Министерство образования и науки Украины утвердило методические рекомендации по оценке результатов обучения учащихся 1-4 классов. На замену обобщенной балльной оценке учебных достижений учащихся предлагается использовать вербальную оценку, которая кроме оценочного суждения о достижении ученика может еще называть и уровень результата обучения.
Об этом KV стало известно из сообщения пресс-службы Министерства образования и науки Украины.
Как сообщается, утвержденные министерством методические рекомендации определяют подходы оценки результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения.
Одной из ключевых изменений в оценке является подход к выражению оценки. На замену обобщенной балльной оценке учебных достижений учащихся по предмету или курсу предложено использовать вербальную оценку отдельных результатов обучения ученика, которая кроме оценочного суждения о достижении может еще называть и уровень результата обучения.
Согласно сообщению, рекомендации вводят понятие вербальной оценки (оценочное суждение) и уровневой оценки (оценочное суждение с указанием уровня результата). Вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно. Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами – “начальный” (П), “средний” (С), “достаточный” (Д), “высокий” (В).
Результаты оценки объективных результатов обучения в 1-2 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой, в 3-4 классах – или вербальной или уровневой оценкой по выбору учреждения образования.
Рекомендации также содержат Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов. Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания и призвана помочь формировать оценочные суждения и определять уровень результата обучения.
Отмечается, что учреждение образования может разрабатывать и фиксировать общие положения по оценке результатов обучения учащихся в образовательной программе и конкретизировать их в части положения о внутренней системе обеспечения качества образования. Особенности организации оценивания в определенном классе могут инициироваться учителем и быть утвержденным на заседании педагогического совета учреждения.
В рекомендациях отмечается, что оценка является конфиденциальной информацией, доступной только для ученика/ученицы и его/ее родителей (или лиц, их заменяющих).
Согласно Государственного стандарта начального образования, получение данных, их анализ и формулирование суждений о результатах обучения учащихся осуществляют в процессе:
- формирующей оценки, цель которого – отслеживание личностного развития учащихся и освоения учебного опыта;
- итогового оценивания, цель которого – соотнести учебные достижения учащихся с обязательными/ожидаемыми результатами обучения, определенными Госстандартом или образовательной программой.
Рекомендуется учитывать, что формирующая оценка начинается с первых дней обучения в школе и продолжается постоянно. Для эффективности формирующего оценивания рекомендуется придерживаться алгоритма деятельности учителя во время его организации:
- формулировка объективных и понятных для учащихся учебных целей;
- определение вместе с учениками критериев оценки;
- формирование субъектной позиции учащихся в процессе оценки;
- создание условий для формирования умения учащихся анализировать собственную учебную деятельность (рефлексия)
- корректировка совместно с учениками подходов к обучению с учетом результатов оценки.
Объектом итогового оценивания являются результаты обучения учащихся за год. Во время такой оценки рекомендуется сопоставлять учебные достижения учащихся с ожидаемыми результатами обучения, определенными в образовательных программах учреждений с учетом ориентировочной рамки оценивания.
Согласно сообщению, основой для итогового оценивания могут быть результаты выполнения тематических диагностических работ, записи оценочных суждений о результатах обучения, зафиксированные на носителях обратной связи с родителями, наблюдение учителя в процессе формирующего оценивания. Итоговую оценку за год рекомендуется определять с учетом динамики достижения того или иного результата обучения.
Напомним, в Киеве сформированы 1065 первых классов и зачислены почти 30 тысяч первоклассников. Столичные власти недавно заявляли, что в школах осталось еще более 2,5 тысяч для будущих первоклассников.
Фото: “Укринформ”.