Несмотря на то, что власти Киева уже несколько лет обещают прохладу в общественном транспорте, массовой установки кондиционеров в трамваях и троллейбусах ждать не стоит.
В 2010 году на весь город был всего 1 троллейбус с кондиционером, курсировал по маршруту № 18. Сегодня по столице ездят еще и 11 “прохладных” автобусов.
“Первый автобус с кондиционером поехал по маршруту № 62 (Ботанический сад – Контрактовая площадь). Но особого эффекта нет. За время поездки от одной остановки до другой температура понижается на 2-3 градуса, а затем в открытую дверь снова попадает горячий воздух, – сообщил “Комсомолке” инженер КП “Киевпастранс” Юрий Бомбандеров. – Сегодня на Оболони и Троещине курсируют 10 автобусов с кондиционерами. Мы и дальше планируем их закупать по мере возможности”.
Главная проблема – в деньгах. “Холодный” троллейбус стоит на 10% дороже обычного, автобус – на 7-8%. Европейский опыт, по словам Бомбандерова, подсказывает, что в салоне кондиционеры ставить не стоит, а вот в кабине у водителя нужно устанавливать увлажнители воздуха.
До 2012 года мэрия купит 185 автобусов и столько же троллейбусов, на это выделено почти 50 миллионов евро. Но в отличие от Харькова и Донецка, где местная власть прикупила полсотни машин с кондиционерами и видеокамерами, в столичной администрации предпочли белорусского МАЗа, в базовой комплектации которого охлаждения салона не предусмотрено.
“Нафаршированые” ЛАЗы стоят по 3 миллиона за штуку, в то время, как МАЗ обойдется всего лишь в 1,5 млн. Белорусы готовы за дополнительные 8 тыс. долларов США поставлять нам уже оснащены кондиционерами автобусы. Но в мэрии решили на такие “мелочи” не тратиться.
Что касается транспорта, который уже ездит по столице, то его можно охладить – было бы желание и возможности. Так, на Львовском автозаводе отмечают: дешевле заказать автобус или троллейбус уже с охлаждающей системой. “Но мы можем и уже купленные машины оборудовать, в этом нет ничего сложного”, – уверяют представители завода.
Как выяснилось, ни один из поездов столичного метро не оснащен кондиционером. В пресс-службе Киевского метрополитена отмечают: он там особо и не нужен – в старых вагонах и без того нормально продувает салон, а вот в новых поездах у нас установлена принудительная система вентиляции. Что касается новых закупок, то пока трудно сказать, будут ли там установлены системы кондиционирования – это очень дорого и не по карману городу.