“Слуги народа” предлагают со следующего года запретить получать право постоянного пользования землей

“Слуги народа” предлагают со следующего года запретить получать право постоянного пользования землей

В Верховной Раде (ВР) зарегистрирован законопроект, который на будущее исключает возможность получать право постоянного пользования земельными участками гражданами и юрлицами. Авторы проекта закона (в том числе – глава профильного комитета ВР Николай Сольский, на фото) считают, что этот институт права устарел, “оброс” коррупционными схемами и должен быть упразднен.

Об этом KV стало известно из законопроекта №5385 “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно отмены института права постоянного пользования земельными участками”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Исключив возможность приобретать права постоянного пользования (ПП) земельными участками (для любых лиц – как физических, так и юридических), законодатель предлагает установить такой порядок переоформления существующих прав ПП на другие имущественные права:

  • государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации автоматически, в силу закона (если и когда он будет принят) приобретают право оперативного управления и хозяйственного ведения на земельные участки, находившиеся в них на праве ПП;

  • физлица и юрлица частного права получат право переоформить ПП на право аренды сроком на 50 лет и смогут выкупить земельный участок с 30-летней рассрочкой платежа.

При этом, распоряжаться землей на правах оперативного управления и хозяйственного ведения можно будет с оговорками.

Во-первых, землю, находящуюся в оперативном управлении отчуждать будет нельзя. Это же касается и земельных участков лесного фонда, природно-заповедного и другого природоохранного назначения.

Во-вторых, продавать участки земли (или отдавать их под залог) можно будет лишь в случае, если право пользования было приобретено по гражданско-правовым договорам, а не получено бесплатно от государства или территориальной общины.

А если и продавать – то только на земельных торгах и не иначе, как по согласованию с органами местной или государственной власти, к сфере управления которыми относится субъект постоянного пользования землей (если речь идет о юрлице, а это в случае с правом ПП, как правило, именно коммунальные или государственные предприятия).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Согласно законопроекту, земельные участки ПП не могут быть предметом мены или дарения. Единственный альтернативный купле-продаже вариант – аренда (кроме установления земельных сервитутов).

Что касается аренды, здесь также прописаны условия: 

  • срок аренды не должен превышать 3 лет (а по земельным участкам сельскохозяйственного назначения – не более 7 лет);

  • передача в аренду осуществляется исключительно через земельные торги (кроме передачи земельного участка в аренду владельцу расположенных на ней зданий, сооружений).

При этом, у арендатора не будет права на получение от арендодателя возмещения расходов на охрану и улучшение земельного участка, а также преимущественного права на приобретение участка в собственность.

Нельзя будет передать в аренду землю для строительства, добычи полезных ископаемых, создания искусственных водоемов, а также передавать участок в субаренду.

Проект закона разрешает государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям приобретать земельные участки по гражданско-правовым договорам. Но запрещает сельхозпредприятиям этих видов собственности иметь земельные участки на праве хозяйственного ведения (кроме земель, необходимых для строительства и обслуживания сельскохозяйственной недвижимости и земель, которые были получены в постоянное пользование до вступления в силу этого закона).

Читайте: Центральный парк Киева получит 26,7 га земли

Как сказано в Пояснительной записке к законопроекту №5385, право ПП земельными участками как институт существует еще с советских времен. До 2002 года, когда вступил в силу новый Земельный кодекс, право ПП могло принадлежать юридическим лицам всех форм собственности и гражданам, но затем оно было ограничено только предприятиями, учреждениями и организациями, которые принадлежат к государственной и коммунальной собственности. А граждан и юрлиц, уже имеющих в постоянном пользовании земельные участки кодекс обязал переоформить это право на право собственности или право аренды на них. 

Но эта норма спустя несколько лет была признана неконституционной, что породило массу проблем: тысячи граждан и юрлиц, которые приобрели право ПП землей до 2002 года, с одной стороны, по Земкодексу уже не могут быть субъектами такого права, а с другой – это не является основанием для прекращения их права.

