На протяжении 2014 года в Министерстве инфраструктуры планируют установить в общественных местах 7 дефибрилляторов. Они появятся в аэропортах “Борисполь”, “Днепропетровск” и “Луганск”. В то же время ни правительство, ни городские власти в очередной раз не запланировали на год установку дефибрилляторов на вокзалах, автовокзалах и в метро, оставив на минимуме для пассажиров возможность выжить в случае остановки кровообращения (сердца).
Согласно Закону Украины “Об экстренной медицинской помощи” автомобиль скорой помощи в городе должен приезжать по вызову в течении 10 минут, а в сельской местности – за 20 минут. Такие короткие сроки не помогают спасти человека при остановке кровообращения. По мнению врачей, если “скорая” приедет через 10 минут, то шансы выжить у пациента менее 1%. Остановка дыхания приводит к тому, что в крови снижается количество кислорода, необходимого для любой клетки. При комнатной температуре кора головного мозга погибает без кислорода в течение 6 минут. При проведении реанимационных мероприятий самыми необходимыми считаются первых пять “золотых” минут.
Дефибрилляторы в общественных местах могут спасти человека до приезда бригады “скорой”. “По данным судебно-медицинской экспертизы в 2012 году в Украине от внезапной остановки сердца умерло 72 тыс. человек. Из них 30 тыс. человек в возрасте от 18-60 лет. Они не доехали до больницы. В европейских странах такие показатели были лет 20 назад”, — рассказывает АЖИ глава правления ОО “Всеукраинский совет реанимации и экстренной медицинской помощи”, к.м.н Виталий Крылюк.
На сегодня в Украине в общественных местах установлено 18 дефибрилляторов (все в аэропортах). Кроме того, оборудованы дефибриллятором медцентр ГП “Николаевский морской торговый порт” и медпункты железнодорожных вокзалов областных центров и крупных узловых станций.
Однако для того, чтобы воспользоваться дефибриллятором из медпункта, необходимо потратить немалое количество времени на вызов дежурного фельдшера. Нужно найти дежурного по станции, который обратится в медпункт и если фельдшер на месте, то через некоторое время, преодолев нужное расстояние, он сможет оказывать первую медицинскую помощь.
На станциях же метрополитена медпунктов нет вообще и все серьезные жалобы направляются на 102. За 2013 год на станции киевского метрополитена (на платформы, в вестибюли, кассовые залы) было сделано 165 вызовов. По мнению врачей “скорой”, такая статистика явно занижена. Но, чтобы добраться до пациента, который находится на платформе метро, может понадобиться больше времени, чем необходимо для его спасения. На некоторых станциях только спуск занимает более четырех минут. При этом Правила метрополитена запрещают бежать по эскалатору, а наши врачи, к сожалению, зачастую прилежно выполняют это правило, не спеша на вызов. Помочь на станциях метро пострадавшему некому, да и нечем.
Примечательно то, что метрополитен даже не ведет учет данных по смертности. По их данным за последний год на станциях умер всего один человек от несчастного случая. В свою очередь Департамент здравоохранения КГГА утверждает, что за 2013 год было 4 таких случая. На самом же деле количество смертей в метро кардинально отличается от этих данных. Только в СМИ за последний год были публикации о более, чем 5 смертей на станциях метро. Несмотря на глобальную проблему смертности в общественных местах ни один орган не ведет соответствующую статистику, не обращая внимания на эту проблему.
В странах Европы, а также в других развитых странах широко используется практика оснащения дефибрилляторами таких общественных мест, как: метро, супермаркеты, остановки общественного транспорта, учебные заведения, спортивные комплексы, заправочные станции и места большого скопления людей. В соседней Росси в прошлом году уже инициировали процесс оборудования всех станций метро дефибрилляторами.
Чтобы оснастить все киевские станции метро автоматическими дефибрилляторами хорошего качества понадобится порядка 1 млн. грн. Но столичный бюджет на этот год не предусмотрел такую статью расходов. Впрочем, в Киеве такой вопрос еще даже не поднимался.
По подсчетам Центра экстренной помощи и медицины катастроф, стоимость человеческой жизни в Украине составляет от 380 до 560 тыс. дол. Исходя из таких расчетов, потери экономики Украины в 2012 году от смертей вследствие внезапной остановки сердца составили от 80,4 до 118,4 млрд грн.
“Особого обучения , чтобы пользоваться автоматический дефибриллятором, не нужно. Он предназначен не для медиков, а для прохожих, которые совсем не разбираются в медицине. На курсах достаточно рассказать, когда необходимо использовать аппарат, куда прикладывать электроды и меры безопасности. Дефибриллятор самотестируется и дальше пошагово говорит, что делать. К пациенту нельзя прикасаться, когда дефибриллятор проводит оценку ритма. Прибор сам решает, нужна ли дефибрилляция и потом после его команды нужно нажать на одну единственную кнопку”, — рассказывает врач неотложных состояний, инструктор Центра специальной подготовки украинской службы спасения Ярослав Вус.
Логично, что обеспокоиться задачей установки дефибрилляторов должно не только государство, но и работодатель. В Европе существует стандарт, что 1 из 20 работающих человек умеет оказывать первую помощь. Эксперты считают, что при условии, когда 10% населения страны владеет навыками оказания домедицинской помощи, летальность снижается на 20%.
Система образования в Украине тоже якобы предусматривает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Все учебные заведения: школы, университеты, колледжи и даже автошколы обязаны обучить каждого ученика/студента оказывать первую помощь в экстренной ситуации. Но на практике этому никто не учит. А чтобы обучить одного человека правильно оказывать первую помощь, необходим 1 день. В результате, десятки тысяч жизней можно было бы спасать каждый год.