ВР одобрила рамки деятельности коллекторских компаний, это уже второй принятый Радой за основу подобный проект

ВР одобрила рамки деятельности коллекторских компаний, это уже второй принятый Радой за основу подобный проект

Верховная Рада (ВР) приняла за основу с подальшей доработкой ко второму чтению законопроект, регулирующий деятельность коллекторских компаний. Им будет запрещены надоедливые звонки в режиме “хард-дозвона”, ночные звонки, общение с родственниками и друзьями должников, если они не дали на это предварительного согласия. Следить за коллекторами предлагается Нацбанку. 

Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 27 января 2021 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроектом, в частности, дается определение таких терминов как “урегулирование просроченной задолженности” и “коллекторская компания”. Предлагается установить определенные требования к коллекторам при урегулировании просроченной задолженности. Документ также предлагает установить требования к процессу общения коллекторов с потребителями при урегулировании вопроса долгов.

В первом чтении 355 народных депутатов поддержали законопроект №4241 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Отметим, в декабре 2019 года ВР уже приняла за основу другой законопроект, касающийся регулирования коллекторской деятельности, который ожидает второго чтения уже больше года. Речь о документе №2133 авторства лидера фракции ВО “Батькивщина” Юлии Тимошенко и ее коллег по фракции. 

Автор же законопроекта №4241 – областной депутат-мажоритарщик Ольга Василевская-Смаглюк (96 округ Киевщины). 

Читайте: Рада поддержала законопроект о защите должников от коллекторов

По законопроекту Василевской-Смаглюк, урегулирование просроченной задолженности – это “меры, направленные на погашение во внесудебном порядке задолженности потребителя, который просрочил выполнение денежного обязательства (просроченной задолженности) по договору о потребительском кредите или иному договору”.

Коллекторская компания – “юридическое лицо (в том числе финансовое учреждение), которое в интересах кредитодателя и / или нового кредитора в соответствии с договором с таким кредитодателем и / или новым кредитором осуществляет урегулирование просроченной задолженности и включено в Реестр коллекторских компаний”.

Реестр коллекторских компаний – “реестр, который ведется Национальным банком Украины и содержит сведения о коллекторских компаниях, которые осуществляют урегулирование просроченной задолженности в соответствии с договором с кредитодателем и / или новым кредитором”.

Национальный банк Украины (НБУ) здесь фигурирует, поскольку именно НАБУ в сфере потребительского кредитования предлагается наделить правом устанавливать требования к кредитодателям, новым кредиторам, коллекторским компаниям и их деятельности. Нацбанк также должен будет осуществлять надзор за их деятельностью.

Читайте: НАПК видит в законопроекте о коллекторской деятельности возможность для коррупционных правонарушений

В проекте закона указывается, что кредитодатель не имеет права привлекать коллекторскую компанию для урегулирования просроченной задолженности, если условиями договора о потребительском кредите не предусмотрено такое право кредитодателя.

“Взаимодействие с потребителем” коллекторской компании при урегулировании просроченной задолженности может происходить с помощью телефона, видеосвязи, личных встреч, а также путем передачи текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации, направление почтовых отправлений по месту жительства или пребывания или по месту работы физического лица с пометкой “Вручить лично”.

При этом, коллекторской компании запрещается обрабатывать персональные данные третьих лиц, которые не дали согласие на их обработку, в том числе близких лиц должника. Также запрещается:

  • “осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, других лиц, а также ставят под угрозу его жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать угрозы, шантаж, осуществлять незаконные или неправомерные действия и / или оскорблять личное достоинство потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя и / или других лиц”;

  • вводить в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят в случае невыполнения условий договора;

  • взаимодействовать с потребителем и другими лицами в период с 20:00 до 8:00;

  • взаимодействовать с потребителем и другими более двух раз в сутки, кроме случаев их согласия на взаимодействие чаще;

  • скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление потребителю;

