Монобольшинство “Слуги народа” в Раде отложило в сторону Избирательный кодекс, пока нет единства в вопросе о “мажоритарке”. Верховная Рада (ВР) с подачи президентской фракции продолжила срок подготовки к рассмотрению кодекса законов о выборах, в муках тысяч поправок принятого предыдущим созывом, но заветированного и возвращенного в парламент Владимиром Зеленским. Камень преткновения – возможность стать народным депутатом не по партийной указке, а самостоятельно.
Об отсрочке рассмотрения второй сессией ВР IX созыва пропозиций президента Владимира Зеленского относительно ранее принятого Радой VIII созыва законопроекта №0978 KV стало известно в ходе вечернего пленарного заседания парламента 3 октября.
Многострадальный избирательный кодекс был подан в Раду еще осенью 2015 года, но был принят только в конце каденции предыдущего созыва Рады, подписан тогдашним спикером Андреем Парубием, но после июльских внеочередных парламентских выборов ветирован президентом Владимиром Зеленским.
После вынесения законопроекта в сессионный зал 3 октября выяснилось, что профильный парламентский комитет считает необходимым продолжить работу над избирательным кодексом сверх того времени, которое отводится.
После дебатов по этому поводу большинством голосов (270 – “за”) было принято проект постановления №0978/П “О сроке рассмотрения Верховной Радой Украины Избирательного кодекса Украины (регистр. №0978), возвращенного с предложениями президента Украины”.
Вице-спикер Руслан Стефанчук, говоря о необходимости временно отложить рассмотрение кодекса, настаивал на необходимости тщательной проработки вопросов выборов, влияющих на судьбу выборных органов страны.
На том же настояла и Алина Загоруйко – зампред парламентского комитета по вопросам по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления (она же руководит подкомитетом, занимающимся выборами, референдумами и другими формами “прямой демократии”).
Загоруйко сказала, что с момента получения президентских пропозиций к Избирательному кодексу нужно целых три месяца (90 дней), чтобы все взвесить и принять либо отклонить с учетом пропозиций нардепов.
Депутаты, не относящиеся к партии власти, протестовали, мол, кодекс упраздняет мажоритарку, и требовали сохранить в будущем законе норму об одномандатных округах, приводя в пример самих “слуг народа”: у них, мол, 60% фракции составляют именно мажоритарщики, которые не смогли бы стать парламентариями при новом избирательном кодексе. В итоге, его рассмотрение все же отложили.
Читайте: Зеленский ветировал Избирательный кодекс и вернул его в Раду на доработку
Напомним, в середине сентября президент Владимир Зеленский вернул в парламент принятый 11 июля с.г. Избирательный кодекс, согласно которому выборы народных депутатов Украины проводятся на основе пропорциональной системы по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий.
Новый кодекс предусматривал применение избирательной системы с открытыми списками кандидатов в народные депутаты.
Аналогично должны были выбираться депутаты ВР Автономной Республики Крым, облсоветов и горсоветов городов, в которых количество избирателей превышает 90 тыс. человек.
Кроме того, кодекс регулировал выборы мэров городов, глав поссоветов, сельсоветов, горсоветов городов с количеством избирателей менее 90 тыс. и райсоветов.
В частности, президент указал, что в Избирательном кодексе фактически сохранялась составляющая, характерная для пропорциональной избирательной системы с закрытыми, а не открытыми списками.
11 июля 2019 года на заседании ВР в последний пленарный день прошлого созыва, после многократных попыток проголосовала во втором чтении и в целом проект Избирательного кодекса, который вводит пропорциональную систему парламентских выборов по открытым спискам.
Избирательный кодекс должен был вступить в силу с 1 декабря 2023 года.
В конце августа тогдашний спикер Рады Андрей Парубий подписал кодекс, предусматривавший, в частности, такие новации::
-
проведение парламентских выборов в 27 избирательных регионах при проходном барьере в 5%;
-
два типа списков от каждой партии: единый список кандидатов в общегосударственном избирательном округе и списки кандидатов в соответствующих избирательных регионах, из которых будет формироваться единый список кандидатов;
-
голосование в избирательных регионах за соответствующие региональные списки, а не единый список кандидатов.
Прошлый парламент предлагал также определять избирательную квоту партии в парламенте делением количества всех голосов в общегосударственном округе за все региональные списки партий, преодолевших избирательный барьер, на конституционный состав Рады (450 человек). После этого Центральная избирательная комиссия (ЦИК) определяла бы количество мандатов, которые будет получать каждый региональный список партии, а для этого – количество поданных за него голосов в избирательном регионе нужно было бы разделить на избирательную квоту и полученное число округляется до целого числа. Эти мандаты получили бы кандидаты от партии, которые получили бы в свою поддержку наибольшее количество голосов избирателей региона.
Читайте: Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс Украины
Фото: “Ракурс”