Верховная Рада (ВР) приняла во втором чтении законопроект, регулирующий деятельность коллекторских компаний. Документ инициировала областная мажоритарщица (96 округ Киевщины) Ольга Василевская-Смаглюк (“Слуга народа”, на фото). Документом ее авторства, в частности, запрещаются надоедливые звонки днем и ночью, а также выходить на связь с родственниками и друзьями должников, если те не хотят общаться с коллекторами.
Об этом KV стало известно в ходе внеочередного пленарного заседания ВР 19 марта 2021 года.
Законопроект №4241 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности” во втором чтении и в целом поддержали 274 народных депутатов.
Законопроект устанавливает определенные требования к коллекторам при урегулировании просроченной задолженности. Документ также предлагает установить требования к процессу общения коллекторов с потребителями при урегулировании вопроса долгов. Автор же законопроекта №4241 – областной депутат-мажоритарщик Ольга Василевская-Смаглюк (96 округ Киевщины).
По законопроекту, кредитодатель не имеет права привлекать коллекторскую компанию для урегулирования просроченной задолженности, если условиями договора о потребительском кредите не предусмотрено такое право кредитодателя.
“Взаимодействие с потребителем” коллекторской компании при урегулировании просроченной задолженности может происходить с помощью телефона, видеосвязи, личных встреч, а также путем передачи текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации, направление почтовых отправлений по месту жительства или пребывания или по месту работы физического лица с пометкой “Вручить лично”.
При этом, коллекторской компании запрещается обрабатывать персональные данные третьих лиц, которые не дали согласие на их обработку, в том числе близких лиц должника. Также запрещается:
-
“осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, других лиц, а также ставят под угрозу его жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать угрозы, шантаж, осуществлять незаконные или неправомерные действия и / или оскорблять личное достоинство потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя и / или других лиц”;
-
вводить в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят в случае невыполнения условий договора;
-
взаимодействовать с потребителем и другими лицами в период с 20:00 до 8:00;
-
взаимодействовать с потребителем и другими более двух раз в сутки, кроме случаев их согласия на взаимодействие чаще;
-
скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление потребителю;
-
использовать функцию (сервис) автоматического дозвона до потребителя в течение более 60 минут в сутки;
-
использовать на конвертах или сообщениях изображения, которые могут быть восприняты как такие, что содержат угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи “исполнительной документ”, “решение о взыскании”, “уведомление о выселении” и т.д., а также использовать названия органов государственной власти и лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений (государственные исполнители, частные исполнители и т.д.);
-
“любым образом сообщать третьим лицам – лицам, не являющимся сторонами договора, кроме представителя, наследника, поручителя и имущественного поручителя, другого лица, взаимодействие с которым предусмотрено договором о потребительском кредите и которое дало согласие на такое взаимодействие, о задолженности потребителя или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что последним станет или может стать известна информация о задолженности потребителя, кроме случаев взаимодействия с представителем потребителя, который представляет его интересы в вопросе урегулирования просроченной задолженности и в других вопросах, связанных с просрочкой задолженности, или лицом, в отношении которого потребителем дано согласие на передачу ему информации о наличии просроченной задолженности”;
-
требовать от близких лиц потребителя, его представителя, наследника, поручителя или имущественного поручителя, а также его работодателя и / или других лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности, “если иное не предусмотрено договором или законом”;
-
требовать погашения задолженности иным способом, чем это предусмотрено законом или договором;
-
взаимодействовать с потребителем, если он письменно, путем предоставления всех подтверждающих и надлежащим образом оформленных документов сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель.
В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, НБУ как орган контроля за деятельностью коллекторских компаний имеет право применить меры воздействия “адекватно совершенному нарушению”.
В то же время, решение Нацбанка о применении меры воздействия может быть обжаловано в судебном порядке. Но такое обжалование, по законопроекту, не останавливает выполнения решения НБУ.
В пояснительной записке к законопроекту констатируется, что деятельность коллекторских компаний в Украине до сих пор остается неурегулированной на законодательном уровне должным образом. При этом, на сегодня в Украине насчитывается более 200 таких компаний, чья деятельность нередко граничит с нарушениями законодательства, включая уголовно наказуемые деяния.
“Принятие законопроекта позволит усовершенствовать действующее законодательство по урегулированию просроченной задолженности, исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечить защиту прав потребителей-должников при урегулировании просроченной задолженности”, – говорится в Пояснительной.
Фото: “Економічна правда”