  • использовать функцию (сервис) автоматического дозвона до потребителя в течение более 60 минут в сутки;

  • использовать на конвертах или сообщениях изображения, которые могут быть восприняты как такие, что содержат угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи “исполнительной документ”, “решение о взыскании”, “уведомление о выселении” и т.д., а также использовать названия органов государственной власти и лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений (государственные исполнители, частные исполнители и т.д.);

  • “любым образом сообщать третьим лицам – лицам, не являющимся сторонами договора, кроме представителя, наследника, поручителя и имущественного поручителя, другого лица, взаимодействие с которым предусмотрено договором о потребительском кредите и которое дало согласие на такое взаимодействие, о задолженности потребителя или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что последним станет или может стать известна информация о задолженности потребителя, кроме случаев взаимодействия с представителем потребителя, который представляет его интересы в вопросе урегулирования просроченной задолженности и в других вопросах, связанных с просрочкой задолженности, или лицом, в отношении которого потребителем дано согласие на передачу ему информации о наличии просроченной задолженности”;

  • требовать от близких лиц потребителя, его представителя, наследника, поручителя или имущественного поручителя, а также его работодателя и / или других лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности, “если иное не предусмотрено договором или законом”;

  • требовать погашения задолженности иным способом, чем это предусмотрено законом или договором;

  • взаимодействовать с потребителем, если он письменно, путем предоставления всех подтверждающих и надлежащим образом оформленных документов сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель.

Читайте: ВР запретила до 2022 года выселять из жилья должников по валютным ипотечным кредитам

В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, НБУ “адекватно совершенному нарушению” имеет право применить меры воздействия, к которым относятся:

  • “письменное предостережение кредитодателю, новому кредитору и / или коллекторской компании с требованием об устранении выявленного нарушения и / или принятия мер по недопущению такого нарушения в дальнейшей деятельности (письменное предостережение)”;

  • наложение штрафа на кредитодателя, нового кредитора и / или коллекторскую компанию;

  • временный запрет коллекторской компании на осуществление урегулирования просроченной задолженности;

  • исключение сведений о коллекторской компании из Реестра коллекторских компаний в случае;

  • временное приостановление или отзыв (аннулирование) лицензии кредитодателя – небанковского финансового учреждения, нового кредитора – небанковского финансового учреждения на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг.

В то же время, решение Нацбанка о применении меры воздействия может быть обжаловано в судебном порядке. Но такое обжалование, по законопроекту, не останавливает выполнения решения НБУ.

Читайте: “Киевводоканал” нанял коллекторов для “выбивания” долгов

В пояснительной записке констатируется, что деятельность коллекторских компаний в Украине до сих пор остается неурегулированной на законодательном уровне должным образом. При этом, на сегодня в Украине насчитывается более 200 таких компаний. 

“Вопрос законодательного урегулирования взаимодействия с должником при возвращении просроченной задолженности является крайне актуальным и требует немедленного решения, в частности, путем введения четких правил поведения как для кредиторов, так и для коллекторов при урегулирования проблемной задолженности с потребителями”, – пишет Василевская-Смаглюк. 

Она напоминает, что коллекторская деятельность нередко граничит с нарушениями законодательства, включая уголовно наказуемые деяния: “Для побуждения должников, которые просрочили возврат долга, (…) коллекторы довольно часто прибегают к психологическому давлению на них и членов их семей, применяя при этом жесткие, а иногда и противоправные методы. Это является пренебрежением человеческим достоинством, вторжением в частную жизнь лица и нарушением прав и свобод человека, которые защищаются Конституцией и законами Украины”.

“Принятие законопроекта позволит усовершенствовать действующее законодательство по урегулированию просроченной задолженности, исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечить защиту прав потребителей-должников при урегулировании просроченной задолженности”, – говорится в “Пояснительной”.

Читайте: На Киевщине обезвредили банду “коллекторов” (фото)

Фото: “Главком”

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4