Верховная Рада (ВР) приняла за основу с подальшей доработкой ко второму чтению законопроект, регулирующий деятельность коллекторских компаний. Им будет запрещены надоедливые звонки в режиме “хард-дозвона”, ночные звонки, общение с родственниками и друзьями должников, если они не дали на это предварительного согласия. Следить за коллекторами предлагается Нацбанку.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 27 января 2021 года.
Законопроектом, в частности, дается определение таких терминов как “урегулирование просроченной задолженности” и “коллекторская компания”. Предлагается установить определенные требования к коллекторам при урегулировании просроченной задолженности. Документ также предлагает установить требования к процессу общения коллекторов с потребителями при урегулировании вопроса долгов.
В первом чтении 355 народных депутатов поддержали законопроект №4241 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности”.
Отметим, в декабре 2019 года ВР уже приняла за основу другой законопроект, касающийся регулирования коллекторской деятельности, который ожидает второго чтения уже больше года. Речь о документе №2133 авторства лидера фракции ВО “Батькивщина” Юлии Тимошенко и ее коллег по фракции.
Автор же законопроекта №4241 – областной депутат-мажоритарщик Ольга Василевская-Смаглюк (96 округ Киевщины).
Читайте: Рада поддержала законопроект о защите должников от коллекторов
По законопроекту Василевской-Смаглюк, урегулирование просроченной задолженности – это “меры, направленные на погашение во внесудебном порядке задолженности потребителя, который просрочил выполнение денежного обязательства (просроченной задолженности) по договору о потребительском кредите или иному договору”.
Коллекторская компания – “юридическое лицо (в том числе финансовое учреждение), которое в интересах кредитодателя и / или нового кредитора в соответствии с договором с таким кредитодателем и / или новым кредитором осуществляет урегулирование просроченной задолженности и включено в Реестр коллекторских компаний”.
Реестр коллекторских компаний – “реестр, который ведется Национальным банком Украины и содержит сведения о коллекторских компаниях, которые осуществляют урегулирование просроченной задолженности в соответствии с договором с кредитодателем и / или новым кредитором”.
Национальный банк Украины (НБУ) здесь фигурирует, поскольку именно НАБУ в сфере потребительского кредитования предлагается наделить правом устанавливать требования к кредитодателям, новым кредиторам, коллекторским компаниям и их деятельности. Нацбанк также должен будет осуществлять надзор за их деятельностью.
Читайте: НАПК видит в законопроекте о коллекторской деятельности возможность для коррупционных правонарушений
В проекте закона указывается, что кредитодатель не имеет права привлекать коллекторскую компанию для урегулирования просроченной задолженности, если условиями договора о потребительском кредите не предусмотрено такое право кредитодателя.
“Взаимодействие с потребителем” коллекторской компании при урегулировании просроченной задолженности может происходить с помощью телефона, видеосвязи, личных встреч, а также путем передачи текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации, направление почтовых отправлений по месту жительства или пребывания или по месту работы физического лица с пометкой “Вручить лично”.
При этом, коллекторской компании запрещается обрабатывать персональные данные третьих лиц, которые не дали согласие на их обработку, в том числе близких лиц должника. Также запрещается:
-
“осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, других лиц, а также ставят под угрозу его жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать угрозы, шантаж, осуществлять незаконные или неправомерные действия и / или оскорблять личное достоинство потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя и / или других лиц”;
-
вводить в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят в случае невыполнения условий договора;
-
взаимодействовать с потребителем и другими лицами в период с 20:00 до 8:00;
-
взаимодействовать с потребителем и другими более двух раз в сутки, кроме случаев их согласия на взаимодействие чаще;
-
скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление потребителю;
-
использовать функцию (сервис) автоматического дозвона до потребителя в течение более 60 минут в сутки;
-
использовать на конвертах или сообщениях изображения, которые могут быть восприняты как такие, что содержат угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи “исполнительной документ”, “решение о взыскании”, “уведомление о выселении” и т.д., а также использовать названия органов государственной власти и лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений (государственные исполнители, частные исполнители и т.д.);
-
“любым образом сообщать третьим лицам – лицам, не являющимся сторонами договора, кроме представителя, наследника, поручителя и имущественного поручителя, другого лица, взаимодействие с которым предусмотрено договором о потребительском кредите и которое дало согласие на такое взаимодействие, о задолженности потребителя или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что последним станет или может стать известна информация о задолженности потребителя, кроме случаев взаимодействия с представителем потребителя, который представляет его интересы в вопросе урегулирования просроченной задолженности и в других вопросах, связанных с просрочкой задолженности, или лицом, в отношении которого потребителем дано согласие на передачу ему информации о наличии просроченной задолженности”;
-
требовать от близких лиц потребителя, его представителя, наследника, поручителя или имущественного поручителя, а также его работодателя и / или других лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности, “если иное не предусмотрено договором или законом”;
-
требовать погашения задолженности иным способом, чем это предусмотрено законом или договором;
-
взаимодействовать с потребителем, если он письменно, путем предоставления всех подтверждающих и надлежащим образом оформленных документов сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель.
Читайте: ВР запретила до 2022 года выселять из жилья должников по валютным ипотечным кредитам
В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, НБУ “адекватно совершенному нарушению” имеет право применить меры воздействия, к которым относятся:
-
“письменное предостережение кредитодателю, новому кредитору и / или коллекторской компании с требованием об устранении выявленного нарушения и / или принятия мер по недопущению такого нарушения в дальнейшей деятельности (письменное предостережение)”;
-
наложение штрафа на кредитодателя, нового кредитора и / или коллекторскую компанию;
-
временный запрет коллекторской компании на осуществление урегулирования просроченной задолженности;
-
исключение сведений о коллекторской компании из Реестра коллекторских компаний в случае;
-
временное приостановление или отзыв (аннулирование) лицензии кредитодателя – небанковского финансового учреждения, нового кредитора – небанковского финансового учреждения на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг.
В то же время, решение Нацбанка о применении меры воздействия может быть обжаловано в судебном порядке. Но такое обжалование, по законопроекту, не останавливает выполнения решения НБУ.
Читайте: “Киевводоканал” нанял коллекторов для “выбивания” долгов
В пояснительной записке констатируется, что деятельность коллекторских компаний в Украине до сих пор остается неурегулированной на законодательном уровне должным образом. При этом, на сегодня в Украине насчитывается более 200 таких компаний.
“Вопрос законодательного урегулирования взаимодействия с должником при возвращении просроченной задолженности является крайне актуальным и требует немедленного решения, в частности, путем введения четких правил поведения как для кредиторов, так и для коллекторов при урегулирования проблемной задолженности с потребителями”, – пишет Василевская-Смаглюк.
Она напоминает, что коллекторская деятельность нередко граничит с нарушениями законодательства, включая уголовно наказуемые деяния: “Для побуждения должников, которые просрочили возврат долга, (…) коллекторы довольно часто прибегают к психологическому давлению на них и членов их семей, применяя при этом жесткие, а иногда и противоправные методы. Это является пренебрежением человеческим достоинством, вторжением в частную жизнь лица и нарушением прав и свобод человека, которые защищаются Конституцией и законами Украины”.
“Принятие законопроекта позволит усовершенствовать действующее законодательство по урегулированию просроченной задолженности, исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечить защиту прав потребителей-должников при урегулировании просроченной задолженности”, – говорится в “Пояснительной”.
Читайте: На Киевщине обезвредили банду “коллекторов” (фото)
Фото: “Главком”