“Такая ситуация вызывает многочисленные конфликты землепользователей с органами власти. В частности, указанным физическим и юридическим лицам массово отказывают во внесении сведений о земельных участках в Государственный земельный кадастр, государственной регистрации права постоянного пользования”, – говорится в записке. 

Кроме того, “существует немало проблем в пользовании земельными участками на праве постоянного пользования юридическими лицами государственного и коммунального сектора экономики. (…) На постоянного пользователя возложена обязанность по самостоятельному хозяйствованию на земельном участке. Субъект права постоянного пользования лишен возможности передавать земельный участок в пользование третьим лицам, использовать ее как объект залога для получения кредитных ресурсов. Однако практика показывает, что указанные запреты часто не соблюдаются”. 

“Очень распространенным явлением в Украине является заключение “квази-договоров аренды земли” под видом договоров о совместной деятельности, общей обработке, инвестиционных договоров, которые фактически являются скрытыми договорам аренды. (…) Все указанные договоры заключаются и выполняются “в тени”, средства от “арендной платы” часто оплачиваются наличными руководству предприятий, бюджеты не получают средств по налогообложению указанных операций”, – пишут авторы законопроекта.

Читайте: ГП “Пресса” получило землю в Киеве

Они указывают и на коррупционные риски, связанные с запретом продавать землю, находящуюся в постоянном пользовании. Дело в том, что “Значительное количество государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций имеют в постоянном пользовании земельные участки, которые, с одной стороны, не являются необходимыми для их хозяйственной деятельности, но с другой – являются инвестиционно привлекательными”. 

В частности, это касается земель в пределах крупных городов, которые можно было бы использовать под застройку. 

“Не имея законодательно установленного права продавать эти земельные участки, указанные субъекты (права постоянного пользования – *КВ) массово применяют различные “серые схемы” по скрытой продаже этих участков путем предоставления возможностей строительства на их землях частным структурам (например, строительства многоквартирных домов с предоставлением государственному предприятию или учреждению небольшого процента квартир в нем). При этом средства или стоимость имущества, которое получает субъект права постоянного пользования результате таких действий намного меньше по сравнению со средствами, которые он мог получить при легальной продажи или хотя бы аренды земельного участка”, – указывается в Пояснительной.

Следующей проблемой, связанной с институтом права ПП, “является постоянное расширение перечня возможных субъектов. Если в первоначальной редакции статья 92 Земельного кодекса Украины предоставляла возможность приобретать право постоянного пользования только государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, то сегодня, в результате многочисленных бессистемных изменений в Земельный кодекс Украины это право также было предоставлено: общественным организациям лиц с инвалидностью Украины, их предприятиям (объединениям), учреждениям и организациям; религиозным организациям Украины для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности; учебным заведениям независимо от формы собственности и некоторым другим лицам”.

Главной причиной указанных изменений, по мнению инициаторов проекта закона, является “попытка получить от государственных и территориальных общин земельные участки бесплатно и без проведения земельных торгов”. 

“Учитывая изложенное, существует потребность в трансформации права постоянного пользования землей для государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций в современные правовые титулы, которые давали бы возможность более эффективного использования земельных ресурсов. Наряду с этим, для юридических лиц частного права должна быть отменена возможность обхода земельных торгов из-за получения земельных участков на праве постоянного пользования”, считают Сольский и его коллеги из авторского коллектива.

Они полагают, что его принятие позволит увеличить доходы местных бюджетов от арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, даст госпредприятиям и КП дополнительные инструменты по привлечению инвестиций и уменьшит “коррупцию в сфере управления земельными участками государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций”.

Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2022 года.

Читайте: Столичная прокуратура требует вернуть учебному заведению землю стоимостью более 4 млн гривен

Фото: “АгроНьюс”

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Banner
QlU7mDx4