до конца года, о полном бессрочном прекращении огня, об имплементации “формулы Штайнмайера” в украинское законодательство и о продлении действия закона об “особом статусе” Донбасса. Не договорились – о контроле над российско-украинской границей в районе ОРДЛО и условиях проведения местных выборов на Донбассе.